Юрий Белановский 61 52

Стоит ли бояться православных миссионеров?

Я думаю, что для большинства наших соотечественников слова «миссия», «миссионер» ассоциируется с просвещением туземцев или с...

Уверен, что многие в лучшем случае не понимают, кто же такой православный миссионер по отношению к россиянам, в худшем относятся к нему с опаской, видят в нем некоторую угрозу, ущемление своей свободы. Воспользовавшись поводом, я хочу рассказать, что такое православное миссионерство сегодня, для чего оно нужно и чем оно живет. Но, к сожалению, даже будучи сам причастен к делу христианской мисси, я не могу предложить цельной картины. В моих силах очертить некоторую идеальную модель и пояснить, от чего зависит развитие православного миссионерства.

Что такое настоящее миссионерство

Задача православного миссионера — проповедь об Иисусе Христе и созданной Им Церкви. Результатом должно стать свободное и ответственное решение человека стать христианином и вступить в Церковь, причем не церковь вообще, о которой он ничего не знает и жизни которой не понимает, а церковь конкретную, явленную в жизни православной общины или прихода.

Я думаю, что в идеале христианская миссия должна совершаться примерно так. Миссионер, которого знают в церковных приходах, знают и священники и миряне, проповедует Слово Божье, весть о Христе распятом и воскресшем, и проповедует о церкви, как о сообществе верующих, стремящихся исполнять заповеди Божьи. Проповедует честно, говорит о той реальной христианской жизни, которую люди видят и знают из опыта, а не о рафинированной умозрительной, порой мифологизированной жизни православных христиан предложенной в книгах. Результатом такой проповеди будут люди, доверившиеся миссионеру. Они могут прийти в один из православных храмов и сказать: меня сюда послал миссионер, его слова тронули мое сердце, я услышал радостные слова о Христе, умершем за меня и воскресшем; я ясно увидел, что есть в моей жизни зло, я раскаялся и хотел бы жить церковной жизнью. В ответ на это новообращенный должен услышать: мы тебе рады, но давай не будем торопиться, давай поживем вместе несколько месяцев; ты будешь ходить на богослужения, молиться с нами; будешь встречаться с нами просто так; можешь помочь нам в обустройстве храма, можешь помочь нам посетить больницу или стариков; тебе надо обязательно посещать группу чтения Евангелия, где из обсуждения ты увидишь, как и чем живут наши прихожане, как они думают, что их волнует — ведь группа чтения Писания это то место, где нет назидания, где есть диалог, где нужно услышать и понять слово Божье обращенное к тебе лично, где можно увидеть, как это слово отозвалось в сердцах и в жизни других прихожан; тебе надо обязательно посещать учебные занятия по вероучению, по азам богослужения; тебе надо посетить встречу, где ты узнаешь непреложные правила жизни православных христиан, каковы границы нравственности, какова дисциплина и каково устройство церкви; священник в твоем распоряжении: после богослужения, в определенные дни и часы в своем кабинете он уделит тебе время.

Главная цель этого длительного периода знакомства с реальной, а не книжной церковной жизнью — чтобы личная зародившаяся вера нашла воплощение и поддержку в формах и традициях церковной жизни. Важно, чтобы человек смог опробовать традицию и дисциплину, что называется, «на зубок», чтобы понял, что из этого помогает его вере крепнуть, а что не приносит духовных плодов. Церковная жизнь должна стать конкретно и лично избранной, а не навязанной и приказанной.

За положенное время новообращенный сможет узнать общину и христиан, её составляющих; хоть не много, но начать ориентироваться в богослужении. Ему придется всерьез осмыслить свою жизнь и понять, готов ли он ради Христа от многого отказаться, готов ли он принять церковь такой, какая она есть, принять церковную дисциплину? Если жизнь христиан вызвала у него доверие, если он увидел, что они стараются жить по заповедям Божьим и захотел присоединиться к ним, то он должен подтвердить священнику свое намерение креститься. Но при этом и священник, и община должны иметь свое, сформированное из общения, мнение о новобращенном, и по каким-то причинам могут ускорить, отсрочить крещение или даже отказать в нем.

Отдельно следует сказать о тех, кто был крещен, но так и не стал христианином. Если такой человек откликнется на призыв миссионера, то все вышесказанное относится к нему в полной мере, разве что во время указанного периода он готовится не к крещению, а к Причастию Тела и Крови Христа, как к началу осознанной христианской жизни. Завершительным моментом этой подготовки должно стать покаяние, как акт признания своих личных грехов и свидетельства о Боге, исцеляющем человека от греха и спасающем от вечной смерти.

Россия — «христианская территория»?

Один из главных вопросов, от ответа на который зависит развитие православного миссионерства в России — является ли наша страна сейчас «христианской территорией»? С одной стороны, по статистике, более 80% населения крещены. С другой, никто уж не разберет, кто верующий, кто нет, более того, не ясно, как это понять.

Если Россия — христианская страна, то главная задача — вернуть церкви «отпадшее стадо». Именно так многие и мыслят — мол, большинство граждан в силу наличия крещения просто-таки обязаны покаяться в своем безбожии и начать жизнь по нормам и правилам православия. В этом случае миссия, как пробуждение доверия к Богу и Церкви, не нужна, необходим призыв к покаянию и катехизация, то есть религиозное обучение россиян. Из уверенности, что Россия — «христианская территория», со всей очевидностью вытекает популярная ныне ультимативная установка «православие или смерть».

Но, и это очень важно, согласны ли с этим граждане России? Считают ли они себя «отпавшим стадом», теми, кто потенциально уже христиане, кто должен вернуться в церковь? Ответить односложно не представляется возможным. Если спросить россиян, доверяют ли они Русской Православной Церкви — многие скажут: «да». Если спросить, согласны ли жить по «канонам Церкви» — большинство, конечно же, скажет: «нет».

Я лично уверен, что Россия все-таки «светская территория». Наша страна, наше общество пережили страшный период богоборчества и разрыва христианской традиции. Россия и христианство на данный момент не тождественны, более того, во многих важных позициях я не вижу между ними ничего общего. Русской православной церкви необходимо именно миссионерство, основанное на свидетельстве (прежде всего личном и честном свидетельстве) и уважении свободы слушающего. Миссия — это большая открытость, диалог, снисхождение и промежуточные околохристианские переходные нормы дисциплины и даже нравственности. Миссия — это неторопливость, ожидание свободного личного решения от человека.

Другими словами, развитие православного миссионерства в нашей стране зависит от того, каково со стороны Церкви будет отношение к неправославным россиянам, тем, кто со временем может стать христианином. Будущее миссии находится в прямой зависимости от понимания и трезвой оценки образа жизни и мировоззрения «внешних» по отношению к Церкви людей. Есть ли желание услышать и понять их, отнестись к ним с доверием, уважением, терпением, любовью? Есть ли желание честно свидетельствовать о своем христианстве, о личном опыте, о церковной жизни? Если «да», то есть надежда на добрые и плодотворные отношения церкви и общества. Если «нет», трудно представить, что нас ждет.

Почему миссионерство похоже на демагогию?

Часто приходится слышать обвинение, что миссионерское обращение к людям больше смахивает на демагогию. Я не могу в полной мере согласиться с такими оценками, но должен признать, что действительно, современная православная миссия во многом демагогична и имеет большой крен в морализаторство.

Причина этого, во-первых, в том, что в России пока еще очень мало христианских общин, а я постарался показать выше их ключевое значение для плодотворности миссии. Советское прошлое вытравило из народа способность к общинной жизни. А ведь именно общины, группы христиан, объединенных в молитве, Причащении, любви и служении — это и есть зримо явленная и ощутимая церковь. В книгах, часто в проповедях говорится о церкви вообще, но в жизни-то Церковь всегда конкретна — это христиане и христианские общины. Проповедники вынуждены звать человека в Церковь как в нечто умозрительное, а это воспринимается очень часто, как призыв в никуда. Понятно, в ближайшее время общинную жизнь христиане не создадут, общины взращиваются веками, но и миссионерство без конкретной адресности, без какой-то группы людей, которые ждут новообращенного — ущербно. Это, кстати, хорошо понимают заезжие проповедники-сектанты. Первое, что они делают — создают группы поддержки, собрания последователей, имеющих своей целью принятие и адаптацию новичков.

Во-вторых, мы видим, что со стороны православных миссионеров непопулярно личное обращение, личное свидетельство о своей вере в живого Бога. Православие, как правило, предлагается общо, от чужого опыта. Митрополит Волоколамский Иларион очень точно как-то отметил, что цель миссии в том, чтобы показать людям, помочь им понять и пережить, что жизнь, смерть, воскресение Иисуса Христа имеют непосредственное отношение к жизни, смерти и воскресению конкретного человека. Проповедь «правильного» вероучения и «правильного» православного образа жизни слишком часто является единственным содержанием миссии, но она фактически не в состоянии ответить на честные и глубокие личные вопросы: «При чем тут я? Какое это имеет отношение ко мне?» Проповедуемая христианская вера призвана открыть человеку прежде всего личные отношения с живым Богом, а уж потом, в качестве поддержки и помощи, могут быть предложены традиционные для русской церкви нормы мышления и поведения.

Третья причина ущербности современной церковной миссии в том, что у миссионеров нет полномочий для защиты прав новообращенных и сопровождения их до крещения — вступления в Церковь. Поэтому нет личной ответственности за них. Миссионеры воспринимают себя не более чем рупорами и часто априори отказываются от другого понимания миссии. Предложенный выше идеальный пример миссионерской работы на практике неосуществим. Если новообращенный даже будет выгнан из храма, куда зашел после услышанной проповеди, у миссионера нет никакой возможности помочь ему. Если обычаи прихода порой противоречат даже Евангелию, возвещаемому миссионером, то в большинстве случаев проповеднику некуда больше направить заинтересовавшегося.

Если бы миссия была идеальной?

Если сказанное выше будет учтено и православная миссия приблизится к своей идеальной модели, то произойдет нечто очень важное — изменится отношение и церковной общественности и всего российского общества к православным миссионерам. Они перестанут быть «свои» среди «чужих» и «чужие» среди «своих». Миссионеры будут приняты всерьез, их мнение, их голос будут расслышаны. Пропадет отторжение и дискомфорт в общении. Сможет начаться диалог.

Юрий Белановский

заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (61)
  1. Артем Егорович
    |
    16:26
    22.11.2010
    0
    +
    -
    Быть православным - замечательно! Правда, практически у всех есть трудности перевода со старославянского на всем понятный и могучий! Батюшки - немного пугают фанатизмом и кучей "нельзя", хотя то же самое сами и с удовольствием. Ежели в храме уборка - всех в шею, в том числе и нуждающихся из-за горя или беды в общении с высшим. За что батюшек любить? За откровенное хамство и навязчивые поучения? Есть уникальные батюшки - верой сияют, чистотой и ясностью мысли. Да вот немного их. Скверно это. Весьма скверно...
  2. сочувствующий
    |
    16:40
    22.11.2010
    0
    +
    -
    Традиционные религии в России-"естественные монополии".Так же как и в экономике они хотят "захапать" побольше чужого,не развивая уже приобретённого.Много ли постоянных прихожан у них?Единицы стариков и старух.Привлекайте своих прихожан ,формально принадлежащих вашей конфессии.Из-за вашего комсомольского (по-фигоистического)поведения паства разбегается по разным сектам!
  3. Москвичка1
    |
    20:29
    22.11.2010
    0
    +
    -
    Если спросить россиян, доверяют ли они Русской Православной Церкви — многие скажут: «да». Если спросить, согласны ли жить по «канонам Церкви» — большинство, конечно же, скажет: «нет». Я лично уверен, что Россия все-таки «светская территория». Конечно, вера - это очень личное для каждого человека. Только, если большинство не хочет жить по канонам Церкви, может, эти каноны пора привести в соответствие со временем? После язычества христианство было очень прогрессивным. Жизнь идет вперед, а вот Церковь закоснела в своей ортодоксальности. Сейчас, на мой взгляд, кроме Церкви, некому объединить русских в своей стране. А, по-вашему, Россия - светская территория. Так и хочется саркастически повторить:" И ты, Брут!"
  4. Русич
    |
    21:36
    22.11.2010
    0
    +
    -
    Москвичка1 / 22.11 20:29: Только, если большинство не хочет жить по канонам Церкви, может, эти каноны пора привести в соответствие со временем? В католичестве и протестантизме пошли путем, который вы предлагаете - стало ещё хуже. Многие думающие люди стали отпадать от таких церквей - идущих в ногу со временем и прогрессивных. Потому чтопошло потакание уже антихристианству (типа венчание гомосексуалистов). Не надо с них брать пример. Наша церковь тем и хороша, что она ни на шаг не отступила от того, что было и при Владимире, и при Александре Невском, и при Грозном царе. И не надо сюда сотворение креста двеперстием или троеперстием - это совсем не потакание низменным желаниям паствы. А на западе как бы она не старалась, а отток из традиционных церквей (в сторону секстанства) идет полным ходом, тогда как у нас воцерквленных с каждым годом становится больше. Пусть они не совсем соблюдают каноны (и я такой же), но они по крайней мере имеют такое желание. И не старушки сейчас в церквях, а вполне молодые люди. И они приходят туда с детьми, и дети приобретают опыт воцерквленной жизни, а это уже радует.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Куда обращаться, если не пришла пенсия?
  2. Действительно ли современные люди глупее предыдущих поколений?
  3. Почему нельзя выбрасывать старые холодильники, не сняв дверцу?




Каких изменений от реформы тарифов ОСАГО вы ждете?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ