aif.ru counter
Юлия Шигарева 204

Валенти­н Курбатов: Как вылечить общество?

Писатель Валентин Курбатов - о том, в чьих руках «ключ от

Валентин Курбатов. Фото: Михаил Фомичев, РИА Новости

«Вычеркни, как мы сделали, из словаря два вечных слова «Родина» и «народ» - и нет великой страны», - предупреждает писатель.

В последнее время много говорят о потерях в экономике, которые понесла Россия за эти 20  лет реформ. И почти не говорят о потерях моральных. А ведь их было достаточно! О том, как теперь вылечить общество от последствий «шоковой терапии», рассуждает писатель Валенти­н Курбатов. Он из тех литераторов, которых уже пора в «Красную книгу культуры» заносить - как исчезающий вид. Как и его близкие друзья Виктор Астафьев, Валентин Распутин, он пишет не ради наград и званий, а потому что душа болит за то, что происходит.

С чужого «базара»

«АиФ»: - Валентин Яковлевич, сегодня, в 2012 году, отмечая «юбилей» преобразования России старой в новую - рыночную, передовую, демократическую, можно бы и итоги подвести. Итоги нравственные: какие потери для нас как нации оказались наиболее тяжелы?

                                                               
Досье
Валентин Курбатов родился в 1939 г. в п. Салаван (Ульяновская обл.). Писатель. Живёт в Пскове. В 1977 г. окончил факультет киноведения ВГИК. С 1978 г. - член Союза писателей. С 1997 г. - академик Академии современной русской словесности.

В.К.: - Не знаю, почему, но всякое слово в вопросе вашем мнится ироническим и ищет кавычек: «рыночная, передовая, демократическая». Какая экономика, простите, когда всё - от машины до базарной матрёшки - у нас с чужого «базара»?!

Поглядишь в родном Пскове вокруг и только вздохнёшь. Вместо старого завода «Выдвиженец» с его с 20-х годов высокой заводской традицией - сеть ресторанов и клубов (и не просто клубов, а непременно «супер»!), а в цехах - магазины чужой электроники. Перейди через дорогу - и вместо машиностроительного завода увидишь супермаркет «Максимус» («супер» - как же ещё?), а в помещении электромашиностроительного управления - пиццерию. Лучше не начинать…

И уж кто-кто, а русский человек всегда знал, что этика - дочь здорового и разумного хозяйст­вования, просто дочь жизни. А уж коли жизнь пошатнулась, этики не жди. Спрашивать ты её с жизни можешь, но лучше себя не обманывать.

Первой пошатнулась любовь к Родине. Давно ли вы слышали само это слово из уст, скажем, руководителей государства? Стесняются они его. Нечего, мол, высокие слова тратить, а только высокие-то слова - знак высоты мысли.

А как тебя заставили стесняться их, так жди, что и Родина твоя спятится на вторые роли. И эта потеря, может быть, самая невосполнимая. Мы уже никогда не сможем любить свою Родину с естественностью и простотой - так, чтобы написать в песне «Как невесту, Родину мы любим» и радостно показать эту строчку друзьям, как Пушкин когда-то - лицеистам своё святое обращение: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…» Представьте сегодня поэта, который напишет эти строки живым, искренним нетерпением сердца. А все остальные утраты - уже только производные от этой.

«АиФ»: - Ну, поэты и сегодня пишут, как могут… У того же Дмитрия Быкова в проекте «Гражданин поэт» есть пронзительные строчки: «И как нам быть, родные, чтоб не пойти ко дну? Как эти все России свести теперь в одну?»

В.К.: - Про Быкова-то и я думал. По времени нам и Маяковский. Ведь его униженный до малой буквы «гагарин» - это наши «окна РОСТА»: злые, блестяще иронические и, к сожалению, правдивые. А только отчего серд­це сопротивляется этой правде и иронии? Злое искусство мстительно. Маяковский-то криком кричал и кончил пулей. А тут ведь брезгливое самодовольство, будто не об Отечестве речь, а о какой-нибудь Новой Гвинее. И, кажется, отними у Димы Быкова злую нашу реальность, стань общество здоровым, и он возненавидит его, потому что добро так «скучно»…

Кажется, оно «скучно» и нашим политикам. Им вот и «единой», «справедливой», «либерально-демократической» и «коммунистической» Россий мало - они принимают решение считать партией группу начиная с 500 человек. А чего?

Гулять так гулять! Вот уж мир позабавится нашими «тараканьими бегами». Ведь у каждой такой «партии» и «аппаратик» свой появится, свои спичрайтеры и имиджмейкеры, газетки и канальчики. Боюсь, что с принятием этого закона центробежность наша сделается необратимой на радость умным грифам мировой идеологии (дяденьке Збигневу Бжезинскому, тётенькам Хиллари Клинтон и Мадлен Олбрайт). Ефрем Сирин в великопостной молитве знал, что писал, когда просил отвести от человека соблазн «любоначалия», понимая, что эта пагуба разрушает человека и целые государства, но матушка-власть и «началие» всё манят и манят.

Вычеркни, как мы сделали, из словаря два вечных слова «Родина» и «народ» - и нет великой страны. Но они ещё живы, ещё теплятся в нашем сердце, и, значит, «точка невозврата» ещё подождёт. И пока мы не потеряли своего языка, «ключ от темницы» ещё в наших руках.

Очиститься делом

«АиФ»: - Социологи часто проводят сравнения между океаном и обществом: мол, океан - система самоочищающаяся. И общество к самоочищению способно…

В.К.: - Может, и очистится. Один из моих товарищей утешает себя, что вот перестали дымить заводы - и в речки стал возвращаться хариус, в леса - птица, в поля - старые травы. А только мне отчего-то милее было проехать года два назад мимо Череповецкого металлургического комбината, где на километр пути - трубы и трубы, и всякая дымит своим дымом. И, грешный человек, я радостно подумал: «Бог с нею, с экологией!» Только дыми, батюшка, дыми, хоть один на всю Россию. Отчего-то думаешь, что и народ там, где этот комбинат дымит, твёрд и спокоен, а местные газеты и телевидение полны человеческих новостей о простом деле жизни - о труде, о надеждах, светлых праздниках, честных людях и дорогих победах.

«Океан жизни» очищается делом, мерной работой приливов, а не мусором злых событий, которые набрасываются на нас с утра, от этого день сразу темнеет, человек делается враждебен (чего от него ждать, когда, судя по новостям, он только крадёт, убивает и ждёт не дождётся «свалить отсюда» с казённой кассой?). Очевидно, господа руководители страны смотрят другие новости (как, бывало, умный Сталин просил доставлять Горькому отдельный выпуск «Правды» без «процессов» и «вредителей», чтобы не ранить старика и не возмущать его сердце). Иначе они догадались бы, что человек не сам по себе плох и злокознен, а только в силу дурно организованной жизни.

«АиФ»: - И всё же… За эти 20 прошедших безвременных лет в нас хоть что-то доброе сформировалось?

В.К.: - Вот уж вопрос, так вопрос. Коли бы мы на него ответили, то и были бы «новым народом» и сами бы это и видели. А уж раз вопрос появляется, то, значит, ответ неоднозначен. Но есть, есть и другая сторона. Лица Церковью засветились. В моём приходском храме встань рядом с батюшкой при причастии и услышишь, как детки подходят к чаше и шепчут вчера невозможные имена - Платон, София, Анастасия. И уже знают, и как ручки сложить, и как на маму обернуться, пока мама сама к причастию подходит. И в православные лагеря рвутся. Но вот только попробуй сыграй с ними в кино «Раскол» про старообрядчество, то тут и увидишь, что пока вера-то в них одна - внешняя. «Театром» не посмею назвать, потому что они не притворяются. Просто и сама Церковь - пока ещё институт внешний. Но тяга к ней прекрасна и, Бог даст, приведёт к чему-то и внутренне живому.

«АиФ»: - Но пока в Сеть выкладывают записи, как ученики избивают учителей или измываются над теми, кто слабее. Ведь нет ни войны гражданской, ни ГУЛАГ­а, когда свои - на своих же. Нет голодомора, блокады. А есть тихий сытый мир...

В.К.: - Боюсь договориться до парадокса, но в блокаду и голод люди милостивее друг к другу. Сытость, не вооружённая соединяющей идеей, скоро развращает сознание. Только у взрослых этот разврат тоньше и скрытнее, а насилие - умнее и изобретательнее и больше рядится в экономические одежды. А дети злы в открытую, и зло их требует прежде всего физического утоления. Оно им доступнее. Это потом они научатся топить ближнего доносами, кредитами, финансовыми махинациями. Церковь одна с «благополучием» не справится - и в Евангелии, как мы помним, богатый юноша отошёл от Христа с печалью - жалко ему стало богатства. А уж когда оно у нас на знамени государства написано, то жди беды. Чем мы гордились-то от века, что славили как главную свою добродетель, что мир считал в нас таинственно редким и даже загадочным? Душа наша русская смущала мир и искала разгадки. А опять вспомните, когда вы в последний раз это слово из «государевых» уст слышали? Тогда же, когда слова «Родина» и «народ». Странно, наверное, сказать, но и детское насилие - это следствие разделения несчётных наших Россий. Родина и народ на России не делятся - они одно сердце. И сердце это в крепкой духовной идее. Сколько мы от неё ни бегай, а жизнь заставит. Вспомним мы ещё своих великих стариков, которых ещё недавно цитировали, а теперь перестали, чтобы отвечать перед памятью не надо было. Вспомним и И. Ильина, и М. Меньшикова, и И. Солоневича, и отцов Павла Флоренского и Сергия Булгакова, которые Церковь умели рядом с идеей держать. И, глядишь, вернёмся к развилке, с которой пошли не туда. И с нами вернутся домой и наши дети.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (41)
  1. Не верю
    |
    07:32
    25.04.2012
    0
    +
    -
    Хороший человек вроде бы, но с традиционной для советского интеллигента кашей в голове. Собственно, такие и затолкали великую страну в пропасть в своё время, слепо и бездумно. А сейчас общество хотят лечить. Ага, они вылечат...
  2. спасибо!
    |
    15:07
    25.04.2012
    0
    +
    -
    Спасибо автору за встречу с достойнейшим нашим современником, спасибо за умные вопросы; спасибо за то, что сохранила необыкновенной красоты язык и глубочайшие мысли. Божьей помощи вам, Валентин Яковлевич и Юлия! Христос Воскресе!
  3. Ваня тихий
    |
    15:12
    25.04.2012
    0
    +
    -
    Просто и сама Церковь - пока ещё институт внешний. Но тяга к ней прекрасна и, Бог даст, приведёт к чему-то и внутренне живому. -------------------------------------------------------------------------- Да уж в россии приведет к "живому".
  4. Ваня тихий
    |
    16:30
    25.04.2012
    0
    +
    -
    Валенти­н Курбатов: Как вылечить общество? ------------------------------------------------------------------- На протяжении всей российской истории только и делали,что ЛЕЧИЛИ! Войнами,революциями, чиновничьем воровством,"нравоучением". Ну хоть бы один взялся лечить экономическим процветанием россиян! И россии!!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем болела Элина Быстрицкая?
  2. Как считают пенсии при работе по двум трудовым книжкам?
  3. Насколько продлили срок перехода на цифровое телевидение?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ