Примерное время чтения: 9 минут
9118

Старый ЕГЭ на новый лад. Проректор РАНХиГС об изменениях в госэкзаменах

Проректор по учебной работе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Максим Назаров рассказал АиФ.ru об изменениях в порядке приёма в высшие учебные заведения.

Виктория Никитина, АиФ.ru: Максим Николаевич, каковы основные особенности приёмной кампании этого года?

Максим Назаров: В принципе, базовый порядок приёма остался прежним. Но есть и отличия. Назову основные.

Во-первых, вводится квота на так называемые льготные категории граждан. То есть вуз имеет право установить квоту на приём лиц, которые имеют особое право на зачисление — например, это дети-инвалиды, сироты и другие категории граждан, которые имеют особое право и перечислены в правилах приёма. Вуз обязан установить им квоту не менее 10 % от количества бюджетных мест по соответствующему направлению подготовки и специальности. В нашем вузе эта квота будет составлять ровно 10 %.

Вторая особенность заключается в том, что для зачисления на места с оплатой стоимости обучения по договору не требуется предоставления оригинала аттестата об образовании. Достаточно так называемого согласия на обучение. То есть здесь есть некие преимущества для тех, кто поступает по договору.

Следующая особенность заключается в том, что победители и призёры олимпиад, проводимых в соответствии с перечнем, утверждённым Министерством образования и науки, по-прежнему имеют льготу, устанавливаемую вузом в зависимости от уровня олимпиады. Как правило, это поступление без вступительных испытаний, но, в отличие от прошлого учебного года, олимпиадники должны иметь балл ЕГЭ по профильному экзамену не ниже 65, то есть они должны подтвердить свою квалификацию, помимо олимпиады, баллом ЕГЭ.

Далее, при целевом приёме необходимо заключение договора абитуриента с организацией, которая его направила. Данный договор должен предусматривать обязательства организации по трудоустройству этого кандидата, что накладывает определённую ответственность на целевика и является достаточно серьёзным изменением.

– Какие даты приёмной кампании являются для абитуриента важнейшими, когда он должен будет сделать свой основной выбор?

– Начало приёма документов по-прежнему 20 июня. На сайте нашего, как и любого другого вуза, размещены правила приёма и указаны все ключевые даты. Подать документы можно до 25-го июля, за исключением лиц, сдающих экзамены профессиональной и творческой направленности или внутренние экзамены вуза. Льготники и целевики зачисляются 30 июля. Соответственно, абитуриент определяет, рекомендован он или нет и приносить ли оригинал аттестата, если речь идёт о приёме на бюджетные места.

– Сегодня много говорят о приёме студентов из Крыма в российские вузы. Как будет осуществляться приём студентов из Крыма, с Украины в российские вузы? Абитуриенты, которые в этом году заканчивают школы Крыма, будут сдавать ЕГЭ?

– Порядок приёма студентов из Крыма на данный момент не утверждён. Это, естественно, прерогатива Министерства образования и науки. В настоящий момент академия рассматривает возможность приёма абитуриентов из Крыма. Во многом мы ориентируемся на нашу филиальную сеть, которая готова принять достаточно большое количество таких абитуриентов. По моему мнению, крымские выпускники не должны сдавать ЕГЭ по той причине, что они не готовились к ЕГЭ и ставить их в неравные условия с другими российскими абитуриентами неправильно, поэтому здесь должен быть разработан особый порядок приёма.

– Но для других категорий сейчас вступительных испытаний в вузы нет, они все зачисляются по результатам ЕГЭ, так?

– Нет, есть те, кто имеет право сдавать внутренние вступительные испытания вуза по своему выбору. Например, лица, имеющие особое право на зачисление, лица, имеющие среднее профессиональное образование.

– Вы сказали об обучении в филиалах. У вас их шестьдесят пять по всей стране. Правила приёма в филиалы РАНХиГС отличаются от правил приёма в головной вуз?

– Действуют единые правила приёма РАНХиГС. Но, естественно, в филиалах установлены свои перечни вступительных испытаний, так как конкурс проходит раздельно в филиалах и в головном кампусе. Поэтому в некоторых филиалах отличается перечень вступительных испытаний от московского кампуса. Кроме того, в филиалах не ограничен минимальный балл ЕГЭ.

– В прошлом году была такая ситуация, что в ряде топовых вузов льготники занимали все бюджетные места, и даже выпускники с самым высоким баллом ЕГЭ не могли попасть в вузы. В этом году что-то изменится в этом направлении?

– Да, изменится, я об этом сказал в самом начале. Так как вводится квота на лиц, имеющих особое право (это и есть те самые льготники), в нашем вузе это 10 %, то, соответственно, на оставшиеся 90 % мест будут поступать самые достойные. Правда, остаются поступающие без вступительных испытаний — это победители и призёры олимпиад. Но все места они, как правило, не занимают. Кроме того, теперь для них вводится минимальный балл ЕГЭ по профильному предмету. Таким образом, я думаю, в этом году шансы для поступающих с высоким баллом ЕГЭ повысились.

– Сколько в этом году бюджетных мест будет у академии?

– Количество бюджетных мест в целом по академии в этом году изменилось незначительно. Произошло некоторое перераспределение между бакалавриатом и магистратурой. В московском кампусе количество бюджетных место немного увеличилось по сравнению с прошлым годом. Но в целом по всей академии контрольные цифры приёма сохранились на уровне прошлого года. В целом по всей сети у нас порядка 3 тысяч бюджетных мест на очную форму обучения и ещё порядка 1,5 тысячи на заочную и очно-заочную форму, соответственно в сумме 4,5 тысячи бюджетных мест.

Одни из самых популярных направлений в ведущих вузах социально-экономического профиля сегодня — «государственное и муниципальное управление», «экономика», «юриспруденция» и «международные отношения» — конкурс на каждое из этих направлений, например, у нас был несколько десятков человек на одно бюджетное место.

– Как вы оцениваете существующие критерии эффективности вузов, какие в них есть перекосы и достаточны ли они для объективной оценки? Можно ли по таким критериям действительно отличить заведения, «штампующие» корочки, от вузов, реально дающих образование?

– Критерии мониторинга изначально были предназначены для определения именно слабых и неэффективных вузов. Опыт первого мониторинга в 2012 году показал, что критерии не учитывают специфику ряда вузов. В 2013 году уже учитывалась специфика деятельности некоторых вузов, таких как вузы военной и силовой направленности, медицинской направленности и др.

Для творческих вузов, например, решающими стали результаты творческого экзамена, аналогично для спортивных вузов — результаты специального экзамена, а не показатели ЕГЭ. Однако проблемы с показателем образовательной деятельности остаются. Критерий среднего балла ЕГЭ при приёме как бюджетных, так и платных студентов не менее 60 баллов не учитывает, что минимальные баллы ЕГЭ, установленные Рособрнадзором, значительно ниже. То есть формально выпускник может поступать в вуз, но вуз не хочет его брать, чтобы не оказаться неэффективным. Понятно, что сильные абитуриенты идут в сильный вуз. Но возможно, что эффективным является вуз, который может повысить уровень студента даже с низким баллом ЕГЭ и позволяет своим выпускникам эффективно работать после окончания учебного заведения.

Чего нельзя делать на ЕГЭ, и за что могут выгнать с экзамена →

В прошлом году к критериям эффективности вузов был добавлен показатель трудоустройства выпускников: удельный вес выпускников вуза, трудоустроившихся в первый год после его окончания, в их общей численности. Но здесь тоже много проблем.

Учёт трудоустройства выпускников по обратившимся в центры занятости не всегда корректен. Нет чёткого учёта, выпускник какого именно вуза обратился и кто относится к выпускникам. В наши выпускники, например, записываются и прошедшие переподготовку. Кроме того, мониторинг проводится отдельно по головному вузу и по филиалам, но выпускники имеют единый диплом.

Ещё одна проблема — это то, что мониторинг фактически закрывает для филиалов возможность учить только по заочной форме. Балл ЕГЭ не считается по заочной форме и приравнивается к нулю, что сразу даёт один неэффективный критерий. Приведённый контингент в 220 человек требует численности студентов филиала не менее 2200, что практически недостижимо. Есть логические противоречия в критериях.

Но тем не менее в целом мониторинг вузов необходим, и выявить действительно неэффективные вузы с его помощью можно. Только подход должен быть гибким и дифференцированным.

– Осталась ли проблема нехватки общежитий для студентов?

Нехватка мест в общежитиях для проживания студентов в Москве у нас есть. В настоящий момент мы пытаемся её решить на всех уровнях. В регионах такая проблема стоит менее остро. Хотя есть филиалы, нуждающиеся в общежитиях.

– Говорят, что уровень образования в филиалах вузов хуже, чем в центральных корпусах. Согласны с этим?

Могу объективно судить только об уровне образования в филиалах РАНХиГС. Он достаточно высок. Многие филиалы занимают лидирующие позиции в своих регионах. Есть и небольшие филиалы, специализирующиеся на повышении квалификации и переподготовке слушателей. Есть крупные филиалы, бывшие до реорганизации самостоятельными вузами. Естественно, они сохранили свой уровень образования и даже повысили его.

– Вы верите в реальность отмены ЕГЭ в обозримом будущем?

– Отмена ЕГЭ как такового не нужна в настоящий момент. Это уже выстроенная система, которая работает. Главное теперь — совершенствовать её, устранить все перегибы. Поэтому отмены ЕГЭ в обозримом будущем я не вижу. Дополнение системы ЕГЭ, её корректировка и оптимизация нужны. Собственно, именно этим сейчас активно занимается Минобрнауки России.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах