aif.ru counter
Марина Мурзина 18114

От Хитровки к Божедомке. Какие таинственные места исчезли с карты столицы

Статья из газеты: АиФ №46 13/11/2013

«АиФ» продолжает рассказывать о таинственных либо злачных местах столицы, названия которых сохранились лишь в её истории, но исчезли с карты.

(9) Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в районе Пречистенка (бывшее Чертолье).
(9) Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в районе Пречистенка (бывшее Чертолье). © / Adges van Hepsu / wikipedia.org

О Грачёвке, Кулишках и Разгуляе  читайте в № 37 («Нечистая сила» в «Аду»). А сейчас - черёд Хитровки, Божедомки и Чертолья.

Из жизни хитрованцев

Хитровка - территория Белого города близ Яузы между Подколокольным, Певческим, Петропавловским и Хитровским переулками. В 1935-м Хитровские площадь ➊ и переулок получили гордое имя Максима Горького, «воспевшего» эти мрачно-криминальные места в пьесе «На дне». Да они и в самом деле являлись самым что ни есть «дном» города - нищим, грязным, зловонным и уголовным. Хотя некогда здесь было одно из древнейших поселений вятичей. А с конца XVII в. обосновался сподвижник Петра I боярин Фёдор Головин. Он был первым русским адмиралом и первым кавалером ордена Андрея Первозванного (знаменит также тем, что добровольно первым из бояр срезал себе бороду). Его деревянное имение приобрела уже в XVIII в. княгиня Щербатова, но владения её выгорели в пожаре 1812 г. 

(1) Таким Хитровский рынок был вплоть до 1923 года
(1) Таким Хитровский рынок был вплоть до 1923 года. Фото: РИА Новости / М.Шабельников

В 1822-1824 гг. эти «погорелые» территории скупил генерал-майор Николай Хитрово, он обустроил площадь и подарил её городу. По­строил также каменные крытые рыночные ряды с жилыми подворьями для торговцев мясом и зеленью. Но через два года внезапно умер. И созданные им вполне культурные ряды с «палисадами» постепенно превратились в страшные трущобы со множеством ночлежек, притонов, игорных домов и кабаков. Знаток Хитровки и её обитателей Владимир Гиляров­ский писал: «Мрачное зрелище представляла собой Хитровка… Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться!» «Сунулись» сюда, правда, кроме дяди Гиляя (жившего, к слову, в Столешниковом пер., 9 ➋) и Максима Горького отцы-основатели Художественного театра - Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко и художник Виктор Симов. Зачем? Хотели познакомиться поближе с бытом и персонажами Хитровки, когда готовили постановку «На дне». «Мы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и начался пир, - вспоминал Станиславский. - Босяки растрогались до слёз. «Какой чести удостоились!» - воскликнул один из них». 

(2) Рассказывая о кошмарах московского дна, сам дядя Гиляй жил в приличном месте - в Столешниках
(2) Рассказывая о кошмарах московского «дна», сам дядя Гиляй жил в приличном месте - в Столешниках. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

​Был у Хитровки и «хозяин» - городовой Федот Рудников. Его боялись все. А он запирался на ночь в своей будке и беспокоить себя не велел: не лезь сюда кому не надо. А свои жёсткие законы Хитровки и так знали. Ни острое перо Гиляя, ни повесть А. Безуглова и Ю. Кларова «Конец Хитрова рынка» (с ним покончили в одну ночь 1923-го, оцепив район и выселив всех) не в состоянии воссоздать все ужасы этого места. Его называли «шевелящейся гнилой ямой», где в трактирах «Пересыльный», «Сибирь» (оба находились в Подколокольном пер., д. 12 ➌) и «Каторга» (в Подколокольном пер., д. 11 ➍) и ночлежках («Утюг», «Сухой овраг» и «Свиной дом») собиралось до 10 тыс. человек! 

Спали в ночлежках на нарах и под нарами, на лестницах и в переходах-лабиринтах. Пили в трактирах до полусмерти. Били до смерти. Грабили, буквально раздевая донага. Развратничали буйно и грязно. Трупы бросали прямо на улицах или прятали в подвалах, в многочисленных подземельях-тайниках, там же хранилось и награбленное. По слухам, до сих пор не найдены спрятанные где-то в лабиринтах хитровских подземелий сокровища королевы всего преступного мира и Хитровки - Соньки  Золотой Ручки

В гости в «Мариинку»

Божедомка - это не только адрес героини Натальи Фатеевой из фильма «Место встречи изменить нельзя», но и московский адрес великого Фёдора Достоевского. Его отец был штаб-лекарем Мариинской больницы для бедных на Новой Божедомке (ныне ул. Достоевского, д. 4 ➎), семья жила при ней, а классик родился в больничном флигеле. Теперь здесь его Музей-квартира.

(5) Столичной Мариинкой называли больницу для бедных (сейчас это Клиника фтизиопульмонологии). Штаб-лекарем в ней служил отец Достоевского. В больничном флигеле родился будущий писатель, теперь здесь его музей-квартира
(5) Столичной «Мариинкой» называли больницу для бедных (сейчас это Клиника фтизиопульмонологии). Штаб-лекарем в ней служил отец Достоевского. В больничном флигеле родился будущий писатель, теперь здесь его музей-квартира. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Божедомка (местность в районе ул. Дурова, бывшей Старой Божедомки, и театра Россий­ской армии) была некогда дальней окраиной города и, подобно Хитровке, имела зловещую славу. Там находился убогий (божий) дом, куда свозили неопознанные тела убитых, замёрзших, утопших, самоубийц, странников-бродяг - другими словами, невостребованных покойников. По древней традиции их нельзя было хоронить на общих кладбищах: «В пустое место в яму вложити и закопати». Без церковного отпевания. Однако им всё же обустраивали общие могилы - «божедомья».  Выкапывали глубокие ямы, складывали в них тела по мере по­ступления и заполняли льдом. А дважды в год (на Пасху или Покров) проводили панихиды, после чего засыпали землёй. Что, жутковато? Напрасно - в этом установленном порядке есть гуманизм по отношению к униженным и оскорблённым, отчаявшимся и убогим. Да и что такое «убогий»? Тот, кто «у бога», стало быть, ближе к нему. Правда, первый «убогий дом» Москвы стал и последним, в 1732 г. его переселили ещё дальше, в Марьину Рощу, а в 1771-м после эпидемии чумы дом закрыли. 

Но имя «Божедомка» осталось. В начале XIX в. появились сразу две улицы - Старая и Новая Божедомки. Последняя прославилась Мариинской больницей (ныне - Клиника фтизиопульмонологии). Помощь в «Мариинке» оказывалась безвозмездно в любое время суток. Содержалась же больница на средства из личной канцелярии супруги Павла I императрицы Марии Фёдоровны, она сама следила за состоянием палат и работой лекарей и сестёр милосердия.

(6) Сегодня Божедомка известна ещё и благодаря дрессировщику Владимиру Дурову и его Театру зверей. Он жил на Старой Божедомке, которую с 1927 г. называют ул. Дурова
(6) Сегодня Божедомка известна ещё и благодаря дрессировщику Владимиру Дурову и его Театру зверей. Он жил на Старой Божедомке, которую с 1927 г. называют ул. Дурова. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Сегодня это место известно благодаря знаменитому дрессировщику Владимиру Дурову и его Театру зверей. Дуров жил на Старой Божедомке (с 1927 г. - ул. Дурова ➏), где в 1912-м и открыл свой «Уголок». 

 Уголок дедушки Дурова, 1965 год
«Уголок дедушки Дурова», 1965 год. Фото: РИА Новости / Нина Каневская

«Чертям раздолье!»

«Чертолье - чертям раздолье!» - так говорили про территорию современной Пречистенки, где, проистекая из Козьего болота, журчал ручей Черторый (загнанный позже в трубу под Гоголевским бульваром). В наше время название хранит лишь Чертольский переулок ➐. А имя ручья, по легенде, родилось так: берег его, представлявший собой глубокий и скользкий овраг, не раз приводил к падениям зазевавшихся людей, которые чертыхались при этом. Дескать, не иначе как сам чёрт ручеёк вырыл! В далёком прошлом здесь, недалеко от нынешних Обыденских переулков и храма Ильи Пророка ➑, было языче­ское капище Перуна, которому приносились кровавые жертвы. На месте храма в стародавние времена будто бы попал в грозу молодой князь. И дал обет: если жив останется - за один день («об един день») выстроит «обыденный» храм в честь Ильи Громовержца, повелителя грозы. Он выжил. И сдержал обещание - построил в XV в. храм, где полюбил молиться царь Алексей Михайлович по пути в Новодевичий монастырь. По другой легенде, храм поставили всем миром местные жители в год сильной засухи с молением о дожде, но тоже сумели сделать это за один день. При Петре I здание стало каменным. И намоленное веками, не закрывалось и не осквернялось даже при советской власти. 

(8) Храм Ильи Пророка во 2-м Обыденском пер., 6, по строили на месте капища Перуна
(8) Храм Ильи Пророка во 2-м Обыденском пер., 6, по­строили на месте капища Перуна. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Полюбивший этот район Москвы Алексей Михайлович порешил, что невозможно месту называться в честь чёрта. Так в 1658 г., 355 лет назад, Чертолье стало Пречистенкой. В честь этого события заложили ещё одну церковь - деревянную Спаса Нерукотворного Образа «что на Убогих домах». Да-да, здесь тоже обустраивали «божедомья»! Но в отличие от храма Ильи Пророка церковь Спаса Нерукотворного весной 1934-го снесли. И ещё долгие годы после этого натыкались строители окрестных домов на бренные останки захороненных на том месте бедняков. 

Кстати, кладбищенская тема откликается и в жутковатом названии другой церкви района - Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах ➒. На её месте до 1790 г. также было кладбище, правда, для москвичей с именем («могильцы»). Но вот соседний Мёртвый переулок (ныне Б. Власьевский) был назван всего лишь в честь местного домовладельца по фамилии Мертваго.

Продолжение темы - в следующих номерах «АиФ».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как изменятся для путешественников правила ввоза в Россию фруктов и овощей?
  2. Каковы предварительные итоги выборов на Украине?
  3. Можно ли вернуть один товар, если в чеке было пробито несколько?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ