aif.ru counter
Марина Мурзина 0 2599

От модерна до панельного строительства. Как менялась Москва в XIX-XX вв.

Статья из газеты: АиФ № 12 19/03/2014
Все материалы сюжета Экскурсии по Москве

55 лет назад не стало «отца» сталинской столицы Ивана Жолтовского.

Проект «Метрополя» Кекушева выиграл конкурс, но он же и сломал его жизнь.
Проект «Метрополя» Кекушева выиграл конкурс, но он же и сломал его жизнь. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ
Схема: АиФ

Имена отцов архитектурной Москвы XIX-XX вв. Льва Кекушева, Ивана Рерберга и Ивана Жолтовского (в отличие от их предшественников, скажем, Казакова или Баженова) известны, к сожалению, лишь специалистам. А вот дома, ими придуманные и построенные, стоят, создавая уникальный облик нашего города. 

Под знаком Льва

Лев Николаевич Кекушев в 90-х гг. XIX в. был самым популярным архитектором Москвы, имел и богатейших заказчиков, и должность - московский участковый архитектор. Его постройки - это Остоженка, Пречистенка, Поварская, Никольская, переулочки в центре, Охотный Ряд, Гоголевский бульвар, Хамовники, чудный особняк купца Носова на ул. Электрозаводской, д. 12 (1), и на ул. Преображенский Вал, д. 19 (2),- бывшая больница при Преображенской старообрядческой общине, одна из последних его построек 1912 г. Во многом архитектурный облик Москвы существует «под знаком Льва». Изображения царя зверей - действительно фирменный знак Кекушева.

Дом купца Носова. Электрозаводская, 12
Дом купца Носова. Электрозаводская, 12. Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Кекушев - автор около 100 проектов, пять из его зданий - объекты культурного наследия! Но самым главным, жизненно и творчески, судьбоносным и любимым проектом для Льва Николаевича стал «Метрополь» (Театральная пл., д. 1/14) (3). На конкурсе он получил I премию. Но всемогущий купец и меценат Савва Мамонтов проект отверг и передал его архитектору В. Ф. Валькоту, а Кекушев оказался лишь его помощником - организатором стройки.

Посол Новой Зеландии живёт красиво
Посол Новой Зеландии живёт красиво. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Мамонтова вскоре арестовали и судили за финансовые нарушения, но Кекушев так и остался без проекта. Считается, что именно это его сломило и могло стать в итоге причиной его «самоустранения» от работы после 1910 г. и обнаруженной вскоре душевной болезни, от которой архитектор и скончался якобы в психбольнице… Место и дата смерти неизвестны, как и место его захоронения.

Пройдитесь по Остоженке мимо кекушевских домов № 17, 19, 21(4)…  Последний считается «прототипом» особняка булгаковской Маргариты - очаровательный средневековый замок в миниатюре. Этот дом молодой, талантливый и счастливый отец семейства Лев Николаевич в 1903 г. строил для себя, любимой супруги Анны и троих маленьких детей. Но последовал развод...

Даже в тех зданиях, что мастеру довелось лишь перестраивать (ресторан «Прага», Ярославский вокзал и др.), видны его вкус, неповторимая фантазия и удивительно лёгкая рука. После революции 1905 г. роскошный модерн постепенно выходит из моды. Но до сих пор живы его необычные здания: не зря некоторые облюбовали иностранные посольства - Новой Зеландии (ул. Поварская, д. 44/2), Афганистана (та же ул., д. 42) (5).

Отец канализации

Иван Иванович Рерберг свои проекты всю жизнь подписывал не «архитектор», а именно «инженер». Он - представитель четвёртого поколения династии известных и одарённых людей (по семейной легенде, Пётр I пригласил в Россию его предка - датского кораблестроителя). Отец проектировал первый Бородинский мост, брат Фёдор - художник, а внук Георгий Рерберг стал знаменитым оператором.

Здание Киевского вокзала - 900 м² залов! Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Иван Рерберг учился в Петербурге, а в Москве, уже будучи по образованию военным инженером, начал работу… с постройки городской канализации. Затем - прорыв, и он уже помощник, правая рука знаменитого Р. Клейна при возведении Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина), главный инженер строительства магазина «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ). Рерберг и впрямь не романтик, витающий в облаках, а реалист, одарённейший строитель (владел ремёслами плотника, каменщика), проектировщик. Он смело и раньше других стал изучать и применять новейшие технологии, отдав дань и классике - это и дом Урусовой на Новокузнецкой ул. (д. 12) (6),  сейчас это посольство Индонезии, и Елизаветинская женская гимназия с церковью 1912 г. постройки (Б. Казённый пер., д. 9) (7).

После строительства Музея изящных искусств Рерберг стал его «пожизненным безвозмездным архитектором». Самые известные его здания - Киевский (Брянский) вокзал, 1911-1914 гг. (пл. Киевского вокзала, д. 2) (8) и Центральный телеграф, 1925-1927 гг. (Тверская ул., д. 7) (9).

Спроектировал в 1906-м практически первую пятиэтажку с дешёвыми квартирами для семейных по 2-й Мещанской ул. (ныне ул. Гиляровского). Жилые дома он строил и в начале 30-х - в Газетном пер. (сам жил рядом, в Брюсовом пер., д. 12), на 4-й Тверской-Ямской.  Действительный член Московского архитектурного общества, он умел гармонично сочетать практичность, функциональность здания и внешнюю красоту. Центральный телеграф, ставший одним из символов столицы, - 40 тыс. м², 5-гранная башня с вращающимся стеклянным глобусом.

После огромного успеха Центрального телеграфа Рербергу дали почётное задание - проект Школы красных командиров им. ВЦИК в Кремле, на месте снесённых Чудова и Вознесенского монастырей. Не дожив до окончания строительства, архитектор скончался в 1932 г.

Сталинист из католиков

Дом Скакового общества - в классическом стиле
Дом Скакового общества - в классическом стиле. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Иван Жолтовский (имя при рождении - Ян), поляк из католической семьи г. Пинска, прожил долгую, 91 год, жизнь, пережил смену властей и эпох. Чудо, но не пострадал он ни разу, был лично знаком с Лениным и Сталиным (сохранилась переписка с «отцом народов» Ивана Владиславовича, «отца сталинской архитектуры»). Его имя долго носила улица у Патриарших прудов (в 1994-м вернули историческое название - Ермолаевский пер.). До революции Жолтовский увлекался неоренессансом, нео­классицизмом. И всю жизнь - Италией, её архитектурой, там он бывал 26 (!) раз, фактически жил  с 20-х гг. ХХ в., перевёл на русский 4-томный труд своего кумира в архитектуре Андреа Палладио. И дожил до 1959 г., до эпохи крупнопанельного строительства, даже участвовал в проектировании жилых домов.

Он построил Госбанк СССР на Неглинной (10), Училище (художественно-промышленное) им. Строганова (Волоколамское шоссе, д. 9) (11), проектировал ВСХВ (ВДНХ) - павильон «Машиностроение», кинотеатры «Победа», «Слава», «Буревестник», монументальные многоквартирные жилые дома на Смоленке (с башней), на Ленинском пр-те (д. 11), на Скаковой аллее (д. 7 - дом Скакового общества), на пр-те Мира (д. 184, к. 1)… Ловкий стилизатор? Умелый, образованный компилятор? Дутая фигура, ставшая символом страшной эпохи и имперской столицы? О Жолтовском всё это говорили, но главным образом - думали про себя. Сравнивали со Шпеером, главным архитектором Гитлера. А уже в 60-70 гг. ХХ в. он вообще стал чуть ли не персоной нон грата.

Ленину его представил и рекомендовал Луначарский. И Ильич беседовал с Жолтовским… об озеленении. Сталину он написал письмо против сноса Сухаревой башни - и получил отказ. Похоронен на Новодевичьем. Он был культовым зодчим эпохи культа личности, но каким талантливым!

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такой митрополит Епифаний, возглавивший поместную церковь на Украине?
  2. Почему закрывают «Бутырку»?
  3. Что входит в стоимость батона колбасы?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ