Николай Терещенко 0 138

Экоинспекторам быть. Программа поддержана Фондом президентских грантов

Экологическая безопасность требует комплексного подхода. И важно эффективно и правильно использовать имеющиеся инструменты и механизмы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Сегодня в России действует система общественного контроля в сфере экологии и охраны окружающей среды, которая активно поддерживается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Так, например, в рамках нее предусмотрены и специальные инспекторы, которые будут заниматься вопросами природоохраны.

Сложная обстановка

Экологическая обстановка в стране (особенно — в промышленных ее регионах) довольно сложна. Это периодически приводит к всплескам недовольства со стороны общественности: митингам, акциям протеста и т. д. Правда, нередко народным возмущением пользуются те силы, которые сами конструктивным влиянием на ситуацию не обладают. В результате растет градус недовольства, ситуация дестабилизируется, но экологическая обстановка не меняется. А такими своими действиями все эти неконструктивные силы ухудшают отношение общества к различным уровням власти, но ничего не меняют в системе защиты экологии.

Проблемы объективного информационного обеспечения населения достоверной информацией в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования, а также экологической грамотности граждан России, которые участвуют в обсуждении и решении экологических проблем совместно с органами государственной и муниципальной власти, до сих пор остаются открытыми.

Новый контроль

Сейчас требуются условия, которые позволят обеспечить эффективное взаимодействие общественников и активистов с органами власти для решения общих для всех проблем.

Одним из важных факторов общественного контроля является организация деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Это те, кто хочет оказывать органам государственного надзора помощь в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.

То, как должен осуществляться общественный контроль, прописано в ст. 68 Федерального закона от 10. 01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Общественные инспекторы при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) — одно из средств реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Права и обязанности инспекторов

Общественные инспекторы имеют право:

1) Фиксировать (в том числе — с помощью фото- и видеосъемки) правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора.

2) Принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений.

3) Сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды.

4) Содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания.

5) Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации по поводу предоставления своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

6) Участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Для присвоения статуса общественного инспектора гражданин подает соответствующее заявление в территориальный орган Росприроднадзора. Отвечают за деятельность инспекторов специальные комиссии. Они рассматривают документы в течение 30 дней с даты их поступления. В случае соответствия документов установленным требованиям проводится заседание комиссии с целью оценки знаний гражданина, необходимых для осуществления функций общественного инспектора.

В заседаниях комиссии могут принимать участие члены Общественного совета при Росприроднадзоре. В Общественном совете при Росприроднадзоре создана Комиссия по координации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Комиссия принимает решения о присвоении либо отказе в присвоении гражданину статуса общественного инспектора, продлении срока действия удостоверения общественного инспектора.

Присвоение гражданину статуса общественного инспектора осуществляется после оценки его знаний, необходимых для выполнения функций общественного инспектора, которая проводится на заседании комиссии. Если кандидат в инспекторы отвечает на все вопросы, ему присваивают статус общественного инспектора и выдают специальное удостоверение. Действует оно год и работает на всей территории России. Срок его работы продлевается путем подачи общественным инспектором в орган государственного надзора заявления о продлении срока действия удостоверения.

К заявлению о продлении срока действия удостоверения прилагается отчет о результатах осуществления общественным инспектором общественного экологического контроля, в том числе — о содействии органам государственного надзора в природоохранной деятельности.

В случае успешного осуществления прав общественного инспектора срок действия удостоверения может быть продлен на 1 год.

Зона ответственности

Общественные инспекторы могут осуществлять общественный экологический контроль как в составе объединений общественных инспекторов по охране окружающей среды, так и самостоятельно.

При создании инспекций из числа общественных инспекторов выбирается руководитель инспекции, который направляет уведомление о создании инспекции в Общественные советы, организует работу инспекции и осуществляет взаимодействие с Общественными советами, в том числе представляет инспекцию на заседаниях Общественного совета.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды и инспекции имеют право направлять в Общественные советы отчеты о результатах осуществления общественного экологического контроля, а также отзывы, предложения и замечания по вопросам, отнесенным к компетенции общественных советов, включая предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора.

НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности» в рамках реализации проекта «Организация и обеспечение деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» совместно с экспертами Общественной палаты Российской Федерации и Общественного совета при Росприроднадзоре разработал программу обучения общественных инспекторов. На сайте проекта (publicmonitoring.ru) после обязательной регистрации все желающие могут получить информацию о природоохранном законодательстве.

Реализация проекта по обучению и подготовке общественных инспекторов стала возможной благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества.

Только пристальное внимание к вопросам экологической безопасности и защиты населения от экологических преступлений может изменить сложившуюся ситуацию в России. Обеспечение работы общественных инспекторов по охране природы — первый шаг со стороны экологического добровольческого движения по реализации Указа президента, объявившего 2018 год Годом добровольца. Формирование открытой, социально значимой и эффективной системы общественного контроля позволит полноценно реализовывать гражданскую позицию общественных активистов и экспертов на основе профессиональных навыков и по единым согласованным стандартам.

По данным ВЦИОМ, сегодня каждый второй россиянин обращает внимание на состояние окружающей среды. Среди наиболее острых проблем опрошенные называют загрязнение воздуха выбросами с заводов, мусорные свалки, несвоевременную уборку мусора и т. д. При этом четверть россиян отмечает улучшение экологической обстановки в своих городах. Особенно отмечаются и выделяются положительные изменения в сфере охраны лесов, зеленых и парковых зон, чистота территорий и состояние водоемов.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие доплаты к пенсии могут выплатить к 9 мая и кто их получит?
  2. Почему жильцам новостроек тоже приходится платить за капремонт?
  3. Могут ли мошенники оформить кредит по копии вашего паспорта?