aif.ru counter

Рабочий ансамбль: история Дангауэровской слободы

АиФ.ru вспомнил историю застройки лефортовского

Дом 12/22 по Авиамоторной улице. Фото: Commons.wikimedia.org / DonAvero

Один из главных московских памятников архитектуры конструктивизма, Дангауэровская слобода в Лефортово, сегодня незаслуженно забыт экскурсоводами и краеведами. Тем не менее, в районе станции метро Авиамоторная можно погулять по почти нетронутому перестройкой рабочему кварталу 1920-х годов.

Поселок прикладного типа

Согласно данным Москомнаследия в перечень памятников архитектуры Дангауэровской слободы входят 12 домов: 22, 26, 28 и 49 по Авиамоторной, 1 и 2 по 3-ей Кабельной, 3 и 5 по улице Пруд-Ключики, 18, 20А, 20Б и 20В по шоссе Энтузиастов. Рабочее поселение на окраине Москвы во второй половине XIX века, когда два работавших в России немецких коммерсанта Генрих Карл (Андрей Карлович) Дангауэр и Христиан Вильгельм (Василий Васильевич) Кайзер выкупили здесь землю для размещения мощностей котельно-литейного «Товарищества Дангауэра и Кайзера».

Дом 3 по ул. Пруд Ключики Дом 3 по ул. Пруд Ключики. Фото: Commons.wikimedia.org / DonAvero

Производственные здания вблизи нынешнего шоссе Энтузиастов разместили еще в 1869 году. В то время дорога называлась Владимирской, по аналогии с начинавшимся здесь Владимирским трактом. Путь вел сначала во Владимир, а затем в Сибирь. Сейчас на его основе выстроена федеральная трасса М-7. В момент формирование здесь рабочей окраины слобода казалась местом довольно депрессивным: без освещения, водопровода, мостовых и хоть какой-то инфраструктуры. Здесь же толкались нищие и семьи ссыльных, отправлявшихся по Владимирскому тракту в Сибирь. Сегодняшняя территория завода «Компрессор», бывшего «Товарищества Дангауэра и Кайзера», на  2-ой улице Энтузиастов впервые застраивалась в 1883 году, после покупки коммерсантами права на участок. Численность рабочих быстро росла и уже к 1916 в производстве котлов и паровых машин были заняты 615 человек. Все они вместе с семьями размещались в убогих одноэтажных домиках по соседству.

По имени собственника главного завода слободу и назвали Дангауэрской, в народе проще - «немецкой». К постояльцам постепенно подселялись рабочие соседних мануфактур - стального производства «Гужон» предпринимателя Юрия Гужона, в 1922 году преобразованного в «Серп и молот» и кабельного «Товарищества для эксплуатации электричества «М.М. Подобедов и Ко», на базе которого позже появился «Москабель». В 1918 дангаэровскогое предприятие было национализировано, ненадолго переименовано в «Котлоаппарат» и переориентировано на выпуск холодильных установок по немецким чертежам. За прилегающий микрорайон всерьез взялись лишь в середине 1920-х.

Перспективы комплексной застройки

Первым в сегодняшней Дангауэровке появился дом 28 на шоссе Энтузиастов. Здание клуба «Пролетарий», позже получившего более официальный титул дома культуры завода «Компрессор», построено в 1927-1929 годах архитектором Владимиром Владимирским. Внутренним убранством занялись члены Ассоциации художников революционной России  - Яков Цирельсон, Давид Мирлас, Лев Вязьменский, Федор Невежин и Тарас Гапоненко. Члены ассоциации же и взяли шефство над клубом и посещавшими его рабочими. Но в 1930-х большинство художников были расстреляны или репрессированы, а в «Пролетарии» их заменили стандартные кружки самодеятельности. С середины 1990-х здание сдается в наем коммерческим предприятиям: сейчас  в бывшем доме культуры магазин мебели.

К 1928 году архитекторы «Мосстроя» Михаил Мотылев, Евгений Шервинский, Борис Блохин и Иван Звездин подготовили генеральный план развития соцгородка. На 50 тыс. гектарах немецкой слободы должны были появиться квартиры для 45 тыс. человек и вся необходимая инфраструктура - школы, детские сады, магазины, прачечные, рестораны и досуговые учреждения. Центральной улицей обновленного района выбрали Первую Синичкину, позже переименовав ее в Авиамоторную. Первым на ней в 1928 году появился дом п-образный пятиэтажный дом 49.

Генеральный план застройки Дангауэровского посёлка 1927 1928 гг Генеральный план застройки Дангауэровского посёлка 1927—1928 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Корпусов 20-го дома по шоссе Энтузиастов изначально было 4. Последний, дом 20Г снесли в начале 2000-х, на его месте разместили спортивную площадку. Здания стоят параллельно друг другу согласно принципу так называемой строчной застройки, когда на главную улицу выходит  торцевая часть, а фасады расположены друг напротив друга. Подобная система - один из популярных трендов конструктивизма 1930-х. «Строчные дома» могут похвастаться рядом гигиенических преимуществ: лучше проветриваются и получают больше естественного освещения. Но одновременно подобная схема застройки заставляет планировщиков искать дополнительное архитектурное решение для оформления главной улицы. Так дангауэровские пятиэтажки в 1938 году просто «закрыли» перпендикулярным домом 18 фасадом обращенным к шоссе Энтузиастов.

Следом Михаилу Мотылеву удалось возвести два здания, 28 по Авиамоторной и 2 по 3-й Кабельной, спроектированных как «жилые дома для американских специалистов», но служивших для простых советских рабочих. Два одинаковых пятисекционных дома в 5-7 этажей змеевидной формы повернуты друг к другу фасадами и образуют масштабный внутренний двор в котором сохранился поставленный при строительстве памятник Ленину.

План планировки Электрогородка 1931 г План планировки Электрогородка 1931 г. Фото: Commons.wikimedia.org

В самый разгар застройки, в 1931 году, архитекторы треста выступили с идеей построить вторую очередь Дангауэровки - жилого массива для рабочих стоявших недалеко электрических заводов, проект получил рабочее название «Электрогородок», но так и не был реализован. Землю отдали под возведение промышленных зданий.  Оставшееся между рабочими домами в слободе место уплотнили в конце 1930-х, построив пять семи и пятиэтажных кирпичных домов по типовым проектам, называемых в народе «сталинками».

Читайте также:

История одной коммуны: чем знаменит Дом Наркомфина >>

Архитектурные шедевры 1920-х гг. могут навсегда исчезнуть с улиц Москвы >>

Куда пропала «восьмая сестра» отца советских архитекторов Иосифа Сталина? >>

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как отличить сердечную боль от невралгии?
  2. Какие льготы и скидки на железнодорожные билеты положены инвалидам?
  3. Можно ли не платить за вывоз мусора?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ