Москва будущего. Какой мы увидим столицу через несколько лет и десятилетий?

Как проекты станут лицом столицы и как изменится город в будущем?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Какие здания изменятся первыми? Рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Сколько этажей строить?

- Сергей Олегович, новый Генеральный план развития Москвы должны принять во второй половине будущего года. Чем он будет отличаться от предыдущего?

- Я бы уточнил. Он будет отличаться от всех предыдущих генпланов, причём принципиально. Мы давно говорим о практике мастер-планирования, на которую сейчас перешло большинство городов. Если придерживаться её, то получается более обобщённый документ - он показывает рамки и направления развития. Нужно честно сказать: ни один из генпланов Москвы так и не был полностью реализован - все они реализовывались частично. То, что происходит сегодня, ещё несколько лет назад спрогнозировать было очень тяжело. Планировать всерьёз какие-то общие тенденции типа высоты застройки, материалов или цвета домов невозможно.

- Цвет и материалы - это детали. Но высотность - серьёзный фактор, который определяет облик города и волнует всех москвичей.

- Город застраивается плотно. Транспортная система активно развивается. В местах, где будут создаваться транспортно-пересадочные узлы, резонно ожидать появления высотной застройки. Сегодня это тенденция и общепринятая мировая практика.

Попытка нарисовать город на 20-30 лет - утопия. Хотя понимание, куда вести инфраструктуру, необходимо. Именно с таких позиций мы сейчас готовим новый генплан. Жизнь современного города - это жизнь проектами.

Какие проекты станут лицом столицы?

- Какие из уже придуманных архитектурных концепций будут определять лицо Москвы?

- Большой комплексный проект реки, который сейчас разрабатывается и который мэр Москвы Сергей Собянин представил на Урбанфоруме-2015. На мой взгляд, он самый перспективный, потому что в нём гигантский потенциал и по развитию общественного пространства, и по капитализации прилегающей территории. Там скрыт большой ресурс в силу того, что так долго река была не на первых ролях.

Другие идеи не такие масштабные - кроме, конечно, проекта развития новых территорий. Но это, на мой взгляд, прогнозировать сложнее, чем реку, - там большее количество неизвестных, да и сама территория огромная.

Из отдельных проектов я бы выделил парк «Зарядье», Лужники, ЗиЛ, музейные проекты: преобразование ГЭС-2 в многофункциональный комплекс, реконструкцию Пушкинского музея, строительство нового комплекса Государственного центра современного искусства. Увидеть и оценить их, думаю, можно будет в 2017 г., поскольку многие делаются к чемпионату мира по футболу 2018 г., а другие просто совпадают по времени ввода в эксплуатацию.

- Так что будет вокруг Москвы-реки?

- В 2014-м прошёл конкурс. Выиграло его архитектурное бюро «Проект Меганом». Оно представило концепцию развития реки. И теперь на её основе будут делаться отдель­ные проекты. Территория, тяготеющая к реке, огромна - больше 10 тыс. га, только протяжённость набережных - 200 км с лишним. Это расстояние от Москвы до Владимира.

Многое уже делается. Вы знаете, как изменилась территория в районе Дома художников на Крымском Валу или набережная в парке Горького. Есть более затратные участки, где работы займут больше времени. К примеру, территория ЗИЛа, в которую входит большой район реки - от Симоновской набережной до шлюза в районе Южного порта. Но думаю, что преображение в этом месте - уже не очень далёкое будущее. Или Лужники - там работы уже идут. Это можно назвать проектами первой очереди развития Москвы-реки.

А вообще концепция очень многокомпонентная - и архитектура, и транспорт, и экология, и сам вид реки новый... Главная цель - раскрыть доступ к воде. Просто физически открыть его. Чтобы люди могли видеть воду, двигаться вдоль воды, находиться у воды.

Для чего промзоны?

- Насколько реальна идея облагородить все заброшенные территории, развивая таким образом общественные пространства?

- Что считать заброшенными территориями? Есть территории промзон, уже подлежащие развитию, с разработанными проектами застройки. Но есть и зелёные территории, которые тоже можно назвать заброшенными, потому что они довольно дикие, что особенно касается Новой Москвы. Это тоже в перспективе большой блок общественных пространств, которые могли бы стать магнитом для притяжения людей из центра. Там можно развивать туризм выходного дня - с гостиницами, развлечениями, вариантами спортивного досуга. Катание на велосипедах и роликах летом, на лыжах и санях - зимой. Да массу всего можно придумать! То есть промзоны - это скорее территории для некой застройки, а зелёные заброшенные зоны - скорее не для застройки, а для развития зон отдыха.

В любом случае город - сложная структура, ею нельзя управлять просто. Каждый вопрос требует анализа и индивидуальных решений.

На чем поедем в будущем?

Москва столько делает для разрешения транспортных проблем, но хорошо бы подумать и про «экологическую составляющую» этого вопроса!

О. Носова

Отвечает Александр Шумский, руководитель экспертного центра «Пробок. нет»:

- Мне кажется, что в ближайшие годы в столице выстроится такая система приоритетов: для коротких расстояний - самокат (уже сейчас народ всех возрастов передвигается на нём с удовольствием), для средних дистанций - велосипед (число поклонников этого вида транспорта вырастет не меньше чем в 5 раз в самом ближайшем будущем). Ну а для дальних поездок москвичи будут выбирать между такси и каршерингом (краткосрочной арендой).

Ставка на максимальную экологичность будет делаться и при развитии общественного транспорта. Это трамвай (самый быстрый и удобный вид передвижения после метро) и троллейбус. Причём я уверен, что нужно не модернизировать существующую контактную сеть, а сразу перейти к модели, когда транспорт заряжается на остановках. Это позволит убрать провода с улиц и сделает троллейбус намного свободнее в передвижениях, ведь он сможет легко объехать пробку или место ДТП.

Где будем отдыхать?

Это правда, что московские зелёные зоны будут кардинально переделаны? Но что там можно нового придумать? В парках и так много спортивных площадок, велосипедных и пешеходных дорожек...

О. Кипелова

Отвечает Илья Мочалов, первый вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России:

- За последние пять лет в столице наступил самый настоящий ландшафтный ренессанс - потому что парки, которые представляли собой настоящие авгиевы конюшни, были вычищены и благоустроены. Но это лишь начало. Парковое пространство сегодня - это не только место, где горожанин может стать ближе к природе, но и пространство искусства, культуры. Получив эту роль, оно зажило абсолютно новой жизнью.

Москвичам надо предложить разные варианты отдыха на территории всего города. Задача на ближайшие годы, на мой взгляд, заключается в том, чтобы заняться точечной проработкой парков, бульваров, скверов, зелёных зон. Их надо наполнить содержанием, а это работа не по шаблону, а авторская. Я уверен, что московские территории отдыха в будущем должны отвечать нескольким критериям. 

А именно, быть удобными (под этим подразумевается безопасность, хорошее освещение, наличие комфортной уличной мебели, общественных туалетов, точек питания). Другой критерий - привязка к местности, особенно если это не новый зелёный уголок, а со своей давней историей. (Интересное прошлое есть не только у парка Горького, но и у долины реки Чермянка в Свиблове.) К тому же территория обязана быть красивой. Причём не только зрительно. У нас ведь есть ещё слух, обоняние и осязание. И последний, самый важный пункт - это экологичность зон. Это может означать сбор и фильтрацию дождевой воды, посадку разнотравных, злаковых газонов, множество других нововведений.

Ну а лучшим индикатором качества выполненных работ станет посещаемость места. Ведь люди голосуют ногами, заставить их ходить в скучный парк невозможно.

 

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за «самолеты судного дня» есть в США?
  2. Почему сторонники президента Венесуэлы напали на здание парламента страны?
  3. Каких растений лучше избегать на даче?
  4. Почему такси обычно желтого цвета?

Удастся ли вам этим летом отдохнуть так, как вы хотите?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru