00:01 26/06/2014 Николай Зятьков 10 5842

Сергей Степашин: собственники жилья должны содержать его за свой счет

Проблема ЖКХ - тарифы, аварийное жильё, мошенники-коммунальщики - с недавних пор попала в поле зрения самого высокого руководства страны.

Сергей Степашин
Сергей Степашин © / www.russianlook.com

О том, почему в сфере, которая касается буквально каждого россиянина, сложилась такая вопиющая ситуация, что ею в ручном режиме вынужден заниматься президент страны, и как это можно поправить, главный редактор «АиФ» Николай Зятьков поговорил с Сергеем Степашиным, экс-главой Счётной палаты РФ, а ныне председателем наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

За свой счёт?!

Николай Зятьков, «АиФ»: Сергей Вадимович, вам, человеку, который возглавлял спецслужбы, контрольно-финансовые органы, понятно, как такая простая сфера, как ЖКХ, стала такой криминальной, коррупционноёмкой?

Сергей Степашин: Да, действительно, ЖКХ - самая близкая людям тема: у всех нас есть жильё. И самая острая. По опросам общественного мнения, ЖКХ - проблема № 1 в стране. Но давайте откровенно скажем, что и наследство нам досталось непростое. Пожалуй, жилищный вопрос в стране системно решался единственный раз - когда в хрущёвские времена народу предоставили более или менее сносное жильё. А так - латали дыры, выделяли какие-то деньги.  

Поэтому 8 лет назад - всего 8! - государство взялось за системное решение этого вопроса. Отсюда - создание Фонда ЖКХ, которому выделены очень большие бюджетные деньги (и уже потрачено около 380 млрд руб). Фонду были поставлены три задачи. Первая: до 2017 г. вместе с регионами, муниципалитетами переселить порядка 780 тыс. чел. из аварийного жилья.  

Вторая задача - капитальный ремонт домов. Здесь достижения более ощутимые. За 6 лет отремонтированы многоквартирные дома, в которых живут 18 млн чел. Это немало. Потрачено 316,34 млрд руб., из них 220,53 млрд - из средств фонда, остальное - региональные бюджеты и средства собственников жилья.

Третья тема, которой занимается фонд, - строительство энергосберегающих домов. Пока дело идёт не очень, на всю страну таких домов - 64. Они строятся из материалов, которые не по­зволяют терять тепло, - а у нас до 60% потерь электроэнергетики происходит именно в жилом секторе. Мы сейчас договорились с Минэнерго и Минстроем о том, чтобы для всех строительных компаний был введён обязательный жёсткий норматив энерго­сбережения.

- Стоит отъехать на ту же окраину Москвы - и видишь: там по сей день возводят сотни панельных домов. Какое там энергосбережение? Про регионы вообще можно не говорить…

- Я вам откровенно скажу: как у нас дела обычно делаются? Президент дал распоряжение - надо выполнить. А как люди, из аварийного жилья переселённые, на новом месте будут обустраиваться, никого не интересовало. Были недавно в Карелии, зашли к женщине в барак, а она говорит: мол, я отсюда не уеду. Я ей: как же так?! Вы в таких ужасных условиях живёте! А она отвечает: «А вы съездите посмотрите, куда нас хотят переселить». Я взял и с главой республики А. Худилайненом туда поехал. Ну, это ужас! Хлев! Но формально указ выполнен. Учтя эти ошибки, и фонд, и Министерство строительства и ЖКХ подписали соглашение с прокурорскими работниками, чтобы они держали вопрос качества жилья на контроле. В. Путин провёл специальное заседание Госсовета и прямо сказал: не обеспечите людей качественными домами - будем снимать с работы.

Есть и другая проблема: у людей почти всё жильё сегодня приватизировано. Но народ привык так: пусть государство всё равно вкладывает деньги, дома ремонтирует. Прямо сегодня для решения всех проблем ЖКХ нужны триллионы рублей. Таких денег нет, поэтому люди должны менять психологию: раз собственник жилья - будь добр его содержать за свой счёт.

В каком случае собственник квартиры обязан зарегистрировать жильцов →

Бутылка водки - цена капремонта?

- Да, народ приватизирует жильё, выкупает у государства. Но оно спихнуло ему дома ветхие, неотремонтированные, в плохом состоянии!

- Именно поэтому государ­ство взяло на себя обязательство и вливает прямые бюджетные инвестиции в капремонт. 18 млн человек уже живут в отремонтированном жилье. Что дальше? Принято решение, что жильцы теперь сами будут делать отчисления на капремонт - в Петербурге это 2 руб. за квадратный метр, а в среднем по стране - 5-6 руб. за квадрат в месяц. У нас 70% россиян живут в небольших по площади квартирах. По моим подсчётам, семья в месяц будет вкладывать порядка 180-200 руб. Это ж бутылка водки, грубо говоря! Но и этого людям вроде как жалко  - потому что привыкли, что за всё государ­ство платит.

- С одной стороны, жалко, а с другой - и это более важная причина - люди не понимают, куда именно пойдут эти деньги, на какие непонятные счета? И не разворуют ли их ещё до того, как дело до капремонта дойдёт?

- Никаких непонятных счетов нет. Жилищный кодекс предлагает два способа формирования фонда капремонта: на специальном счёте или на счёте регионального оператора. И собственники должны сами определить, что лучше подходит именно им. Спецсчёт может открыть ТСЖ, кооператив - и тогда именно собственники решают, когда и что они будут в доме ремонтировать. Если деньги перечисляются региональному оператору, то он определяет сроки капремонта, объём, нанимает подрядчиков и контролирует качество работ. Обращаю внимание, что регио­нальная власть несёт перед собственником ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение капремонта.

- Да, вы правы: деньги вроде бы с каждой семьи берут небольшие. Но пройдёт несколько лет, и народ начнёт возмущаться: почему мало жилья ремонтируется? И услышит ответ: а что вы хотите? Платите мало - денег ни на что не хватает.  

- Я сейчас свою точку зрения высказываю: государство определило именно такую сумму. Подходит время капремонта, а средств, которые собрали жильцы, не хватает - значит, ищите где хотите. Пусть этим озаботится местная власть, город, регион. Мы небедная страна, найдём деньги. Для меня совершенно очевидно: если государство ­установило эти правила, менять их оно может только в пользу граждан.

Схватить вора за руку

- А система контроля какая-то есть?

- Мы договорились с ФСБ, чтобы в Фонде ЖКХ работали офицеры действующего резерва. Подписали официальное соглашение с Генпрокуратурой, провели коллегию со всеми силовиками, чтобы могли совместно работать по фактам воровства, нечистоплотности тех же самых управляющих компаний (УК). Но мы очень рассчитываем на информацию от граждан - она самая достоверная. Главное - чтобы на неё реагировали. Потому очень важен общественный контроль, который сегодня налажен.

- У нас в почте вал писем от читателей, в которых они рассказывают про все эти проблемы - про воровство и беспредел УК…

- Я знаю, что эти самые УК вызвали больше всего нареканий. Поэтому президент страны был вынужден лично заняться этим вопросом и дать поручение правительству, чтобы они с регио­нальными властями проблему решали. Думаю, до летних каникул Дума окончательно примет закон об управляющих компаниях. У них будет приниматься экзамен. И если компания имеет нарекания, лицензия у неё будет отбираться пожизненно. Да, есть огромное количество проблем, особенно на периферии. Хуже всего в Архангельской области, в Карелии. В Астрахани, Великом Новгороде судили мэров за это. Всех не пересажаешь, но спрашивать надо, и государ­ство этим занимается. Во­прос ЖКХ уже не столько экономический, сколько политический. Люди, живущие в нормальных домах, и думают по-другому, у них другая психология.

- Когда тарифы стали расти и люди вышли на улицы с протестом, выяснилось, что многие УК, выступая посредниками между населением и энергетиками, водоканалом, тепловиками, накрутили цены и разницу себе в карман положили. Но если бы был закон, по которому люди платили напрямую ресурсосберегающим компаниям, такой ситуации не возникло бы…

- Сейчас готовится поправка в закон, касающаяся лицензирования УК, я этот вопрос проговорю со специалистами, может, и есть в этом смысл.  

- УК по сути - это те же самые ЖЭКи, кем-то вовремя приватизированные. Пользуясь тем, что люди не очень разбираются в «коммуналке», они мошенничают, набивая свой карман. А государство, понимая, что получилось не очень хорошо, говорит: мы обратим внимание, будем принимать у них экзамены. Может, лучше честно признаться: опыта нет, рыночных отношений не получилось - и всё вернуть государству?

- Можно это сделать, наверное. Ну, посадим пару-тройку чиновников вороватых. Но они же всё равно ничего не отремонтируют! Мы это всё уже прошли…

- А в чём плюс этой системы? Остался тот же пьяный водопроводчик, только работает уже за наши деньги и берёт больше. А государство говорит: «Вы же сами выбрали эту УК, разбирайтесь с ней…»

- Государство теперь будет вмешиваться! Ответственность возлагается полностью на регионы, под контролем Мини­стерства строительства и ЖКХ. И руководители на местах должны контролировать УК, чтобы не воровали деньги и делали свою работу качественно. Не получится - будем полицейских у каждого подъезда ставить. Я утрирую, конечно. Но государство дей­ствительно сейчас вмешалось. Порядок наведём.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Карабас
    |
    16:41
    26.06.2014
    4
    +
    -
    Ух! как он это - всю правду рубанул! А то десятилетия не знали, что ЖКХ как отрасль откровенного мошенничества по доходности переплюнула и такие развитые отрасли РФ - как проституция, угон машин и прочее..Кто сел из ЖКХ за мошенничество? Сколько их? И на какие сроки? Сами придумали как подзаработать - в ГД и в Правительстве - а теперь - детский лепет - мы вдруг прозрели? Все ТСЖ, УО и УК - организации, где учредители - получая всю прибыль - ни за что не отвечают. Ни за что. Ни материально- ни юридически. И эту схему обсчета всего населения страны можно было провести только на самом верху. Схема проста - извещение об правопреемнике ЖЭУ - нового УК -УО-ТСЖ - сбор денег - смена вывески. Еще вариант -как мне расскази друзья в Курске строительная компания под названием Конкурент и другими - строит жилые дома и офисы. Большая часть здания оформляется на членов организации. Дом сдается - доверенные лица получают свидетельство о праве собственности. Строительная организация давшая пятилетнюю гарантию на здание - за несколько месяцев - банкрот. Тут же собрание. Как бы собственники выбирают управляющую компанию - кого? Правильно Конкурент. После чего квартиры или офисы распродаются. Опять же - по договорной цене. Для нужных - одна цена. Для не очень - другая.Расчет прост и верен - Когда еще жители перезнакомятся, соберутся, проведут собрание - а тут - дом новый - забот никаких - тарифы по полной. Чёс по полной. Существуют и другие схемы - но право же - надоело!
  2. IzoLda IzoLda[facebook]
    |
    01:19
    26.06.2014
    3
    +
    -
    Принято решение, что жильцы теперь сами будут делать отчисления на капремонт - в Петербурге это 2 руб. за квадратный метр, а в среднем по стране - 5-6 руб. за квадрат в месяц. +++++++++++++++++ Пусть подлецы при гос.кормушке сначала ВЕРНУТ те деньги, которые миллионы и миллионы людей на протяжении многих десятков лет ПЛАТИЛИ в гос.бюджет, якобы на кап.ремонт тогда еще неприватизированного жилья. Капремонт жилья НЕ был сделан, а теперь людей хотят заставить ВНОВЬ платить за ОБЕЩАЕМЫЙ капитальный ремонт.
Комментарии (10)
  1. IzoLda IzoLda[facebook]
    |
    01:19
    26.06.2014
    3
    +
    -
    Принято решение, что жильцы теперь сами будут делать отчисления на капремонт - в Петербурге это 2 руб. за квадратный метр, а в среднем по стране - 5-6 руб. за квадрат в месяц. +++++++++++++++++ Пусть подлецы при гос.кормушке сначала ВЕРНУТ те деньги, которые миллионы и миллионы людей на протяжении многих десятков лет ПЛАТИЛИ в гос.бюджет, якобы на кап.ремонт тогда еще неприватизированного жилья. Капремонт жилья НЕ был сделан, а теперь людей хотят заставить ВНОВЬ платить за ОБЕЩАЕМЫЙ капитальный ремонт.
  2. liebiediev.viachitslav@mail,ru
    |
    01:39
    26.06.2014
    -2
    +
    -
    врет как всегда степашин!
  3. LELICer
    |
    04:35
    26.06.2014
    -1
    +
    -
    Представителей счётной палаты отколоть от гос.кормушки и отправить на содержание за собственный счёт.
  4. vokarta
    |
    08:23
    26.06.2014
    0
    +
    -
    Я как собственник понимаю и согласен, что да моё жильё и я платить должен. Но я не согласен платить за проживающих в ведомственном и муниципальном жилье! У нас в доме только 10% собственников. То есть из моих налогов вычтут сначала на содержание жилья для них да ещё как собственник заплати. Почему не применяется принцип кто живёт и пользуется - тот и платит. Как за воду, свет, газ, содержание жилья.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой костюм GERT, имитирующий инвалидность?
  2. Чем известен Стивен Хокинг?
  3. Что могло стать причиной падения космического корабля «Прогресс»?

Согласны ли вы с идеей, изучать в школе «Основы православной культуры»?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ