aif.ru counter

Колокольный бум

Москвичи считают, что во время Великого поста жизнь чуть ли не замирает. На самом деле так только кажется. И мало кто знает, что по...

- Да, но касается это исключительно богослужения и такой важной его части, как колокольный звон, - говорит сотрудник Общества церковных звонарей Константин Мишуровский. - Другое дело, что в будние дни звоны для украшения службы не используются, скорее приобретают характер простого оповещения верующих. К трём часам полагается три удара, к девяти - девять, к повечерию - двенадцать.

- Почему же тогда над Москвой не плывут хотя бы эти вестовые звуки? Не хватает мощности?

- Как ни прискорбно - да. Так-то посмотришь - вроде бы колокола в храмах есть, и их иной раз бывает по-настоящему много, но все они измельчавшие, хорошо, если найдётся хотя бы один стопудовый. Конечно, такого густого, сочного звона они дать не могут. А если взглянуть на снимки столетней давности, можно убедиться, что тогда обходились парой-тройкой колоколов, но весьма внушительных - в сотни, а то и в тысячи пудов. И Москва действительно была славна своим звоном, слышным издалека.

- Разучились, значит, лить колокола?

- Не то чтобы разучились, а… Понимаете, после 1929 г. традиция отливки именно колоколов пресеклась всерьёз и надолго. При том что в технологии литья одновременно произошёл значительный рывок. И когда потребность в колоколах снова появилась, возник парадокс: опыт есть, а как и по какой традиции лить - непонятно. И разные мастера стали искать свои пути. Кто-то пошёл в сторону удешевления сплава и упрощения технологии. Таких довольно много, и вы даже не представляете, как из-за этого увеличился процент боя и ломки колоколов! Доходило до явного идиотизма - некие умники вместо специальной серьги (детали, на которой держится колокольный язык) поставили крюк от подъёмного крана! Другие отлили колокол, который не звучит вообще - вместо хотя бы гнусного «бом» выдаёт сухой «чпок». Деградация литейной культуры проявляется и в другом. Некоторые литейщики начищают свой товар до блеска, как самовар. А повесь такую блестяшку в Москве - что получится? Через год с нашей атмосферой и выхлопами он покроется плёнкой окислов, станет давать лишние призвуки, и никакого благородства звука от него уже не добьёшься. Например, на ЗИЛе производят колокола. Само по себе литьё у них очень качественное. Но производство упрощённое, по сути - штамповка. В результате у колоколов одной весовой категории одинаковый звук. Это противоречит православной традиции, где каждый колокол должен обладать своим индивидуальным голосом, - недаром им давали имена. Паломник, путешествующий по святым местам, чуть не за десятки вёрст слышал знакомый, отличающийся от других звон. А что сейчас? В центре Москвы, не так уж далеко друг от друга звучат пять абсолютно идентичных колоколов.

- Так у кого же в Москве лучшее литьё?

- Порочная постановка вопроса. Во-первых, у любого мастера есть и удачи и провалы. Ну а во-вторых, качество звука зависит не только от литья, но и от архитектуры колокола (см. фото). Нельзя же приступать к строительству дома, лишь убедившись, что кирпич хорош. Прежде принято обращаться к архитектору. То же самое и здесь, только в роли архитектора должны выступать звонари. Сейчас, слава Богу, многие заказчики обращаются по адресу. Либо к нам, либо к старейшему звонарю Троице-Сергиевой Лавры отцу Михею…

- И заказывают по-прежнему средний и малый вес?

- Ну, с другой стороны, гнаться за весовыми рекордами тоже глупо. 100 пудов (1600 кг) - минимальный колокол-благовестник. Знаменитый Царь-колокол весит 12 тыс. пудов. Теоретически можно отлить и потяжелее. Но представляете, что произойдёт, если это всё-таки удастся и в колокол ударят. А начнётся паника, потому что значительная часть звуковой волны пойдёт в спектре инфразвука, который у людей вызывает беспокойство. Нет уж, оптимальный вес определили давно - 2 тыс. пудов для солидного благовестника в самый раз.

- Представляю, каково приходится звонарям - при таких-то звуках. Работа уж точно не для женщин…

- Не скажите. У нас есть ограничения только по возрасту и состоянию здоровья. Детям на колокольне находиться опасно. Старикам тоже не с руки ежедневно ходить по лестницам… Хотя Владимир Машков, уважаемый всеми московскими звонарями, работал на колокольне Новодевичьего монастыря в девяностолетнем возрасте. Трудность даже не в звуках, а в сквозняках, морозах, жаре… Физическое напряжение, кстати, в русском звоне не такое уж и значительное - язык колокола вовсе не нужно, надрываясь, тащить или толкать. Ты ему придай импульс, и само пойдёт. Так что женщины с этим справляются иногда и поаккуратнее нашего брата. Между прочим, в московской школе звонарей девушек больше половины.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как отличить сердечную боль от невралгии?
  2. Какие льготы и скидки на железнодорожные билеты положены инвалидам?
  3. Можно ли не платить за вывоз мусора?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ