08:00 03/03/2016 Сергей Осипов 10 94811

Стаи «белых лебедей». Зачем в России восстанавливают производство Ту-160?

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 стал лебединой песней советского авиапрома. Но в нынешних Воздушно-космических силах России «Белым лебедем» его прозвали не за это, а за идеально белый цвет фюзеляжа.

public domain

Быть или не быть?

Ту-160 начали разрабатывать в конце 60-х годов ХХ в., производили с 1984 г. до распада СССР, а эксплуатируют до сих пор. Эти на самом деле очень красивые самолёты то пугают британских лётчиков над Северным морем, то стреляют крылатыми ракетами по боевикам в Сирии. В первый год своего пребывания на посту министра обороны Сергей Шойгу неоднократно заявлял, что ни возможностей, ни необходимости возобновлять производство Ту-160 у России нет. Однако баланс сил в международной политике заставил его пересмотреть своё мнение. В конце 2015 г. было принято решение воскресить «Белого лебедя». Замминистра обороны Юрий Борисов даже назвал количество и сроки — 50 самолётов после 2023 г.

В кругах, близких к Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), решение восприняли с оптимизмом. Его, впрочем, не все разделяют.

«Я с подозрением отношусь ко всем крупным программам в области стратегических наступательных вооружений и считаю их крайне несвоевременными, — говорит Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что угрозы для нашей страны исходят совсем не оттуда. У нас нет пока таких противников, против которых стоило бы закупать 50 модернизированных по последнему слову техники Ту-160.

После гибели в 2003 г. Ту-160 «Михаил Громов» в строю осталось 14 или 15 подобных машин. Нужно ли больше, а если нужно, то для чего — большой вопрос. Для такой войны, которую Россия сейчас ведёт в Сирии, подобный самолёт не нужен. Он создавался как носитель ядерного вооружения. Обычные бомбы и ракеты на него тоже можно подвесить, но подобное применение слишком затратно для малых войн».

ПАК ДА… или нет?

Как тут не вспомнить про начавшиеся в 2009 г. опытно-конструкторские разработки по проекту перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). По идее, именно он должен прийти на смену Ту-160 и ещё более престарелому Ту-95, которые ныне составляют становой хребет российской дальней авиации.

Как идут работы над ПАК ДА в ОАО «Туполев», широкой общественности неизвестно. Но в общих чертах понятно, что военные хотят получить дозвуковую (у сверхзвуковых «стратегов» слишком большой расход топлива) машину, способную нести крылатые ракеты большой дальности и обладающую пониженной заметностью на экранах радаров. В общем, что-то похожее на американский В-2 «Спирит» — эдакий футуристический объект, построенный по не слишком распространённой в авиации схеме «летающее крыло». Он с успехом применялся ВВС США во время ведения боевых действий в Югославии, Ираке, Ливии, Афганистане…

Русский «Спирит»?

Вот и разрабатывали бы российский «Спирит», зачем же тогда городить огород с возобновлением производства куда менее современного Ту-160?

«В-2 получился у американцев дико дорогим, — продолжает Коновалов, — не менее 2 млрд долларов за машину, поэтому правительство Соединённых Штатов закупило всего порядка 20 штук. Возможно, у нас в условиях экономического кризиса не хотят наступать на те же грабли. Возможно и другое объяснение, не опровергающее первого.

В головах представителей Оборонно-промышленного комплекса существует предположение, что мы можем хотя бы частично восстановить систему поставщиков и субконтракторов, которая работала в СССР при производстве Ту-160. Её восстановление в полном объёме представляется невозможным из-за того, что часть комплектующих производили на Украине, да и некоторые предприятия ОПК на территории России просто прекратили своё существование. Однако это всё равно дешевле, чем выстраивать подобные цепочки для нового бомбардировщика с нуля. ПАК ДА, кстати, можно будет заняться позднее, если в этом появится военно-политическая необходимость. Пока же желательно не потерять навыки создания таких самолётов. Это может быть третьим объяснением, зачем Министерству обороны понадобился обновлённый Ту-160».

Пока ОАК решает, с какого края следует поднимать производство нового-старого стратегического бомбардировщика, приглашает взглянуть на возможности упомянутых в материале самолётов.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Рашит ханнанов
    |
    20:16
    03.03.2016
    3
    +
    -
    Производить ТУ-160 нужно, но только с умом. А как это? Весь смысл в том, что данную машину можно успешно модернизировать. Тут одновременно должны преследоваться две цели. Первая. В строительстве данного самолета должны постоянно применяться все новые и новые композиционные материалы, облегчающие вес судна. Второе. Должен вестись постоянный поиск новых видов топлива и должны разрабатываться новые двигатели под это. Т.е. к конкретным срокам должны достигаться определенные цели. И тогда лет через 10-15 можно будет получить хороший космолет, который будет взлетать с любого аэродрома и уходить прямо в космос. И космодромы, типа, Восточного будут уже не нужны. Собственно говоря, если бы мне дали пару лет назад всего 1 миллиард, то я может быть уже и сделал бы космолет года за три. Но сейчас азарт прошел уже, и большого желания нету. Поэтому сейчас возможен только такой вариант, который я изложил сейчас, т.е. постепенное превращение ТУ-160 в космолет.
  2. V.Belov
    |
    17:10
    03.03.2016
    1
    +
    -
    Статья написана по изв Принципу: В огороде Бузина. А в Киеве – дядька! С каких это пор военные озаботились экономией топлива? Это не их проблема, им важно доставить груз заданных гобаритов в нужную точку за указанное время и денег они не счетают! Сровнение РФ и США совсем не корректно, ибо США понатыкали баз вокруг РФ – мама не горюй!- а ВоенСтратегам РФ надо еще суметь долететь до ихней территории целости и сохранности…. В-2 – дорогой, патамушта это ГРУ подловило Пентагон специяльно на эту утку, чтобы нанесть США Фенасовый Урон: Этот самолет маломаневрен из-за отражающей керамики, но ПВО РФ его видют и сбить такой В-2 – как 2 пальца об асфальт! ПАК ДА - тока не пускайте руководить этим проектов якобы ВсеЗнайку Толика Чубайса – Деньги разворуют, а Пак да ещеи ДА – Шиш!
Комментарии (10)
  1. спокойный
    |
    13:12
    03.03.2016
    -6
    +
    -
    а причина тут простая генералы в армии и промышленности должны иметь что то от всех заказов а если заказов не будет то они останутся ни с чем а так они имеют свой откат видать хороший а мы остаемся ни с чем именно для этого они развязали ультрапатриотический угар из подворотни будто у россии полно врагов с которыми надо бороться вот киселев соловьев и иже с ними стараются истерят
  2. Don Donpedroв
    |
    13:13
    03.03.2016
    1
    +
    -
    Вообще актуально, ведь их не просто купил и поставил, их надо содержать, обслуживать, платить лётчикам и т.д. А с другой стороны чем больше целей в небе для ПВО США, тем меньше вероятность попадания, тем больше вероятность долёта до цели нашего калибра с подлодки... Надо строить.
  3. V.Belov
    |
    17:10
    03.03.2016
    1
    +
    -
    Статья написана по изв Принципу: В огороде Бузина. А в Киеве – дядька! С каких это пор военные озаботились экономией топлива? Это не их проблема, им важно доставить груз заданных гобаритов в нужную точку за указанное время и денег они не счетают! Сровнение РФ и США совсем не корректно, ибо США понатыкали баз вокруг РФ – мама не горюй!- а ВоенСтратегам РФ надо еще суметь долететь до ихней территории целости и сохранности…. В-2 – дорогой, патамушта это ГРУ подловило Пентагон специяльно на эту утку, чтобы нанесть США Фенасовый Урон: Этот самолет маломаневрен из-за отражающей керамики, но ПВО РФ его видют и сбить такой В-2 – как 2 пальца об асфальт! ПАК ДА - тока не пускайте руководить этим проектов якобы ВсеЗнайку Толика Чубайса – Деньги разворуют, а Пак да ещеи ДА – Шиш!
  4. спокойный
    |
    17:50
    03.03.2016
    -2
    +
    -
    как все хорошо начиналась песня была такая я верю друзья караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды а как кончилось стаями белых лебедей
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда и насколько повысят пенсии в России?
  2. Кто вышел в четвертьфинал Евро-2016?
  3. Ждать ли в Москве смога?

Поддерживаете ли вы инициативу передать машины скорой помощи частникам?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ