Примерное время чтения: 5 минут
3828

Головоломки от лингвистов. Какие задачи решают на Олимпиаде по русскому

Растет не только интерес ребят к состязаниям по разным предметам, но и количество победителей и призеров. За три последних года победителей и призеров Всероссийской олимпиады подготовила 321 школа, то есть более половины школ города. О месте олимпиадного движения в жизни школьников и предлагаемых для выполнения заданиях рассказывает учитель русского языка школы № 1249 Ольга Иванова.

Сергей Зайцев, АиФ.ru: Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста, об опыте участия Ваших учеников во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку?

Ольга Иванова: В школьном этапе обычно принимает участие большое число учеников, многие из которых справляются с заданиями и проходят в следующий (муниципальный) этап.

Справиться с заданиями муниципального этапа оказывается сложнее, не говоря о региональном и заключительном. В последние годы задания школьного и муниципального этапов приближены по типу к тем, которые предлагают участникам на региональном и заключительном. Это позволяет уже в школе познакомить детей с форматом следующих этапов и, конечно, более качественно подготовить к участию в них.

За последние годы мои ученики становились призерами и школьного, и муниципального, и регионального, и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

— Как построена работа по подготовке к олимпиаде?

— Подготовка ведется системно, последовательно, начиная с 5 класса. Выявляются ребята, которым интересен предмет.

Сегодня в олимпиадные задания по русскому языку введены элементы, связанные чтением и пониманием древнерусских текстов. Поэтому читаем и разбираем эти тексты, знакомимся с лингвистическими задачками. Я стараюсь привить интерес к решению таких задач, формирую круг чтения, учу читать словари, специальную литературу (естественно, учитывая возраст ребят).

— Что дает школьнику участие в олимпиадном движении? 

— Участие в олимпиадном движении расширяет кругозор ребят, пробуждает интерес к научному изучению русского языка, языка одной из величайших культур мира, а также помогает учителю выявить детей, одаренных лингвистической интуицией, детей, способных не просто к изучению, но и к исследованию русского языка в дальнейшем. Для многих детей участие в олимпиадах становится посылом в будущем выборе профессии.

Олимпиадные задания обогащают словарный запас школьников. Русский язык неотделим от русской культуры, и одна из задач олимпиады — дать это понять участникам, показать, что фоновые знания необходимы для успешного участия в олимпиадах.

Как-то одна из моих учениц после занятий старославянским языком сказала мне, что ей гораздо понятнее стали орфограммы современного русского языка: «Теперь понятно, почему так пишем!»

— Как Вы считаете, интересно ли выполнять олимпиадные задания, сложны ли они для ребят? Какие эмоции и какой опыт получают участники?

— Задания школьного этапа ребятам выполнять интересно. Задания попадаются разные: одни решаются относительно легко, над другими стоит «поломать голову», но ведь это не урок русского языка, на котором предлагаются задания, доступные каждому ученику. После выполнения заданий школьного, муниципального этапов, когда материалы размещаются на сайте Всероссийской олимпиады, мы с учениками разбираем, анализируем их, выявляя тем самым, каких знаний и умений не хватило ребятам (или хватило) для выполнения того или иного задания. Появляется понимание, какие интересные книжки стоит еще почитать, с какими словарями познакомиться. Их охватывает чувство радости и удовлетворения, когда выясняется, что задача решена правильно, что знания, полученные на дополнительных занятиях (а иногда и на обычных классных уроках), оказываются востребованными при выполнении заданий олимпиады. Удовлетворение, ведь логический путь, выстроенная цепочка рассуждений помогли в решении. Это не только опыт решения, это опыт общения с текстом (контекст задания на школьном и муниципальном этапах обычно достаточен, чтобы ответить на поставленные вопросы).

Например, в этом учебном году ученики 7 класса охотно решали задание на соответствие русских и иностранных имен. В нашей школе ребята изучают немецкий, английский и итальянский языки, и такое задание не могло не вызвать интереса. Задание было решено не всеми, но подтолкнуло к получению новых знаний. Интерес к именам собственным заставляет ребят задуматься о многообразии культурных связей, ведь это не только существенная часть словаря каждого языка, но и часть культуры в целом. А вот в 11 классе это задание (на соответствие имен) было «разгадано» легко. 

Или еще пример. Сначала задание 8 (про редуцирование) показалось детям очень сложным. Но когда они прочитали более внимательно, то поняли, что в условии задачи дан полный алгоритм решения. С этим заданием дети успешно справились.

Уровень сложности задач для каждого ребенка получается своим, так как каждый школьник — индивидуальность, на то и олимпиада, чтобы дети развивались и росли. Ребята, погружаясь в задания олимпиады, не просто развивают логическое мышление и учатся воспринимать язык системно, но и расширяют свое информационное поле.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах