Екатерина Бычкова 1 2000

Гений поиска и выбора. Самые талантливые дети - те, которые ищут себя

Стоит ли столичным школам опасаться международных «замеров» грамотности - читательской, математической, естественно-научной - наших ребят? «Нет», - уверен министр правительства Москвы, руководитель департамента образования Исаак Калина.

В инженерном классе работа кипит.
В инженерном классе работа кипит. © / Никеричев Андрей / Агентство городских новостей "Москва"

Если показанные результаты высокие, значит, они подтверждают логику перемен в системе образования, если не очень, значит, выбранный курс надо корректировать.

Исследований бояться - лучшими не быть

Екатерина Бычкова, «АиФ»: Международное исследование PISA в прошлом году показало рост читательской, математической и естественно-научной грамотности 15-летних школьников. В этом году обнародован анализ качества чтения и понимания текста для учащихся 4-х классов - PIRLS. Результаты соответствовали ожиданиям?

Исаак Калина: Нет, результаты выше ожиданий. Россия раньше в исследованиях PISA, как правило, всегда входила в первые 40 стран. И поэтому мы считали, что если Москва попадёт в тридцатку, то это будет серьёзным доказательством того, что выбранный курс в улучшении качества образования правильный. Москва по сравнению со странами-участниками оказалась в первой десятке (6-е место) по математической и читательской грамотности, во второй десятке - по естественно-научной. Это не просто хороший результат. Чтобы вы понимали: если мы не изменим сроки начала изучения физики и химии, то мы и в следующих исследованиях естественно-научной грамотности вперёд серьёзно не продвинемся. Почему? А потому что очень поздно начинаем знакомство с этими предметами. 15-летние молодые люди во многих странах мира к этому времени естественно-научный блок штудируют несколько лет, а мы, по сути, только второй год изучаем физику и один год химию. Поэтому с учётом очень позднего начала изучения этих предметов я считаю, что даже по естественно-научной грамотности результаты московских школьников были высокими. При этом не стоит забывать, что задания PISA сформированы в основном под обучение не у нас. Я анализировал: почему же московские школьники так оторвались и показали хорошие результаты? И пришёл к такому выводу: за последние 5-7 лет создана очень содержательная система дополнительного образования.  

- Не только лепят и рисуют, поют и танцуют? На картах катаются, наукой занимаются...

- Да, но главное - мы постарались за эти годы сделать так, чтобы система допобразования была не просто развлечением, а стала серьёзной поддерж­кой основному образовательному развитию. То есть чтобы это было подкрепление изучению той же химии, физики, математики и так далее. И сложение не очень практико-ориентированной школьной системы (надо признать, что в отличие от многих стран мира содержание нашего школьного образования, к сожалению, таково) с абсолютно практико-ориентированным дополнительным образованием вместе дали очень хорошие результаты. И наши 15-летние ребята оказались на 6-м месте в исследованиях PISA. А удовлетворены мы будем только тогда, когда во всех «замерах» окажемся на 1-м месте с большим отрывом от конкурентов и так продолжаться будет многие годы. (Подробнее про исследование PIRLS - в следующих номерах «АиФ». - Ред.) 

- Будем пытаться ввести более раннее изучение физики и химии? 

- Отвечаю: стандарты образования утверждаются на федеральном уровне, пока я не уверен, что это будет поддержано. Но мы в Москве через кружки станем формировать интерес к этим предметам уже в 5-6-х классах. Можно сказать, что это пропедевтика физики и химии в старших классах. Ведь в основной школе и начинается предпрофильное обучение, без которого невозможно хорошее профильное и предпрофессиональное.

Школа возможностей

- Ранний предпрофиль - это хорошо? Ведь не все родители видят (или правильно оценивают способности своего ребёнка). А большинству детей к окончанию начальной школы ещё непонятно, физики они или лирики...

- Это, как правило, самые талантливые дети! Я серьёзно говорю. Наверное, самый большой талант любого человека - поиск. Не надо бояться поиска. Почему мы и говорим, что московская школа - школа возможностей выбора. Находясь в одном учебном заведении, ребёнок может поучиться в классе математической вертикали, понять, что это не его, и перейти в другой предпрофиль или даже профиль. Я с огромным уважением отношусь к математическим школам, поскольку сам в прошлом учитель математики школы с углублённым изучением математики! Но при этом я всегда чувствовал, что если парень, который учится у меня в 7-м классе, поймёт, что ему лучше было бы в литераторы податься, и я попробую ему это подсказать, то получится, будто я выдавливаю его из этой школы, в которой у него только один коридор. И не коридор даже, а тоннель... А современная московская школа предоставляет возможность проб, ошибок, поиска, выбора. Для этого и дано детство. И вы, кстати, произнесли очень опасную фразу, сказав, что родители видят... Как правило, родители видят в своём ребёнке свои несвершившиеся достижения. Я не стал, а ты станешь!

- Хочешь или не хочешь... 

- Концентрируясь на одной кажущейся способности ребёнка, папы и мамы тем самым могут оттеснить его от возможности попробовать себя в других направлениях. Наши дети живут и будут жить в другом мире, чем жили мы, поэтому у них и другие возможности для развития своих способностей, и они не должны и не будут копировать нас. И мы стараемся, чтобы московская школа не была тоннелем, а была многополосной вылетной магистралью. Только в этом случае у школьника появится возможность при необходимости перестраиваться с одной полосы на другую, не сбиваясь с дороги. Это очень сложно объяснить, ещё сложнее сделать, тем более что взрослым легче работать с детьми, если они расфасованы по разным коробочкам: в одной - математики, в другой - литераторы и т. д. Тысячи людей, которые когда-то были втиснуты родителями в тоннель кажущихся им способностей, потом, вырываясь, вдруг начинали проявлять себя совершенно в других областях.

Кстати, мы начали реализацию ещё одного, как сказал мэр Москвы Сергей Собянин, мегапроекта интеграции всех уровней образования - общего, дополнительного, специального и вузовского. Мы его между собой называем так - «готов к учёбе, жизни и труду в современном мире». Для чего это нужно? Например, для того чтобы, обучаясь в медицинском классе, молодой человек уже не спрашивал, зачем я изучаю химию, физику и биологию! Чтобы он понимал, что и иностранный язык ему очень нужен. Ведь в основе всего - метапредметность. Зациклиться на чём-то одном и быть успешным в сегодняшнем мире трудно. Главный разработчик и куратор теста PISA Андреас Шляйхер по этому поводу сказал: «Мир вознаграждает людей уже не за то, что они знают, а за то, как они могут использовать то, что знают». И это в самом деле так. Поэтому вся наша московская система образования, складывающаяся из дополнительного, предпрофильного, профильного, предпрофессионального образования, обучения на базе колледжей и в предуниверсариях, - это и есть переход от оторванного от реальной жизни образования к такому, которое готовит человека к учёбе, жизни и труду в современном мире.

Столичные школьники с любой техникой на ты.
Столичные школьники с любой техникой на ты. Фото: Департамент образования города Москвы

- А как вам кажется, есть такая проблема, что дети сегодня выходят из школы, получив там образование такого качества, что на первых курсах вузов просиживают штаны от скуки?

- Начиная проекты предпрофессионального образования (инженерные, медицинские, кадетские и научные классы), мы в первую очередь искали продолжение той дороги, на которую встанут наши ребята. Поэтому мы не открыли ни одного такого класса, не имея серьёзных договоров о сотрудничестве с вузами и предприятиями соответствующего профиля. То есть, например, все медицинские классы открыты только после заключения трёхстороннего соглашения конкретной школы с медвузом и одной из клиник Москвы. Поэтому дети, пока обучаются в этом медицинском классе, что называется, чувствуют себя почти студентами университета и периодически приходят в современные клиники с современной аппаратурой. И так со всеми профилями! Прежде чем открыть направление, мы проверяли: а что ждёт наших ребят на выходе? И только когда убеждались, что у нас подготовлено продолжение дороги, тогда и создавали направление. Московское образование никогда не должно заводить в тоннели и тупики, в этом одна из главных наших задач.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Галина Кобзева(артамонова)[odnok
    |
    14:03
    06.12.2017
    0
    +
    -
    "Гений поиска и выбора"... Мы все в ошибочном понимании что гений это человек с особенностью мозга... это не так. Гений это состояние регулирующих процессов организма человека которые и создают возможности для мозга: первое это долгосрочноть запоминания информации(хорошие восстановительные процессы организма),второе это хорошее качество процессов гуморально - эндокринных которые дадут мозгу способность мылить очень "тонко" и нестандартно , третье это способность длительного мышления с необходимой скоростью ,а это безаварийная и "разрешенная" скорость нервных процессов. Дело в том что если нервные процессы мышления активизировать сильным раздражителем сознания, то человек может просто погибнуть от инсульта или сердечной недостаточности.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что будет за воровство тележек из магазина?
  2. Сколько нужно держать градусник под мышкой?
  3. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ