Юрий Белановский 89 848

Юрий Белановский: О бедных и бездомных

На днях мне довелось участвовать в публичной дискуссии, где настаивали, что не стоит помогать бедным и

Они, мол, сами виноваты в своей беде, уж лучше кошек кормить. Наряду с такими взглядами мы видим большой интерес россиян к благотворительности, особенно Великим постом и не меньший интерес к новому Римскому Папе Франциску, олицетворяющему сегодня для многих простоту, скромность, милосердие и служение бедным. Будто предугадывая это, Община святого Эгидия издала на русском языке книгу «Милосердие – древнее слово в новое время», в которой напоминает, что Церковь, город и бедные очень тесно связаны, что не может быть христианства без той или иной заботы о бездомных и несчастных. Думаю, это напоминание очень важно сегодня.

Похоже, многие забыли, что бедные и бездомные — тоже люди. Сегодня они большей частью невидимки, часть городского пейзажа, причем часть неприглядная, позорная. О них не пишут, их не показывают по телевидению, их судьбы никому не неизвестны. Бездомных и нищих, как бы нет. Однако, для христиан важно, что милосердие — это не просто помощь, это всегда встреча человека с человеком, встреча лицом к лицу. Милосердие восстанавливает человеческую общность, возвращая отверженных.

Христианство способно вернуть бедным лица, имена, человеческое достоинство, которых современный город стремится их лишить. Оно не способно в корне, а порой и сколько-нибудь серьезно исправить положение вещей, но, в конечном итоге, для христиан любой человек – брат и сестра во Христе. Каждый, кем бы он ни был, на равных молится в храме и на равных подходит к Чаше с Причастием, называет свое имя, напоминая всем и себе о своем достоинстве. Порой, именно с этого и начинается возрождение человека.

Библия много говорит о бедных. Бедные — это люди, а не категория или класс. Библия не идеализирует бедных и не превозносит нищету, понимая, что бедность — это зло и оно лишает человека чего-то важного. Очень просто и быстро нищета может сломать человека, отнять у него саму человечность. Библия призывает, чтобы бедных не было, она говорит, что Бог хочет не только доброты, но и справедливости в отношении к бедным. Логика тут проста. Пришельца, (по-нашему, мигранта), вдову и сироту нельзя обижать или притеснять, ибо сам Израильский народ был когда-то и бедным и плененным и нуждающимся. Целый народ был, как сирота в Египте. Если Бог оказал милость Израилю, то и израильтяне и все верующие обязаны оказывать милость несчастным. Каждый в свою меру, каждый как может, но обязаны. Служение бедным — долг и восстановление справедливости. Бог часто говорит в Библии: если будешь притеснять бедных и несчастных, вдов и сирот, то они возопиют ко Мне и Я услышу их.

Милосердие — это не только сочувствие, забота и молитва, но и справедливость, которая лежит в основе прав человека. Служение бедным, в том числе — и защита их прав. Это неотъемлемая сторона христианства.

В Евангелии тема бедных и милосердия звучит с особенной остротой. Напомню наиболее известную притчу на эту тему, которая, по моему, не нуждается в толковании.

Некоторый учитель Закона, желая испытать Иисуса, спросил Его: «Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?». «А что об этом говорится в Законе?», — спросил его Иисус. «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами. И люби ближнего, как самого себя», — ответил тот. «Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так и будешь жить». Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса: «А кто мне ближний?». Иисус в ответ сказал: «Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. И случилось так, что шел той дорогой священник, но, увидев его, перешел на другую сторону. Так же поступил и левит (тоже, своего рода, священнослужитель). А самаритянин (презираемый иноплеменник язычник), увидев, пожалел его. Он подошел к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил его на собственного мула, привез в гостиницу и там за ним ухаживал. А на следующий день, уезжая, дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: «Позаботься о нем, а если истратишь сверх того, я тебе отдам». Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?». «Тот, кто проявил к нему милосердие», — ответил вопрошавший. «Иди и поступай так же», — сказал Иисус.

Ну и самое главное для христиан, наверное, сказано в притче самим Иисусом Христом. Господь Бог недвусмысленно принимает служение бедным, как служение Самому Себе.

Когда придет Сын человеческий в славе и с Ним все Его ангелы, Он сядет тогда на царский престол и приведут к Нему все народы. Он разделит всех на две части, как пастух отделяет овец от коз. И поставит овец по правую руку, а по левую руку — коз. И скажет тогда Царь стоящим по правую руку: «Идите сюда, благословенные Моим Отцом! Владейте предназначенным вам со дня сотворения мира. Потому что Я голоден был — и вы Меня накормили, жаждал — и вы Меня напоили, был чужестранцем — и вы Меня приютили, был наг — и вы Меня одели, был болен — и вы ходили за Мной, был в тюрьме — и вы Меня навестили». Тогда ответят праведники: «Господь, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, жаждущим — и напоили? Когда видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели? Когда видели Тебя больным — и ходили за Тобой и когда навестили Тебя в тюрьме?» И скажет им Царь в ответ: «Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня».

И последнее. Для христиан город, желающий очистить себя от бедных, сирот или бездомных — нечеловеческий. Одна из обязанностей учеников Христовых эту человечность поддерживать, проповедуя милосердие. Но и Церковь, если забудет малых братьях Христа, если не будет служить им — перестанет быть евангельской и Христовой. Именно бедные и несчастные могут вернуть Церкви лицо, если вдруг она потеряет его в пышности, в церемониалах, в горделивом чувстве самодостаточности и праведности или в самозабвенном обладании Небом.

 

 
Юрий Белановский, Руководитель
добровольческого движения «Даниловцы»

 

 

  Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (89)
  1. Рашит
    |
    10:47
    25.03.2013
    0
    +
    -
    Автор смотрит на дело только с одной стороны . Поэтому он смешал две темы: реальную бедность (бездомность) с попрошайничеством, которое приняло в обществе характер эпидемии. Достаточно много еще людей готовых помогать бедным. Но тому , что в обществе появляются мысли о необходимости очищать города от бедных сильно способствуют две вещи. Во-первых, появилась большая прослойка людей, которые промышляют нищенством, т.е. их фактические доходы зачастую.выше доходов подающих. Во-вторых, повальное пьянство. Возле магазинов постоянно толкутся одни и те же физически здоровые и даже неплохо одетые мужчины . Обращаются они очень вежливо : "Отец, дай 5.....10 рублей, мол, не успеваю домой забежить или деньги не успел снять и т.п." Подсознательно начинаешь понимать, что и первые, и вторые начинают представлять определенную угрозу для общества в том плане, что такое поведение воспитывает у молоджи повальное иждивенчество. Поэтому общество должно научиться отличать полезное от вредного. И наряду с оказанием помощи реальным бедным и бездомным оно все же должно каким то образом бороться с попрошайничеством. Хотя бы разъяснять людям о том. что это очень постыдно профессионально заниматься ниществом. Согласно , например, норм Ислама оказание помощи нуждающимся, подача милостыни являются богоугодными делами, без совершения которых нельзя попасть в рай. Но в то же время любой человек должен думать о том, как честным путем заработать деньги. Ведь он то тоже должен стремиться в рай. А умышленное попрошайничество, тем более попрошайничество на водку эту грех. Вот и получается, что подавая человеку на водку, мы сами толкаем себя в ад и помогаем своему ближнему попасть туда же. Видимо понимая это часть общество начинает автоматически переносить свое раздражение на всех бедных и бездомных вообще.
  2. Карабас
    |
    10:48
    25.03.2013
    0
    +
    -
    О помощи бедным - понятно..Святое..Горе, судьба.. И в Библии и в Коране четкое требование - помоги... Но как быть с профессиональными попрошайками? Коих множество... Не желающих работать и презирающих обычных людей как простаков?
  3. 0505
    |
    14:16
    25.03.2013
    0
    +
    -
    "Милость падшим" так писал великий поэт. На самом деле, бедными люди становятся по причине психических заболеваний, невозможности найти работу. Им нужно не просто давать деньги и содержать. Это не помощь- это разврат. Так людей толкают дальше по наклонной пропости. Этим надо заниматься и помочь людям работать и адаптироваться к сложной жизненной ситауции.
  4. Язычник
    |
    15:43
    25.03.2013
    0
    +
    -
    Милосердие и жалость - это уродские понятия. Они оскорбляют честь и достоинство любого человека. Если конечно в нём осталось. что-то человеческого. Можешь помочь - помоги. Без соплей и отчётов. А нищих и бездомных смотрю каждый день в метро. Никогда не подам. даже копейки.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли получить налоговый вычет за умершего родственника?
  2. Кто из российских спортсменов не получил допуск на Олимпиаду-2018?
  3. Восстановится ли организм, если отказаться от алкоголя?



Кто самая популярная Татьяна России?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru