aif.ru counter

Фармация идёт учиться. Как восполнить дефицит непрерывного образования

Новая система аккредитации начиналась с фармации. Но именно фармации сегодня не хватает обучающих лекций, семинаров, модулей и тем более вебинаров.

Аккредитованное мероприятие для провизоров – событие в полном смысле этого слова. С 1 июля 2016 года таких встреч было не меньше пятидесяти, и лишь несколько из них проходили онлайн.

В конце апреля корреспонденту «Лек­Обоза» удалось принять участие в первой региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы практической фармации. Реализация непрерывного фармацевтического образования». Аккредитованная конференция проходила в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова. Участники приезжали из Москвы, Подмосковья, Владимира…

Как проводить ликбез

Первая проблема непрерывного медицинского и фармацевтического образования – слабая информированность. Точнее, информированность неравномерная. В одних регионах в 36‑часовых учебных программах принял участие уже почти каждый выпускник 2016 года. А в других о непрерывном медицинском и фармацевтическом образовании (НМФО) слышали считаные единицы. Значительное число специалистов не знают, хотя до 1 января 2021 года и продолжают выдавать сертификаты, но посещать аккредитованные конференции и ежегодно повышать квалификацию уже обязательно для всех, кто получил свой сертификат после 1 января 2016 года.

Ликбез в эпоху социальных сетей? На первый взгляд это легко и просто. Уже больше года работает группа ВКонтакте, созданная весной прошлого года. Декан факультета дополнительного профессионального образования РязГМУ Мария Фомина, организовавшая её, ежедневно отвечает на вопросы провизоров и врачей. А недавно в группе появился тысячный участник – выпускница фармфака, прошедшая свою первую аккредитацию летом 2016 года. Новым проектом по оперативному оповещению о новостях непрерывного образования, в том числе размещаемых в группе, стал созданный сотрудниками факультета Telegram-канал.

И всё же факультет дополнительного профессионального образования соцсетями не ограничился. Менее чем за год Мария Фомина и её коллеги объездили всю Рязанскую область и значительную часть Подмосковья. В разных больницах и поликлиниках врачи реагировали по-разному. Где-то с первых же минут активно задавали вопросы, где-то с безучастным видом сидели даже те, кто включился в систему непрерывного образования меньше года назад. Но на вопрос «Кто получил сертификаты в 2016‑м?» – поднимался лес рук.

Ещё 5–10 лет назад фармация и медицина мечтали о непрерывном образовании. Но как только мечта стала воплощаться в жизнь, энтузиазм стал угасать.

Самостоятельность: минус или плюс?

У системы НМФО есть особенность, которую нельзя назвать ни однозначным минусом, ни безусловным плюсом. Или же стоит считать и тем и другим одновременно. Речь идёт о самостоятельности.

«Пока специалист не создал личный кабинет на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования и не составил свой индивидуальный план, все наши усилия напрасны», – обратила внимание участников научно-практической конференции Мария Фомина. А перед этим, в начале встречи, прозвучали такие вопросы: если специалист, получивший сертификат в 2016‑м, не вступит в систему НМФО и не будет набирать баллы, может ли он в 2020 году снова пройти традиционное повышение квалификации и вновь получить сертификат?

Такие заблуждения – серьёзная трудность роста для системы непрерывного образования. Врач и провизор часто даже не пытаются изучить нормативные документы (в чём специалистов винить трудно), но безоговорочно доверяют словам знакомых. Иногда единственный шанс узнать правду – семинар или конференция по НМФО.

Самостоятельность может стать и веским доводом «за». «В зале всегда встречаются один-два человека с резко негативным отношением. Но это надо перебороть. Когда рассказываешь врачам, что теперь они сами выбирают свою учебную программу, отношение становится другим», – говорит руководитель Центра адаптации молодого специалиста в системе НМО, заместитель декана факультета дополнительного профессионального образования Наталия Перегудова.

Вместе с пониманием возможности выбора у специалистов появляется интерес и элемент соревновательности. Доктора, особенно мужчины, забывают о том, как ещё полчаса назад в штыки воспринимали новую систему обучения, и уже состязаются с коллегами в качестве и количестве полученных знаний. Правда, вначале негативные суждения тоже активнее высказывают именно джентльмены.

«Скорая помощь» для здравоохранения

Одно из достоинств непрерывного образования – возможность оперативно отреагировать на потребности медицины. Проблема сердечной недостаточности – одна из самых серьёзных для нашей страны. В РязГМУ разработана 36‑часовая программа по вопросам диагностики и лечения этого заболевания для кардиологов, терапевтов, врачей общей практики и скорой медицинской помощи. В 2017 году по ней прошли обучение более 40 врачей.

Слишком позднее выявление онкозаболеваний тоже остаётся серьёзной проблемой. Для её разрешения университет подготовил целый ряд учебных программ, в том числе для диагностических специальностей, таких как клиническая лабораторная диагностика, рентгенология и ультразвуковая диагностика, а также для врачей первичного звена здравоохранения. Так, по программе «Раннее выявление онкологических заболеваний» врачи-терапевты обучались уже в 2016 году, когда аккредитация только-только стартовала.

Реагировать на вызовы времени может и фармобразование. «Из-за значительного интереса к проблеме фальсификации лекарственных средств мы выбрали эту тему как одну из наиболее актуальных для фармации для перво­очередной разработки программы повышения квалификации», – рассказывает декан фармацевтического факультета РязГМУ Ирина Григорьева. Программу, посвящённую проблеме фальсификации, провизоры не просто выполнили – они ждали каждого занятия. Даже руководители аптечных организаций приняли в них участие.

Ещё одна задача НФО – своевременно знакомить аптечного работника с болезненным для него вопросом – изменениями законодательной базы. Неслучайно на самой первой региональной конференции выступили руководитель территориального органа Росздравнадзора по Рязанской области Татьяна Болдырева и председатель правления Профессиональной ассоциации фармацевтических работников Рязанской области Валентина Греченко.

Татьяна Болдырева обратила внимание провизоров на особенности нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорные мероприятия в аптечных организациях. Валентина Греченко рассказала о ключевых и не всегда однозначных положениях стандарта Надлежащей аптечной практики – сегодня это вопрос номер один для фармспециалиста.

Как быть с финансами

Платность – именно благодаря ей непрерывное образование рискует превратиться из мечты в бремя. Приказ, детально описывающий технологию непрерывного образования и обязывающий работодателя ежегодно направлять сотрудника на обучение (а следовательно, и оплачивать его), пока ещё в стадии обсуждения. А законодательную формулировку «обязан предоставить условия для обучения» из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» трудно понять однозначно.

Как быть, например, врачу, у которого несколько специальностей, а его лечебная организация готова оплатить учёбу лишь по одной? Конечно, для возвращения в профессию есть профессиональная переподготовка – 504 или 576 учебных часов. За это время доктор восполнит тот объём знаний, который дала ему ранее интернатура или ординатура. Так можно не только вернуть утраченную специальность, но и приобрести дополнительную. Через эту процедуру проходят и возвращающиеся в медицину сотрудники фармкомпаний – медпредставители.

Самое главное, чтобы проходить переподготовку не обязали специалистов, которые не набрали свои баллы в назначенный срок по уважительной причине. Например, молодых мам, только что вышедших из декрета, или выздоровевших после длительных болезней, а также демобилизовавшихся из армии врачей и провизоров.

Как поступать в таких ситуациях, на уровне законодательства ещё не решено. Пока специалистам рекомендуют участвовать в онлайн-вебинарах и изучать электронные модули.

А вот проблема платности, кажется, находит своё решение. Вступивший в силу в четвёртом квартале 2016 года приказ Минздрава России № 575 дал возможность направлять средства территориальных фондов ОМС на повышение квалификации врачей и даже провизоров. Это позволяет хотя бы частично снять со специалистов и организаций бремя оплаты обучения – и многие уже смогли воспользоваться законодательным новшеством.

Так средства, поступившие в фонд ОМС в виде штрафов, возложенных на поликлиники и больницы, постепенно возвращаются в медицину… Быть может, через год или два изменится и другая статистика – например, смертность от тех заболеваний, своевременно диагностировать и качественно лечить которые докторов обучали в новой системе повышения квалификации.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за «культурные нормативы» придется сдавать российским школьникам?
  2. Что за дрон-наноразведчик был показан на форуме «Армия-2019»?
  3. Кому из россиян дали надбавку к пенсии в размере 25%?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ