Примерное время чтения: 6 минут
352

«Ты мне доверяешь?» Психологи на телефоне спасают детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Вернётся ли в Россию смертная казнь? 11/11/2009

Такси для инвалидов-колясочников.

- Мамы долго нет, я один и боюсь, - плачет в трубке детский голос.

- Ну чем тут поможешь? Только дружеским участием и моральной поддержкой, - говорит мне  психолог детского телефона доверия Татьяна.  И начинает расспрашивать мальчика, как долго он  ждёт маму, когда обычно  она приходит, давно ли в  последний раз звонила.

Отключить от одиночества

Психологи задают эти вопросы не любопытства ради, а для того, чтобы успокоить ребёнка, переключить внимание, дать почувствовать, что он не один и, конечно же, занять время до прихода взрослого человека. После первых расспросов слышу, как Татьяна играет с мальчиком в «города». Доиграть не успели - мама наконец пришла.

Все психологи телефона доверия сидят в одной большой комнате с небольшими перегородками.  Рабочие места   организованы так намеренно: есть условные жесты, которыми  столкнувшийся  с трудной  ситуацией может  привлечь внимание коллег и попросить их помощи.

Татьяна вспоминает, как однажды вечером ей позвонила мама подростка и, путая слова от волнения, сообщила, что сын заперся в соседней комнате и намерен покончить жизнь самоубийством. Сама она не могла найти слов, чтобы заставить ребёнка открыть дверь. Татьяна сразу поняла, что это не розыгрыш, хотя и  такое на телефоне доверия, увы, бывает. Забегая вперёд, скажу, что все остались живы: мама с помощью психолога почти час разговаривала с сыном через закрытую дверь, а потом и мальчик согласился взять трубку.

50 звонков в день

- Проблема многих семей в том, что у родителей с детьми нет душевной близости. Люди не умеют договариваться, искать вместе решение проблемы, уступать друг другу.

Татьяна, Алла,  Евгения - это псевдонимы работающих здесь психологов.  Обращаются  к ним   без отчества, так проще наладить контакт. У позвонившего никогда  не спрашивают ни фамилию, ни адрес с телефоном. Определителя номера, согласно правилам,  у службы тоже нет. Запись, которую ведёт психолог, - исключительно для статистики и дальнейшего профессионального разбора.  В тетради  можно прочитать лишь о сути изложенной проблемы и краткую рекомендацию, которую дал в ответ профессионал.

Детский телефон доверия организован специалистами Московского городского психолого-педагогического  университета. За время его работы поступило более 10 тыс. звонков, а каждый день их бывает около пятидесяти.  Самыми трудными были дни, когда в Беслане погибли дети. Многие москвичи  переживали эту трагедию как собственную. Летом  и в каникулы звонков меньше, а вот перед экзаменами телефон накаляется: «Я боюсь так, что забываю выученное, что делать?»,  «Я - полный ноль,  до сих пор  не знаю, куда поступать»,  «Учитель сказал, что если я не напишу тест, то меня переведут в группу отсталых, это позор!»,  «Меня папа убьёт за двойку  в четверти, я боюсь идти домой», «Я уже месяц болею, а ко мне из класса так никто и не пришёл».

Психолог не имеет права закончить разговор первым, бросить трубку, например, или обидеться на что-либо. Даже если  его  начинают оскорблять, обязан предупредить, что разговор в подобном тоне продолжаться не может и будет вскоре  закончен. Бывает, что человек звонит в службу доверия постоянно, таких  именуют «зависающими» и дают им адрес ближайшего центра психологической поддержки, где тоже консультируют  бесплатно.

Служба доверия работает ежедневно и круглосуточно. Равнодушный человек не может удержаться там, потому что искреннее участие и сочувствие требуется постоянно, а принимать на себя  сотни чьих-то бед нелегко.

- Ни один день не похож на другой, - говорит Ольга Вихристюк, руководитель  детского телефона доверия. - Если вы чувствуете, что нужна наша помощь, звоните. И запишите номер в телефонную книжку вашего ребёнка:  (495) 624-60-01. По четвергам   к психологам присоединяется юрист. Очень часто житейские драмы сочетаются с нарушением закона или незнанием того,  как  защитить себя и интересы своих детей.

Зеленоградское управление образования

Телефон доверия (499) 717-24-55

Понедельник - пятница с 9.00 до 18.00.

Северное управление образования

Телефон психологического консультирования 613-25-94

Понедельник - пятница с 10.00 до 18.00, суббота - с 10.00 до 14.00.

Северо-Западное управление образования

Телефон психологического консультирования 491-13-83

Понедельник - пятница с 10.00 до 18.00.

Западное управление образования

Телефон доверия 413-05-35

Понедельник - пятница с 11.00 до 20.00.

Телефон доверия «Сверстники» (499) 727-59-97

Понедельник - пятница с 16.00 до 20.00.

Юго-западное управление образования

Телефон доверия «Гаврош» (499) 134-81-81

Понедельник - пятница с 14.00 до 20.00.

Телефон доверия «Друзья» 714-76-18

Понедельник - суббота с 14.00 до 20.00.

Северо-Восточное управление образования

Телефон доверия (499) 189-68-60

Понедельник - суббота с 9.00 до 21.00.

Восточное управление образования

Телефон психологического консультирования (499) 165-42-21

Понедельник - пятница с 10.00 до 20.0, суббота - с 10.00 до 18.00.

Центральное управление образования

Телефон доверия для подростков 953-98-30

Понедельник - пятница с 14.00 до 20.00.

Южное управление образования

Телефон доверия (499) 613-80-12

Понедельник - суббота с 10.00 до 19.00, среда с 10.00 до 14.30.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах