Инна Алейникова 0 825

Доктора с соседней парты. Как найти свое призвание?

Будущие врачи сегодня пока сидят за школьными партами. Однако некоторые подростки уже сейчас ловко управляются с хирургическими инструментами и умеют находить патологии на рентгеновских снимках.

Первые пациенты школьников - высокоинтеллектуальные симуляторы.
Первые пациенты школьников - высокоинтеллектуальные симуляторы. © / Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

О том, кто и зачем помогает им совершить этот ранний скачок в профессию, мы побеседовали с ректором Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова Сергеем Лукьяновым.

Каникулы у операционного стола

Инна Алейникова, «АиФ»: Сергей Анатольевич, ваш вуз ведёт серьёзную довузовскую подготовку. Если раньше институты организовывали лишь дни открытых дверей и курсы подготовки к поступлению, то теперь на занятиях в вузе школьник может удовлетворить пробуждающийся научный интерес, получить доступ в лаборатории и учебные кабинеты наравне со студентами. Какой эффект это даёт?

Сергей Лукьянов: Мы - медики. Наша профессия связана не просто с выбором работы, а с призванием. Потому что нужны огромные знания, большая воля, важно уметь справляться с нагрузками, сохранять спокойствие в острые моменты, сосредотачиваться, взаимодействовать с больными и их родственниками. Бывает, молодой человек, став студентом, видит вблизи, как устроен человеческий организм, и уходит со словами: это не моё.

Поэтому нам важно, чтобы пришли ребята, которые потом учились бы 6 лет, пошли в ординатуру и остались в профессии. Благодаря нашим мероприятиям для школьников мы получаем студентов с высокой мотивацией, они учатся более сознательно, а это значит эффективно.

Один из недавних проектов - летняя Школа юного хирурга. В прошлом году в качестве эксперимента университет набрал две группы детей. Мы, честно говоря, не ожидали такого упеха! Позже, чтобы принять больше желающих, обратились за поддержкой в Департамент образования Москвы. Его помощь позволила развернуть серьёзный проект: через хирургический курс прошли 1200 ребят.

Представляете, они ежедневно с утра до вечера ходили на занятия, участвовали в мастер-классах, делали лабораторные работы - отдавали учёбе месяц своего лета. При нашем строгом правиле «два пропуска - и до свидания» группы практически в полном составе дошли до конца. Я заходил на занятия и видел интерес с обеих сторон: глаза горели и у детей, и у преподавателей, все работали увлечённо.

- Насколько близко подростки подходят к реальной медицине?

- Начинается обучение с обзоров об устройстве организма, о функциях различных систем, о том, какие у нас есть инструменты, чтобы проанализировать работу организма. И только потом происходит интерактивное погружение школьников в оперативную хирургию, знакомство с инновационными инженерными решениями в медицине.

У нас очень современное оборудование, в том числе высокоинтеллектуальные симуляторы, которые моделируют различные болезненные состояния организма, его свойства. Есть симулятор родов: это макет женщины, проходящей через все родовые стадии. Или макет, воспроизводящий особенности человеческого дыхания. Ребёнок слушает «пациента» через стетоскоп, как доктор, и ставит диагнозы: воспаление лёгких или бронхит. На симуляционных аппаратах подростки учатся вводить катетеры, зашивать раны, справляться с повязками.

Также ребятам дана возможность самостоятельно работать на хирургическом оборудовании, которое сегодня используется в клиниках: они могут проводить на муляжах лапароскопические операции, гаст­роскопию, накладывать швы внутри желудка.

Преподают в нашей школе действующие врачи. Утром у них операции, а вечером они обучают ребят профессиональным навыкам.

Мы рассчитываем на восторг от занятий, чтобы по собственной реакции школьники смогли принять решение, становиться ли хирургами.

- Наверняка после таких занятий в восторг приходит большинство ребят...

- Даже если кто-то не станет медиком, эта практика будет с ним всю жизнь, так как мы обучаем вмешательствам при экстренных случаях: каждый выпускник школы знаком с действиями первой помощи в ситуациях, когда человек задыхается, упал в обморок или захлебнулся.

- Как бы вы оценили уровень подготовленности школьников и абитуриентов?

- Преподаватели их хвалят.

С 40 школами Москвы у нас подписаны договоры о сотрудничестве (номера средних учебных заведений размещены на сайте университета в разделе «Довузовская подготовка»). Связи налажены уже десятки лет. Мы приходим в школы после уроков и проводим дополнительные занятия по химии и биологии, добавляя медицинские аспекты.

Углублённо эти же предметы школьники изучают на базе университета - в школе «Хим-био-плюс» и на других курсах, давно готовящих наших абитуриентов.

Приёмная кампания этого года показала заметное оживление интереса к биохимии и биологии. Мы выпускаем не только лечащих врачей. Лечебный и педиатрический факультеты - самые популярные и крупные, мы принимаем на бюджет по 600 и 450 студентов. Но для самого вуза приоритетным является и созданный очень давно медико-биологический факультет. Он готовит специалистов для диагностических и научных лабораторий: его выпускники помогают людям в их стремлении раньше узнать о приближении заболевания и остановить его, идут в науку, разрабатывают лекарства, новые технологии и подходы. Университет будет добавлять бюджетные места.

У абитуриентов в первую очередь мы смотрим на результаты ЕГЭ по биологии, химии и математике, учитываем баллы крупных олимпиад по этим дисциплинам. Кроме того, с коллегами мечтаем создать школьную олимпиаду всероссийского уровня по медицине или биомедицине.

Хороший врач не пропадёт

- Ваш университет входит в число ведущих вузов, на базе которых для работы со школьниками открыты Центры технологической поддержки образования. Сюда могут прийти дети из любых школ города. С чем вы их встречаете?

- В ЦТПО открыты специально оборудованные классы по химии, биологии, где установлены микроскопы, 3D-принтер и другое оборудование, можно смотреть учебное видео и пользоваться всевозможными материалами для освоения разных тем. Занятия бесплатные.

- Чему можно научиться в центре технологической поддерж­ки образования?

- Направления деятельности ЦТПО - гистология (ребятам открывается микромир), биохимия (они самостоятельно выделяют ДНК), современные методы в медицине (для их изучения требуется повторить разделы школьного курса физики) и кружок «Гиппократ XXI века» (его участники изучают анатомию, наблюдают под микроскопом срезы тканей, измеряют давление, знакомятся с основами 3D-моделирования для медицины и т. д.).

Мы предлагаем школьникам разные формы общения с вузом. Кому-то нравится заниматься на регулярной основе под руководством преподавателя, быть членом группы. А кто-то пока выбирает сферу своих интересов, хочет понять, чем живут вузы Москвы, и для этих ребят город проводит Университетские субботы. Занятия разовые, темы меняются - выбираешь, регистрируешься и приходишь. Университету им. Пирогова за три года участия в проекте дважды присуждали первое место в конкурсе на лучшую Университетскую субботу.

- У вас было интереснее всех?

- У нас коллектив из студентов, ординаторов и врачей, можно сказать, даёт на Университетских субботах представление по какой-нибудь теме - например, «Железное сердце: кардиостимулятор», - используя симуляторы, видеоматериалы и интерактивные методики.

Ребята приходят с родителями, что немаловажно. Сегодня профессия врача - одна из популярных. Если десять лет назад родители отговаривали детей от поступления в медицинский институт, так как работа врача виделась им опасной с точки зрения материального благополучия, то сейчас пришло понимание того, что хороший врач нигде не пропадёт. На наших встречах семьи видят состоявшихся врачей: выбравшие этот путь люди счастливы, увлечены работой, чувствуют, что живут полноценной жизнью. Согласитесь, сильный пример, прямое воздействие на детей и родителей. Для нас это очень важно: мы хотим, чтобы к нам приходило как можно больше по-настоящему заинтересованных ребят.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Сгорают ли висящие на вас, но не отображающиеся в базах долги и штрафы?
  2. Нужна ли доверенность, если владелец авто едет пассажиром?
  3. Может ли очевидец происшествия оказать пострадавшему первую помощь?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru