00:06 29/08/2014 Юлия Тутина 8 7220

Бастовать или учить? Кому на руку непродуманные реформы образования

Все материалы сюжета Начало учебного года

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов незадолго до начала учебного года отрапортовал: зарплата учителя почти во всех субъектах РФ достигла значения средней по региону.

Павел Комаров / РИА Новости

Так почему же педагоги во многих регионах идут в школу отнюдь не в праздничном настроении, а кое-где, например в Бийске, и вовсе решили начать забастовку? «Проблема в том, что очень часто цифры доходов педагогов - дутые, - говорит Андрей Демидов, сопредседатель проф­союза работников образования «Учитель». - Да, порой общая сумма заработанного увеличивается, но за счёт чего? Тотальная нищета заставляет учителей хвататься за любые подработки, а в результате страдают дети, на которых времени уже не остаётся».

Эту удручающую ситуацию признаёт и глава Минобрнауки. «Зарплаты повысились не только за счёт текущей работы, - говорит Дмитрий Ливанов. - Материальное стимулирование связано и с дополнительной работой, участием в конкурсах, публикацией педразработок. Поэтому нужно продолжить работу по нормированию труда педагогов. Основная часть их рабочего времени должна быть посвящена работе с детьми, а не связана с непрофильными видами деятельности». 

Должна не должна, но учителя недовольны не только маленькими зарплатами. Их гнетёт постоянно увеличивающаяся бюрократическая нагрузка - невероятно выросший документооборот, который заслоняет от них реальные задачи - учить и воспитывать детей. Скажем, согласно новаторским планам руководства от образования каждому учителю вменили в обязанность разрабатывать собственную концепцию преподавания его предмета. Ну и что получилось на деле? Большинство педагогов способны профессионально донести до детей разработанную, обкатанную и спущенную сверху программу, но не умеют придумывать что-то новое (в конце концов, ведь не каждый инженер - изобретатель, а врач - создатель нового направления в медицине). Вот и получается, что учителя, как заправские ученики-двоечники, списывают друг у друга эти самые программы, переставляя буквы и слова с места на место.

Помимо дублирования электронного и бумажного дневников каждого ребёнка, заполнения журналов - тоже электронного и бумажного (опять двойная работа) педагоги заполняют массу различных отчётов, справок, презентаций. Кому это нужно?! Видимо, на этот вопрос затруднились бы ответить даже те, кто пишет циркуляры об их введении. 

Количество странных, а порой и курьёзных инициатив, спускаемых в школы сверху, в последние годы просто зашкаливает. В руководство образованием пришли люди неравнодушные. Но почему бы, прежде чем внедрять в жизнь, не выносить все инициативы на суд педагогической общественности - практики лучше теоретиков смогут разобраться в жизнеспособности той или иной идеи. Именно об этом просят педагоги в открытом письме министру образования. 

Пока же система образования ни на какую систему не тянет - лишь хаос и беспорядок. В прошлом году под разными предлогами из разрешённых к использованию для преподавания в школах изъяли более 50% учебников. Учителям срочно приходится перекраивать свои программы, если бы спросили не теоретиков от педагогики, а практиков - наверняка большинство учебников осталось бы. А теперь выброшены миллионы госденег, потраченных на их закупку.

Будем надеяться, в начинающемся учебном году высокие чиновники наконец прислушаются к простым учителям. Надежду на это даёт сам министр образования: «В работе учителя есть множество моментов, которые необходимо учитывать. Например, занятия с проблемными ­детьми в обычной школе, что не менее, а может, и более важное, чем работа учителя элитного образовательного заведения». Если же правильные слова останутся только словами, то, видимо, это скоро обернётся проблемами для всех. «Непродуманные реформы серьёзно усложняют жизнь педагогам, - говорит Андрей Демидов. - Люди устали и всё активнее готовы перейти от писем к активным действиям - забастовкам и пикетам». И ведь никому не  нужно такое развитие событий?

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (8)
  1. Карабас
    |
    10:57
    29.08.2014
    0
    +
    -
    Над каждой школой надстройка из чиновников - вот здесь очень приличные зарплаты. Учебники меняются почти каждый год. Скорость изучения материала доведена до детского безумия. Сделано специально - чтобы учителя особо не бастовали - как приработок - репетиторство. И подарки от родителей. В общем то такая же отрасль воровства - как и рыболовство, торговля, дорожное строительство и т.д. Система верных и лояльных чиновников. Конечно - за кормовые. Гнием. А что сделаешь?
  2. Учитель из глубинки
    |
    13:41
    29.08.2014
    0
    +
    -
    Я не считаю, что уровень зарплаты учителя - главная проблема образования. Но фраза о средней зарплате по региону, право слово, набила оскомину. Изначально эта фраза звучала "привести зарплату НА СТАВКУ к средней по региону". Только даже в тот момент в связи с введением т.наз. новой системы оплаты труда понятие ставки было не актуально. Педагогическая ставка, напомню - 18 часом в неделю. По прошлому году 18 из моих часов стоили на треть дешевле средней зарплаты по области. По поводу инициатив - в попытке вернуть то, что и так было в советские времена, встречаются и здравые идеи. Например, т.наз. "внеурочная деятельность". Только никто не задается вопросом, кто, когда и где (и только потом - за какие деньги) будет ей заниматься. Вот и выливаются все инициативы в поток бумаг, заполненных дутыми цифрами.
  3. Николай Синявский[vkontakte]
    |
    00:32
    30.08.2014
    0
    +
    -
    Я не считаю, что уровень зарплаты учителя - главная проблема образования. Но фраза о средней зарплате по региону, право слово, набила оскомину. Изначально эта фраза звучала "привести зарплату НА СТАВКУ к средней по региону". Только даже в тот момент в связи с введением т.наз. новой системы оплаты труда понятие ставки было не актуально. Педагогическая ставка, напомню - 18 часом в неделю. По прошлому году 18 из моих часов стоили на треть дешевле средней зарплаты по области. По поводу инициатив - в попытке вернуть то, что и так было в советские времена, встречаются и здравые идеи. Например, т.наз. "внеурочная деятельность". Только никто не задается вопросом, кто, когда и где (и только потом - за какие деньги) будет ей заниматься. Вот и выливаются все инициативы в поток бумаг, заполненных дутыми цифрами.
    Учитель из глубинки, у нас 18 часов не тянут и на половину средней зарплаты по региону, так что вы еще неплохо в глубинке живете.
  4. vnbiryukov
    |
    22:53
    30.08.2014
    -1
    +
    -
    Рассуждения о средней зарплате эксплуатируют слабую грамотность аудитории в статистике. Статистические данные нельзя описать одной цифрой. Нужно указывать хотя бы медианную зарплату. МОН никогда не публиковало гистограмм распределения зарплат учителей или преподавателей вузов. Но и профбосс Демидов не публиковал их! Человек говорит о "дутых цифрах" но фактические не называет, а он-то зарплату учителей-членов профсоюза знает точно! Во всем мире профсоюзы устанавливают МИНИМАЛЬНУЮ зарплату. Например в Латвии она с 1-го сентября составит 420 евро. У нас она равна МРОТ - 5600 рублей - НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА. Что делать учителю (Карабас | 10:57 29.08.2014)? Только следовать завету Махатмы Ганди - не противиться злу насилием. Только объяснять школьникам, что Россия - не социальное государство, т.е. конституция РФ не выполняется. Члены нашего правительства даже не знают об этой статье конституции. Во всяком случае в прошлом году в интервью а-ву Рейтер О. Голодец заявила: "Мы строим социальное государство". Вице-премьер считает, что выполнение статьи конституции дело отдаленного будущего. КПСС до 1991-го года управляла СССР с обещанием в официальной программе к 1980-му году построить материально-техническую базу коммунизма. Построили же совсем другое. Что строят Голодец и Демидов?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое гиперзвуковое оружие?
  2. Насколько опасен выброс радиации в Нижнем Новгороде?
  3. Что будет со сборной России по хоккею после поражения в матче с Канадой?

Готовы ли вы пожертвовать свои органы после смерти ради жизни других людей?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ