Юрий Белановский 0 100

Почему молодежь не торопится в волонтеры

Обидно осознавать, что в нашей стране никак не станет на ноги молодежное добровольческое движение как проявление доброй воли...

Я работаю в молодежном центре, который среди прочего готовит молодых добровольцев и тем самым помогает более чем 20-ти организациям социальной и медицинской направленности. Я не понаслышке знаю, что наличествующее добровольческое служение - это даже не капля в море по сравнению с тем запросом, который есть.

Обратимся к примеру. В Москве - сотни так называемых центров социального обслуживания для пожилых людей, которые ежемесячно посещает около 30 человек, нуждающихся не только в материальной поддержке, но прежде всего в общении, в понимании, в принятии. Большинство из этих пожилых людей - одиноки, многие из них все свои силы и здоровье отдали нашей стране. Есть еще те, кто прошел Великую Отечественную войну. Самое дорогое для стариков - это общение и одно из самых радостных - это общение с молодежью.

В центрах социального обслуживания рады любой инициативе, готовы принять любого, кто так или иначе способен общаться с пожилыми людьми, к примеру, политинформацию им проводить или играть в шахматы. Нет ничего проще в Москве, чем организовать такое доброе дело.

Вполне очевидно, что для молодежи как социального слоя очень важно иметь живое общение с предыдущими поколениями, стать преемниками социальных и культурных традиций, напитаться опытом прошлых лет. Поэтому забота о стариках - дело обоюдовыгодное. Молодые люди не обременены еще работой и семьей, они полны сил и здоровья. Очень многие прекрасно понимают закон: как ты хочешь, чтоб с тобой обращались в старости, так и ты обращайся со стариками. И все же при таких благоприятных исходных условиях, добровольческое движение даже в такой очевидной и доступной сфере, как общение со стариками, не развито.

Молодость - это уникальное время, это, можно сказать чудесный этап в жизни человека, когда он еще может и часто хочет делать добро по отношению к тем, кто ему, как говорят, никто. И все же добровольческого движения у нас нет. Думаю, прежде всего, дело в том, что ни советское прошлое, ни современность не создали питательной среды для укоренения и плодотворного существования молодежных волонтерских движений. Одной из отличительных особенностей молодости является неуправляемая извне увлеченность. Волонтерство или добровольческое движение на то и добровольческое, чтобы быть ответом на сугубо личный запрос сделать что-то доброе. А наши культура, образование и менталитет, в чем-то укорененные в стройных рядах пионерии и комсомола, мало совместимы с частными инициативами. Проще говоря, мало кто из нас воспитан делать добро честно и бескорыстно.

Второй проблемой является вполне законный интерес волонтера только к объекту своей заботы. У добровольцев нет ни сил, ни желания решать проблемы, напрямую с этим не связанные. А вот организации и структуры, на попечении которых находятся объекты волонтерской заботы, наоборот заинтересованы, чтобы добровольцы решали их проблемы, частично выполняли их работу. Приведу пример. Мы проводили консультации о возможности осуществления волонтерского служения в больницах Москвы. Там, куда мы обращались, дали понять, что сама по себе работа с больными будет только мешать, поэтому добровольцы должны наряду со своим служением взять на себя часть хозяйственных функций и расходов, а так же постоянно "премировать" начальство подарками по всем мыслимым и немыслимым поводам.

Прибавьте сюда непростой период в жизни нашей страны. Многие люди вынуждены все свои силы тратить на обеспечение своей жизни, по сути выживание. Тем, кто еле-еле сводит концы с концами, часто не до доброделания.

В такой ситуации можно было бы надеяться, что в Православии должна быть иная ситуация. Для христиан одна из важнейших заповедей - служение ближнему, кто бы он не был. Однако на практике мы видим иное. Добровольцев среди православных мало и большей частью они ограничиваются чисто церковным служением: миссионерской деятельностью, работой в воскресных школах, помощью и пением при храме. Думаю, такую ситуацию можно объяснить тем, что центральным и единственным увлечением большинства молодых христиан в достаточно короткий период свободной от забот молодости является само Православие, которое по понятным причинам последние сто лет никак не было связано с социальной работой. Иными словами, служение ближним стоит в самом конце списка конкретных дел, предлагаемых молодому христианину.

Чего ожидать в будущем? Думаю, ситуация изменится в лучшую сторону. С одной стороны, наша культура активно впитывает "заграничные" идеи и социальные технологии. С другой, можно быть уверенным, что молодежь не перестанет быть собой и останется такой же активной, ищущей, увлекающейся, а значит, так или иначе именно молодые станут той средой, где волонтерское движение будет расти. Третье, что дает надежду, так это заповедь Божья о служении ближним, которую никто не отменял и которая сама по себе вопреки любым законам и традициям способна пробиться жаждой к доброделанию в сердцах людей. Только хотелось бы, чтобы в церковной проповеди и в пастырской работе делу молодежного сужения уделялось больше внимания.

Я прекрасно понимаю, что изменить существующую ситуацию невозможно. Волонтерское движение в нашей стране так и останется частной инициативой, то и дело проходящей испытание на прочность. Бесконечно важно, что хоть кто-то то и дело получает бескорыстную помощь.

Автор - заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли получить налоговый вычет за умершего родственника?
  2. Кто из российских спортсменов не получил допуск на Олимпиаду-2018?
  3. Восстановится ли организм, если отказаться от алкоголя?



Кто самая популярная Татьяна России?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru