08:00 03/03/2016 Сергей Осипов 10 94856

Стаи «белых лебедей». Зачем в России восстанавливают производство Ту-160?

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 стал лебединой песней советского авиапрома. Но в нынешних Воздушно-космических силах России «Белым лебедем» его прозвали не за это, а за идеально белый цвет фюзеляжа.

public domain

Быть или не быть?

Ту-160 начали разрабатывать в конце 60-х годов ХХ в., производили с 1984 г. до распада СССР, а эксплуатируют до сих пор. Эти на самом деле очень красивые самолёты то пугают британских лётчиков над Северным морем, то стреляют крылатыми ракетами по боевикам в Сирии. В первый год своего пребывания на посту министра обороны Сергей Шойгу неоднократно заявлял, что ни возможностей, ни необходимости возобновлять производство Ту-160 у России нет. Однако баланс сил в международной политике заставил его пересмотреть своё мнение. В конце 2015 г. было принято решение воскресить «Белого лебедя». Замминистра обороны Юрий Борисов даже назвал количество и сроки — 50 самолётов после 2023 г.

В кругах, близких к Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), решение восприняли с оптимизмом. Его, впрочем, не все разделяют.

«Я с подозрением отношусь ко всем крупным программам в области стратегических наступательных вооружений и считаю их крайне несвоевременными, — говорит Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что угрозы для нашей страны исходят совсем не оттуда. У нас нет пока таких противников, против которых стоило бы закупать 50 модернизированных по последнему слову техники Ту-160.

После гибели в 2003 г. Ту-160 «Михаил Громов» в строю осталось 14 или 15 подобных машин. Нужно ли больше, а если нужно, то для чего — большой вопрос. Для такой войны, которую Россия сейчас ведёт в Сирии, подобный самолёт не нужен. Он создавался как носитель ядерного вооружения. Обычные бомбы и ракеты на него тоже можно подвесить, но подобное применение слишком затратно для малых войн».

ПАК ДА… или нет?

Как тут не вспомнить про начавшиеся в 2009 г. опытно-конструкторские разработки по проекту перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). По идее, именно он должен прийти на смену Ту-160 и ещё более престарелому Ту-95, которые ныне составляют становой хребет российской дальней авиации.

Как идут работы над ПАК ДА в ОАО «Туполев», широкой общественности неизвестно. Но в общих чертах понятно, что военные хотят получить дозвуковую (у сверхзвуковых «стратегов» слишком большой расход топлива) машину, способную нести крылатые ракеты большой дальности и обладающую пониженной заметностью на экранах радаров. В общем, что-то похожее на американский В-2 «Спирит» — эдакий футуристический объект, построенный по не слишком распространённой в авиации схеме «летающее крыло». Он с успехом применялся ВВС США во время ведения боевых действий в Югославии, Ираке, Ливии, Афганистане…

Русский «Спирит»?

Вот и разрабатывали бы российский «Спирит», зачем же тогда городить огород с возобновлением производства куда менее современного Ту-160?

«В-2 получился у американцев дико дорогим, — продолжает Коновалов, — не менее 2 млрд долларов за машину, поэтому правительство Соединённых Штатов закупило всего порядка 20 штук. Возможно, у нас в условиях экономического кризиса не хотят наступать на те же грабли. Возможно и другое объяснение, не опровергающее первого.

В головах представителей Оборонно-промышленного комплекса существует предположение, что мы можем хотя бы частично восстановить систему поставщиков и субконтракторов, которая работала в СССР при производстве Ту-160. Её восстановление в полном объёме представляется невозможным из-за того, что часть комплектующих производили на Украине, да и некоторые предприятия ОПК на территории России просто прекратили своё существование. Однако это всё равно дешевле, чем выстраивать подобные цепочки для нового бомбардировщика с нуля. ПАК ДА, кстати, можно будет заняться позднее, если в этом появится военно-политическая необходимость. Пока же желательно не потерять навыки создания таких самолётов. Это может быть третьим объяснением, зачем Министерству обороны понадобился обновлённый Ту-160».

Пока ОАК решает, с какого края следует поднимать производство нового-старого стратегического бомбардировщика, приглашает взглянуть на возможности упомянутых в материале самолётов.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Рашит ханнанов
    |
    20:16
    03.03.2016
    3
    +
    -
    Производить ТУ-160 нужно, но только с умом. А как это? Весь смысл в том, что данную машину можно успешно модернизировать. Тут одновременно должны преследоваться две цели. Первая. В строительстве данного самолета должны постоянно применяться все новые и новые композиционные материалы, облегчающие вес судна. Второе. Должен вестись постоянный поиск новых видов топлива и должны разрабатываться новые двигатели под это. Т.е. к конкретным срокам должны достигаться определенные цели. И тогда лет через 10-15 можно будет получить хороший космолет, который будет взлетать с любого аэродрома и уходить прямо в космос. И космодромы, типа, Восточного будут уже не нужны. Собственно говоря, если бы мне дали пару лет назад всего 1 миллиард, то я может быть уже и сделал бы космолет года за три. Но сейчас азарт прошел уже, и большого желания нету. Поэтому сейчас возможен только такой вариант, который я изложил сейчас, т.е. постепенное превращение ТУ-160 в космолет.
  2. Don Donpedroв
    |
    13:13
    03.03.2016
    1
    +
    -
    Вообще актуально, ведь их не просто купил и поставил, их надо содержать, обслуживать, платить лётчикам и т.д. А с другой стороны чем больше целей в небе для ПВО США, тем меньше вероятность попадания, тем больше вероятность долёта до цели нашего калибра с подлодки... Надо строить.
Комментарии (10)
  1. спокойный
    |
    13:12
    03.03.2016
    -6
    +
    -
    а причина тут простая генералы в армии и промышленности должны иметь что то от всех заказов а если заказов не будет то они останутся ни с чем а так они имеют свой откат видать хороший а мы остаемся ни с чем именно для этого они развязали ультрапатриотический угар из подворотни будто у россии полно врагов с которыми надо бороться вот киселев соловьев и иже с ними стараются истерят
  2. Don Donpedroв
    |
    13:13
    03.03.2016
    1
    +
    -
    Вообще актуально, ведь их не просто купил и поставил, их надо содержать, обслуживать, платить лётчикам и т.д. А с другой стороны чем больше целей в небе для ПВО США, тем меньше вероятность попадания, тем больше вероятность долёта до цели нашего калибра с подлодки... Надо строить.
  3. V.Belov
    |
    17:10
    03.03.2016
    0
    +
    -
    Статья написана по изв Принципу: В огороде Бузина. А в Киеве – дядька! С каких это пор военные озаботились экономией топлива? Это не их проблема, им важно доставить груз заданных гобаритов в нужную точку за указанное время и денег они не счетают! Сровнение РФ и США совсем не корректно, ибо США понатыкали баз вокруг РФ – мама не горюй!- а ВоенСтратегам РФ надо еще суметь долететь до ихней территории целости и сохранности…. В-2 – дорогой, патамушта это ГРУ подловило Пентагон специяльно на эту утку, чтобы нанесть США Фенасовый Урон: Этот самолет маломаневрен из-за отражающей керамики, но ПВО РФ его видют и сбить такой В-2 – как 2 пальца об асфальт! ПАК ДА - тока не пускайте руководить этим проектов якобы ВсеЗнайку Толика Чубайса – Деньги разворуют, а Пак да ещеи ДА – Шиш!
  4. спокойный
    |
    17:50
    03.03.2016
    -2
    +
    -
    как все хорошо начиналась песня была такая я верю друзья караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды а как кончилось стаями белых лебедей
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как правильно собирать лесные грибы?
  2. Что такое пиррова победа?
  3. Почему человек сутулится?

Готовы ли вы отказаться от машины в пользу общественного транспорта?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ