Примерное время чтения: 7 минут
530

Что нужно делать, чтобы избежать авиакатастроф в России?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. С Днём Защитника Отечества! 18/02/2009

Чтобы прикрепить его к пиджаку, десятки людей рисковали жизнью, погибали на испытаниях, и всё ради того, чтобы потом миллионы могли летать спокойно. Один из них - Георгий Волохов.

- Георгий Николаевич, на днях были обнародованы результаты расследования авиакатастрофы в Перми, в которой погибли 88 человек: экипаж не справился с ручным управлением, когда отключилось автоматическое…

- Всё от недостатка опыта, профессионализма. Сегодня лётчикам дают очень мало времени для подготовки, особенно экономят на иностранных самолётах - это ведь надо деньги платить за стажировку на «боингах» в той же Америке. Помните, в Иркутске аэробус загорелся, свыше ста человек погибли? Реверс (прибор, запускающий режим работы двигателя на остановку самолёта. - Прим. ред.) одного из двигателей у них не работал. Но лететь с такой неполадкой можно. Лётчики в нештатной ситуации пытались использовать неисправный реверс, в результате погибли сами и людей погубили.

Президент выбирает лучшее

- Часто говорят, что отечественные самолёты - рухлядь, поэтому и бьются.

- Я 30 лет проработал в ОКБ Ильюшина, испытывал практически все машины, которые оно выпустило. Взять Ил-38, первый самолёт с великолепной начинкой для поиска и ликвидации подводных лодок, про который мы молчали 30 лет, а теперь он есть во всех энциклопедиях. И до сих пор служит. Или транспортник Ил-76, этот трудяга, который до сих пор в строю: всё время вижу по ТВ, что Шойгу на нём летает. Самолёт изумительный, хотя и побили их несколько штук, но всё без технических причин - тут наша совесть чиста. И наконец, Ил-86, наш легендарный самолёт, на котором за 30 лет не погиб ни один пассажир. Может быть, с точки зрения экономии топлива наши самолёты и правда устаревают, но по техническим показателям - нет!

- Наверное, в доказательство этого наш президент летает на Ил-96… Кстати, с правительственными самолётами практически не было инцидентов. Там какая-то особая начинка?

- Единственное отличие - комфортабельный салон, а техническое оснащение такое же, как и на других машинах. Да, правительственные самолёты пропускают через дополнительную программу испытаний. Например, не очень настроен автопилот - мы настраиваем, отлаживаем. Что касается инцидентов: лет 5 назад В. Путин куда-то летел, а на обратном пути в одной из тормозных систем - а они дублируются - обнаружили неисправность. Я бы, не задумываясь, летел, но они перестраховались. И правильно сделали. Там в гидросистеме маленький дефектик заводской был, который при приёмке не мог быть обнаружен. Со временем он проявился. Раньше это считалось бы преднамеренным браком, за это в тюрьму сажали.

 

 

Решение за 3 секунды

- Вы ведь испытывали некоторые самолёты на Ходынке, практически в центре Москвы. И там же установили 18 мировых рекордов?

- Да, с Ходынки поднимали Ил-18, -38, а 62-й побоялись, потому что это был очень скоростной и прогрессивный самолёт. Александров, директор Курчатовского института, выдвинул требования по безопасности, после того как на территорию института (практически рядом с Ходынским полем. - Ред.) упал реактивный самолёт. Его испытывала моя хорошая знакомая Алла Шихина, которая летела с лётчиком-испытателем ОКБ Яковлева Волковым, у них оторвался кусок закрылка, и они упали прямо на постройки института. Никто не погиб, но атомщики, естественно, возмутились. А мировые рекорды? Чтобы получить Героя, надо было, чтобы в открытой печати были публикации, а работа ведь засекреченная, никто об этом не писал. Решили, что я установлю несколько рекордов. Была такая возможность. Существует их сетка - скорости, высоты, весовой категории. Получил задание, вылетел, вернулся - вот и рекорд. Но недавно выяснилось, что мои рекорды до сих пор не побиты.

- А званием Героя дорожите?

- Ещё как! И вы знаете, что интересно, я думал, что один такой. А потом заметил, что все наши ребята, кому дали Героя, так трепетно это восприняли, что уже не могли себе позволить где-то состорожничать. И я могу назвать с десяток человек, которые после получения Звезды разбились. А если бы не получили, может, и живы бы остались.

- 30 лет ежедневно рисковать своей жизнью - не каждый на это пойдёт.

- Работа лётчика-испытателя тогда была интересной, престижной, денежной. А чувство страха… Оно было на земле, перед полётом, а когда сядешь в кабину - ты хозяин положения, всё зависит от тебя. У меня было примерно 6000 полётов, из них, может быть, 100 с отказами техники. А случаев 10 действительно драматические. Например, испытывали Ил-86 на очень большие скорости, которые могут возникнуть при всяких ошибках. И вот на самой критической скорости возникло трепыхание, т. н. флаттер, хорошо, не крыла, иначе оно сразу отваливается, а закрылка. Нас трясёт, что делать? Сгоряча можно было убиться! А тут ещё удар, говорят, что закрылок «ушёл», то есть отвалился, но нас не валит. Было время подумать: обычно это 1-2 секунды, потом ещё 15, а вообще есть норматив - на взлёте решение о прекращении или продолжении полёта надо принять за 3 секунды.

- Но ведь вашим опытом можно делиться с сегодняшними лётчиками, наверняка тогда бы их реакции на внештатные ситуации не обходились так дорого - ценой жизни пассажиров и их самих...

- Раньше многие лётчики приходили общаться с нами, обсуждали машины, мы рассказывали про разные тонкости. И сами порой выживали, потому что делились друг с другом опытом. Помните, было землетрясение в Армении? Министерство авиации отправляло борт с помощью, руководство решило, что полечу я. Забили 76-й одеждой, одеялами, продуктами, медикаментами. Это было уже в конце карьеры, я плохо ночью видел. Хорошо, ума хватило расспросить ребят, которые только оттуда вернулись, что да как. И они рассказали, какой кавардак творится в аэропорту и как действовать, ведь они сами там чуть не грохнулись. А два самолёта всё же разбились, а там атомная станция рядом… Думаю, это мне сильно помогло. Просто я всегда знал, что жизнь гораздо богаче того, что написано в инструкции. Но и инструкции написаны кровью, поэтому их надо выполнять.

ДОСЬЕ

Георгий Волохов родился в 1934 г. в Москве. Окончил мехмат МГУ и одновременно Центральный аэроклуб, в 1961 г. - школу лётчиков-испытателей.

За мужество и героизм, проявленные при освоении новой военной техники, в 1981 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Боевого и Трудового Красного Знамени.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах