Примерное время чтения: 7 минут
232

Парта от Брежнева: на чём учатся наши дети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. С Новым годом и Рождеством! 30/12/2009

Однако это не мешает чиновникам делать громкие заявления об успешном ходе реформы образования. «АиФ» устроил очную ставку тем, кто пишет отчёты в министерских кабинетах, с теми, кто каждый день учит наших детей считать, читать и думать.

Сельскую школу убивают!

А. Фурсенко, министр образования и науки РФ: «Средняя зарплата педагога за 4 года выросла в 3 раза: с 4911 руб. в 2005 г. до 12 473 руб.».

Учителя:

«С переходом на систему подушевого финансирования средняя зарплата педагога в школе резко упала, - рассказал «АиФ» Иван шутов, преподаватель истории Троицкой школы (Кировская обл.). - У учителя истории, например, при уменьшении нагрузки на 5 часов зарплата снизилась с 10,5 до 7,3 тыс. руб. Пришлось свернуть работу кружков и секций. Не стало ставок завучей по учебной и воспитательной работе». «Большинство получает 6-8 тыс. руб., и это вместе с классным руководством и сельской надбавкой в 25%. Половину своей работы учителя выполняют бесплатно, - рассказывает Наталья Птицина, директор Самковской средней школы Плесецкого района Архангельской обл. - Если в прошлые годы педагогам добавляли даже за проверку тетрадей, то теперь её оплачивают только учителям русского языка, математики и начальных классов».

Комментарий «АиФ»:

«Подушевое  финансирование  более-менее приемлемо для крупных городских школ, а для маленьких сельских это просто смерть, - объяснил «АиФ» Олег Смолин, зампред Комитета Госдумы РФ по образованию. - Вот вам и подтверждение статистики: за 2003-2006 гг. в России было закрыто 1900 сельских школ, а за 2007-2008 гг. - уже 2600. Но даже если учебное заведение выживает, зарплаты учителей в нём неминуемо падают: нет на селе столько учеников, сколько в городе.

Кроме того, принцип подушевого финансирования нельзя распространять, например, на расходы по содержанию зданий. Понятно, что в Сочи одни затраты, а в Красноярске другие. В сельских школах содержание ученика обходится дороже, чем в городских. В Великобритании школы на бедных окраинах получают (помимо денег на каждого учащегося) дополнительные средства, что позволяет создать равные образовательные возможности для всех жителей страны. Некоторые учителя надеются, что перекосы системы подушевого финансирования выровняются с переходом на новую систему оплаты труда (сейчас на неё полностью перешли только 24 региона. - Ред.). Якобы за счёт стимулирующих выплат за хорошую работу зарплата возрастёт. Но так произойдёт только в относительно богатых регионах, которых раз-два и обчёлся. В остальных фонд оплаты труда, который бы позволил поднять зарплаты одним, не урезав у других, повышать не на что. По экспертным оценкам, в 2010 г. на исполнение своих обязательств регионы недополучат 450 млрд руб.».

«Часто бываю в регионах и не встречал педагогов с зарплатой выше 8-10 тыс. руб., - рассказал «АиФ» Евгений Барановский, главред интернет-портала для учителей. - Доплаты получают только те, кто работает с нагрузкой в полтора-два раза больше обычной (не 18 часов, а 36). А ведь к каждому уроку ещё и готовиться нужно… Удержать качество преподавания при таких переработках очень трудно».

Богатеют только любимчики

А. Фурсенко, министр образования и науки РФ: «При введении новой системы оплаты труда (НСОТ) Минобрнауки рекомендовало процедуру определения стимулирующих выплат педагогам с участием гражданских институтов, предусматривающую прозрачный механизм распределения денежных средств. Подобные процедуры были отработаны во всех регионах».

Учителя:

«В нашей школе после введения НСОТ зарплата начала расти, но не у всех учителей. Директор стала вручать своим любимчикам грамоты, которые, по уставу школы, влияют на размер доплат. Эти избранные стали получать едва ли не в 2 раза больше остальных. Мы же вынуждены молчать, потому что запросто можем оказаться уволенными, а другой работы в нашем посёлке нет».

Из письма учителя Л. Николаевой, Тверская обл.

Комментарий «АиФ»:

«Непрозрачность стимулирующих выплат - одно из слабых мест НСОТ, - рассказала «АиФ» Татьяна Куприянова, зампред Всероссийского профсоюза работников народного образования и науки. - Проследить, объективно ли их определили и правильно ли начисляют, в силах только профсоюз, который, как ни печально, в тех же небольших сельских школах вряд ли пойдёт против администрации. Чтобы это исправить, необходимо на федеральном уровне определить критерии оценки работы учителя и их влияние на его зарплату». Кстати, обиженными стимулирующими надбавками оказались не только те, кто не ходит в любимчиках у директора, но и учителя младших классов, чьи подопечные пока слишком малы,  для того чтобы участвовать и побеждать в олимпиадах. Но о наставниках малышей уже подумал премьер В. Путин, пообещав решить вопрос о выравнивании их зарплат с учителями-предметниками.

1 компьютер на 100 учеников?

А. Фурсенко, министр образования и науки РФ: «Школы и вузы получили современное оборудование на сотни миллиардов рублей. Пять  лет назад на 1 компьютер в среднем приходилось порядка 40 учеников, теперь - 20».

Учителя:

«В школе один новый компьютер с Интернетом на 200 учеников. Доступа у учащихся к нему практически нет», - рассказал нам учитель средней школы в с. Алёхино Иркутской обл., попросивший не называть его имени.

«Финансирование школы  сокращается. Парты и стулья в школе не менялись со дня её открытия в 1975 г. Родителям и детям приходится ремонтировать их своими руками. Компьютеры дали 9 лет назад, причём уже тогда они были старыми, Интернет сейчас нормально работает только на одном из них. Для детей (в школе 142 ученика) он, конечно, малодоступен. Тревожная кнопка (ею обещали оборудовать все школы после трагических событий в Беслане. - Ред.) так и не появилась», - завершила печальный рассказ Наталья Птицина, директор школы из Архангельской области.

О нехватке компьютеров нам рассказали в Рыжковской  и Маковской средних школах Курской обл. Думается, аналогичная картина ещё в десятках сельских школ.

Комментарий «АиФ»:

Помимо элементарной нехватки компьютеров в школах назревает и другая проблема. Пока непонятно, во всех ли из них в 2010 г. сохранится доступ к Интернету. Дело в том, что государство обязалось оплачивать его только первые 2 года. Затем  (на 1 сентября за Интернет государство платило в 9 тыс. школ) эта обязанность легла на плечи регионов. Пока больших проблем с финансированием этой статьи расходов не возникает. Но! Сегодня региональные власти всеми способами стараются «оптимизировать» расходы на образование (в Приморье, например, собираются отменить доплаты за классное руководство), поэтому  вполне могут добраться и до этой статьи.

Ещё один больной вопрос - защита тех, кто пользуется школьным компьютером, от информации порнографического и экстремистского характера. По данным Комитета Госдумы РФ по образованию, во все российские школы были доставлены специальные системы, которые блокируют доступ к определённым сайтам. Но зазывалы на порносайты всё время совершенствуются, поэтому эти программы требуют обновлений. Не так давно, кстати, случаи выхода со школьных компьютеров на «грязные» сайты выявила прокуратура Курортного района Санкт-Петербурга.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (19)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах