aif.ru counter
Валентина Оберемко 10732

Виктор Садовничий: дорогое образование - это не наш путь!

«Скоро снова станет престижным быть генетиком, инженером-технологом, сделать первый марсоход», - уверен ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Виктор Садовничий
Виктор Садовничий © / РИА Новости

О главном вузе страны и проблемах образования в России корерспонденту «АиФ» рассказал ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Университет в сарае

Валентина Оберемко, «АиФ»: Виктор Антонович, поскольку сейчас горячая пора вступительных экзаменов, хотела вас попросить дать объективную оценку нашему современному образованию.

Виктор Садовничий: Думаю, что наша система высшего образования - я имею в виду ведущие университеты, где сохранены научные школы и традиции, - может конкурировать с любой другой в мире. Более того, существует твёрдое мнение, что первые пять лет надо учиться в наших университетах, а совершенствовать образование можно и за границей.

Естественно, в нашей системе есть недостатки. Главное - некачественная подготовка в целом ряде учебных заведений, которых открылось за эти 20 лет тысячи. Обеспечить их по-настоящему подготовленным персоналом и надлежащим контролем было невозможно, по­этому преподавание там осуществлялось не должным образом. На днях состоялось заседание межведомственной комиссии, руководитель Рособрнадзора Кравцов показывал слайды - в каких условиях идут занятия в этих учебных заведениях. Мне запомнился один. Сарай, открыты двери, на заднем плане мелькают какие-то животные, стоят три стола, за которыми сидят студенты. На сарае написано: «Университет». Сейчас начата работа по наведению порядка в этом вопросе и решению этой проблемы, но на это уйдут годы.

Ещё одна проблема - отсутст­вие существенной господдерж­ки фундаментальной науки. Окупаться она не может по определению. Её результаты могут никогда не применяться на практике, а могут понадобиться через 50 лет. Передовые в научно-технологическом плане страны - США, Германия, Китай, Япония - вкладываются в фундаментальную науку по максимуму, чего нельзя сказать о нас.  

- У нас вообще сильно поменялись приоритеты: когда-то все шли в инженеры, сегодня - в банкиры.

- Да, мы жили в эпоху, когда школьники хотели быть лётчиками, космонавтами, учёными. Если бы мне предложили тогда стать банкиром, я бы даже не понял, кто это такой. В те времена мы хотели быть первыми везде.

А в 1990-е, 2000-е мы вступили на путь рыночных отношений. Сегодняшним молодым людям ничего другого, кроме бизнеса, коммерции, просто неизвестно. У них модно быть банкиром, зарабатывать большие деньги. Но, поверьте мне, маятник качнётся и снова станет престижно быть генетиком, инженером-технологом, сделать первый марсоход. У нас Фестиваль науки, который каждый год проходит в МГУ, собирает 1,5 млн человек по всей России. А это уже о чём-то говорит.

Инфографика: АиФ

- Да, в СССР мечты у молодёжи действительно были другие. Но и возможности отличались. Вы работали в забое, но поехали в Москву и поступили в МГУ. Сегодня достаточно сложно представить, что шахтёр «с улицы» поступит в ведущий вуз страны и будет учиться бесплатно.

- Да, было другое время. Но МГУ и для меня был сказкой. Его тогда строила вся страна. По радио Левитан вещал: «На Ленинских горах возводится дворец науки». Я и не думал, что попаду сюда. Подал документы в сельскохозяйственный вуз. Но мой товарищ по забою, начальник участка электрификации, стал уговаривать поехать с ним в Москву. Его жена работала на почте, они перехватили мою посылку с документами и переслали её в МГУ. Мы оба поступили.

Тогда была государственная политика - поддерживать детей рабочих и крестьян, для них устанавливались льготы. Но брали только толковых - за этим очень следили. Если талантливый человек из простой семьи не знал того, чему учили в столичных спецшколах, к нему не придирались. В 1990-е такой подход к образованию осудили: мол, каждый должен поступать только по своим способностям. Но знания-то у всех разные: у парня из деревни нет возможности нанять репетитора - профессора из Москвы, он знает только то, чему его обучили в сельской школе.  

Сейчас постоянно идут дискуссии о платном и бесплатном образовании. Я считаю, что уже существующую грань платного образования нельзя переступать. Давайте отъедем на 250 км от Москвы, посмотрим на тамошние домики. Я в таком домике жил, знаю, какие они внутри. Где мама, живущая в таком домике, возьмёт 300 тысяч, а то и больше, в год, чтобы её ребёнок учился в престижном вузе? Это не наш путь!

Диплом или знания?

- О блате в других вузах говорится немало, многие студенты платят и, не посещая занятий, получают диплом. Куда же делся культ знаний, который когда-то был у нас в стране?

- Да, был культ: «Я хочу быть академиком Колмогоровым!» А сегодня культ: «Я хочу получить диплом о высшем образовании». А уж какого качества будет это образование - неважно. Вот и получается: диплом есть, а знаний нет. Я сталкивался со случаями, когда ребята из хороших семей говорят: «Мы так привыкли ничего не делать, что, когда возникает необходимость что-то выучить, почитать, я уже не могу, мне уже тяжело». Но диплом им хочется иметь.

- И последний вопрос, который волнует и школьников, и студентов, и их родителей: троечники на самом деле успешнее отличников?

- Это миф, связанный с Биллом Гейтсом, Марком Цукербергом (с которыми я, кстати, знаком). Они любят рассказывать, что ничему не учились. Да, есть люди, которые в школе учились не на отлично, но благодаря таланту добились в жизни очень многого: пошли в гараж, собрали компьютер, сделали прорыв в технологиях. Или, например, академик Гельфанд - он не учился в школе, но стал величиной № 1 в математике. Но всё-таки чем бóльшими фундаментальными знаниями человек обладает, тем успешнее он будет в жизни и в карьере. А показатель качества знания - выставленная оценка. Так что отличники всё-таки успешнее троечников.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. vnbiryukov
    |
    14:25
    18.06.2014
    3
    +
    -
    «Скоро снова станет престижным быть генетиком, инженером-технологом, сделать первый марсоход», - уверен ректор МГУю __ Как конструктор-технолог по диплому могу ответственно заявить, что уже более полувека быть технологом в нашей стране не престижно. Сделать первый марсоход тоже не получится, т.к. он уже давно сделан, а если попытаться сделать первый русский марсоход, то он уже будет частично китайским или индийским.
  2. Pkjq
    |
    15:58
    18.06.2014
    2
    +
    -
    //// Или, например, академик Гельфанд - он не учился в школе, но стал величиной № 1 в математике.//// Откуда такие сведения? Почитайте,уважаемый господин-товарищ-барин ,хотя бы статью в Википедии о академике. 9 классов он ведь окончил,а остальные знания получил самостоятельно. И в отношении университетов в сараях. Правильно пишет wnbiryukov о том ,что ведь кто-то выдавал и выдаёт разрешения таким "университетам".А долбанное ЕГЭ довело уровень знаний школьников до того ,что балл по математике уже снизили с 24 до 20, а по русскому языку с 36 до 24 !!! С такими баллами выпускники могут только считать деньги и то,в небольших количествах(про таблицу умножения я уж и не говорю - не знают!!!), а знают русский язык так ,что в слое "ещё" они могут делать до 4-х ошибок !. И кто же "рванёт" в технологи,в конструктора с такими знаниями?! Может быть и есть гении математики или физики ,которым знания русского языка не нужны,но таких -1 на десяток миллионов. А как стране подниматься с колен с нынешними двоечниками ???И,что самое главное,не желающими ничего делать ,а только получать зряплату и как можно бОльшую.
Комментарии (23)
  1. vnbiryukov
    |
    14:14
    18.06.2014
    2
    +
    -
    "Обеспечить их по-настоящему подготовленным персоналом и надлежащим контролем было невозможно". Но кто-то же лицензировал и аттестовал эти вузы? Кто-то поставлял им бланки дипломов "государственного образца"? Кто эти люди и, ГЛАВНОЕ, продолжают ли они рулить нашим высшим образованием?Рособрнадзор продолжает выдавать лицензии! Реклама утверждает, что лицензия стоит 40 тысяч рублей. Г-н Садовничий говорит о преподавании в сарае. Но почему он не говорит, что в отечественных вузах работают преподавателями 200 000 школьных учителей?
  2. vnbiryukov
    |
    14:25
    18.06.2014
    3
    +
    -
    «Скоро снова станет престижным быть генетиком, инженером-технологом, сделать первый марсоход», - уверен ректор МГУю __ Как конструктор-технолог по диплому могу ответственно заявить, что уже более полувека быть технологом в нашей стране не престижно. Сделать первый марсоход тоже не получится, т.к. он уже давно сделан, а если попытаться сделать первый русский марсоход, то он уже будет частично китайским или индийским.
  3. Нормальный
    |
    14:53
    18.06.2014
    0
    +
    -
    vnbiryukov: У ВЛАСТИ ДО СИХ ПОР НЕТ УВАЖЕНИЯ К ТЕМ ,КТО СОЗДАЕТ.Зато уважают тех,кто рулит денежными потоками и перераспределяет материальные блага.Приятно также рекламировать качественную иностранную продукцию,хая отечественную,но не принимая непосредственного участия в ее создании,заниматься экономическими и политическими прогнозами, изучением рынков,торговать сырьем и дипломами,сидеть в кабинетах и морщить лоб над документами,составленными подобными бездельниками.И все это хорошо оплачивается. Молодежь не пойдет в реальный сектор - сразу много получать хотят ,ничего,как правило,при этом не зная и не умея
  4. ВДВ
    |
    15:04
    18.06.2014
    1
    +
    -
    "Сейчас постоянно идут дискуссии о платном и бесплатном образовании. Я считаю, что уже существующую грань платного образования нельзя переступать". МЕЖДУ ТЕМ, В КОНСТИТУЦИИ НЕ ГОВОРИТСЯ, О ПЛАТНОМ ОБУЧЕНИИ. ТАК УЧИТЕ БЕСПЛАТНО РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ПОЗВОЛЯЕТ БЮДЖЕТ, А ВНЕБЮДЖЕТНИКОВ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВООБЩЕ - ЭТО В АДРЕС МИНОБРНАУКИ.
  5. ДЛИNS
    |
    10:54
    19.06.2014
    0
    +
    -
    ВДВ: В каком смысле- внебюджетников не должно быть вообще? Дальше никого не учить?
    • vnbiryukov
      |
      11:08
      22.06.2014
      0
      +
      -
      ДЛИNS: Ни в одной стране мира, кроме, как всегда, России, платные и госбюджетные студенты не обучаются совместно. Или платят все, как в США или Англии, или существуют, как в Японии, отдельные коммерческие вузы, или обучение бесплатно для всех, как в Германии, Швеции, Финляндии.
  6. Pkjq
    |
    15:58
    18.06.2014
    2
    +
    -
    //// Или, например, академик Гельфанд - он не учился в школе, но стал величиной № 1 в математике.//// Откуда такие сведения? Почитайте,уважаемый господин-товарищ-барин ,хотя бы статью в Википедии о академике. 9 классов он ведь окончил,а остальные знания получил самостоятельно. И в отношении университетов в сараях. Правильно пишет wnbiryukov о том ,что ведь кто-то выдавал и выдаёт разрешения таким "университетам".А долбанное ЕГЭ довело уровень знаний школьников до того ,что балл по математике уже снизили с 24 до 20, а по русскому языку с 36 до 24 !!! С такими баллами выпускники могут только считать деньги и то,в небольших количествах(про таблицу умножения я уж и не говорю - не знают!!!), а знают русский язык так ,что в слое "ещё" они могут делать до 4-х ошибок !. И кто же "рванёт" в технологи,в конструктора с такими знаниями?! Может быть и есть гении математики или физики ,которым знания русского языка не нужны,но таких -1 на десяток миллионов. А как стране подниматься с колен с нынешними двоечниками ???И,что самое главное,не желающими ничего делать ,а только получать зряплату и как можно бОльшую.
  7. ДЛИNS
    |
    09:44
    19.06.2014
    -1
    +
    -
    "А долбанное ЕГЭ довело уровень знаний школьников до того ,что балл по математике уже снизили с 24 до 20, а по русскому языку с 36 до 24" --- Тот язык, на котором говорят россияне, надо узаконить как правильный русский, путём принятия соответствующего закона. Это автоматически сделает успеваемость по русскому языку 100%, а необходимость его изучения в школе отпадёт сама собой.
  8. vnbiryukov
    |
    11:19
    22.06.2014
    0
    +
    -
    Pkjq: Кстати, академик Зельдович тоже не имел среднего образования. Академия наук - это обычное госучереждение. В 30-е годы любой мог прийти и попроситься на работу - академиком... Это сейчас надо сначала надо получить (можно купить) доктора наук. Но любой понимающий ситуацию доктор может стать хотя бы членкорром. Примеры: Березовский и Шамхалов. О бывшем председателе ВАК сейчас не пишут, т.к. следствие еще не закончено, но почитать советую, если вас интересует российская научная атмосфера.
  9. vnbiryukov
    |
    11:22
    22.06.2014
    -2
    +
    -
    Pkjq: А кто вам сказал, что Россия на коленях? В апреле прошли очередные успешные учения по нанесению ядерного удара...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о Кирилле Курносове, возглавившем «Альфу»?
  2. Когда и где лучше всего наблюдать лунное затмение в ночь с 16 на 17 июля?
  3. Кто такой Александр Телесов?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ