Когда рубль был золотым. Как развивалось образование 100 лет назад?

«АиФ» продолжает цикл публикаций о России накануне 1917 г. В этом номере речь пойдёт о развитии образования.

Николай Богданов-Бельский «Ученицы», 1901 г.
Николай Богданов-Бельский «Ученицы», 1901 г. © / Public Domain

Как жила Россия 100 лет назад?

Продолжение. Начало в №№ 5, 6, 7

России достаточно университетов, но она «нуждается в открытии высших специальных заведений, а ещё больше в средних технических и сельскохозяйственных школах». Эта фраза принадлежит императору Николаю II. прошло 100 лет, и нашей стране снова не хватает инженеров и аграриев.

В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры - 0,5 млрд руб. золотом* (1,14 трлн современных рублей).

В 2016 г. расходы федерального бюджета РФ на образование составят 578 млрд руб.

Начальная школа

Земские (сельские) училища Министерства народного просвещения (МНП)

Обучение бесплатное.

Курс - 3-4 года

Предметы: основные - Закон Божий, чтение, письмо, арифметика. В школах с двумя классами - также история, география, естествоведение, церковное пение и черчение.

Читайте также: Путем просвещения. Как Екатерина II создала сеть публичных школ в России

Церковно-приходские школы

Курс - 3-4 года

Предметы: основные - Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика. В школах с двумя классами - также история. 

Городские училища

Курс - 4 года

Предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, геометрия, черчение, рисование, история, география, естествоведение, физика, гимнастика.

Средняя школа

Классические гимназии

  • Мужские

Курс - 8 лет

Предметы: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, древние и иностранные языки, философия, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, законоведение.

  • Женские

Курс - 7 лет

Та же, но упрощённая программа, плюс рукоделие и педагогика.

  • Реальные училища (с естественно-математическим уклоном)

Курс - 7 лет

Предметы: Закон Божий, русский и иностранный языки, география, история, математика, физика, естествоведение, рисование, черчение, чистописание, законоведение.

Высшая школа

В 2014-2015 гг. в РФ насчитывалось 950 вузов. Власти стремятся к сокращению их количества, закрытию не­эффективных. 

Читайте также: Школа Крупской, Форш и Блок. Чему учили женщин на Бестужевских курсах

Образование, Россия 100 лет назад

Инфографика Анны Харитоновой

Уроки века

Реформа народного образования в России начала XX в. осталась незаконченной, но именно дореволюционная система сделала возможным научно-технический прорыв советского времени, считает историк и педагог Евгений Спицын.

Полчища неграмотных  

- Развитие системы образования в Российской империи было последовательным и продолжалось на основе демократических принципов бессословности и всеобщности, установленных ещё в 1803 г. Тем не менее закон о всеобщем начальном обучении так и не вступил в силу - 6 июня 1912 г. его окончательно отклонил Государст­венный совет.

Принято считать (в том числе и в советской исторической науке), что основной вклад в рост числа грамотных людей в тогдашней России внесли земст­ва, но это не так. Больше помогли просвещению церковно-приход­ские школы, которые неустанно создавал государственный деятель царствования Александра III, обер-прокурор Святейшего синода К. Победоносцев. Церковно-приходские школы любят называть «рассадниками мракобесия». Напрасно. Там дети учились не только грамоте, но главному - умению учиться, что помогало им дальше - в гимназии или реальном училище. При этом в указанный период население России росло очень быстро - на смену обученным приходили новые «полчища» неграмотных людей, поэтому число школ нужно было увеличивать быстро и намного.

Когда математики знали латынь

Россия отставала. К 1914 г. на 1000 человек населения учащихся приходилось: в России - 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек. Тем не менее охват начальной школой детей 8-11 лет к 1914 г. составлял в целом по империи 30,1%, из них в городах - 46,6%, в сельской местности - 28,3% (см.: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб, 1995). А по некоторым данным, в центральных губерниях и больших городах обучение детей школьного возраста было всеобщим.

Школа империи помогла воспитать учёных, инженеров и конструкторов, которые затем, в советское время, сделали множество открытий и изобретений. Гимназия предполагала изучение древнегреческого и латыни, давала сильную математическую подготовку. Математик читал по латыни, а филолог владел сведениями по естественным наукам. Классические гимназии обеспечивали возможность давать действительно высшее образование людям с широким кругозором, владевшим тремя древними и двумя-тремя новыми языками, знакомым с научной картиной мира. 

Высшее образование развивалось так же интенсивно, как среднее и начальное, - к ­1914-му насчитывалось 63 казённых, общественных, частных и ведомст­венных учебных заведения выс­шей школы, где обучались 123 532 студента (из них 71 379 - в государственных вузах). Студентов «своекоштных» и «казённокоштных» (то есть обучавшихся и живших за свой счёт и за счёт казны) было примерно поровну.

При этом целью дореволюционного образования была не экономика, а развитие гармоничной человеческой личности. Но, как бывает в таких случаях, бурное экономическое развитие страны стало «побочным результатом» создания школ, училищ и вузов.


* 1 золотой рубль приравнивался к 0,774235 г чистого золота и сегодня по курсу ЦБ стоил бы около 2282 руб.

Источники: Бразоль Б. «Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах», статистико-документальный справочник «Россия 1913 год». 

Благодарим за помощь в подготовке материала Григория Есаяна.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Власть в царское время в услужение брала Закон Божий, в советское время марксизм-ленинизм, главные орудия зомбирования населения!
Комментарии (3)
  1. Власть в царское время в услужение брала Закон Божий, в советское время марксизм-ленинизм, главные орудия зомбирования населения!
  2. кен123
    |
    17:29
    29.02.2016
    -1
    +
    -
    Оказывается церковно приходская школа "учила учиться". Реформа образования шла двадцать лет, но после развития революционных движений, было признано что образование наносит вред - об этом даже "ученые" писали. Николай поддался какому то порыву, и сразу это дело забросил, а школах увольняли учителей, как систему и нанимали попов, как систему. Была произведена полная смена даже , подходов к образованию - население, как были неграмотные , так и выходили неграмотные из ц.п. школ. Можно утверждать, что это было не образование а разгром образования. Тем более никакой "основой" науч. тех. прогрессу это быть не могло, потому что те задачи которые ставились , в индустриализацию, могли только тормозиться фундаментом, даже царских вузов, не говоря уже про население, в силу того, что наука опирается на предыдущий опыт, а при таком рывке идет отрыв от "фундамента", приходится все придумывать заново.
  3. lubovusm
    |
    21:05
    29.02.2016
    -1
    +
    -
    Около 80% населения до революции были неграмотны, вместо подписи ставили крестик. Вот и все "достижения". Закон о "кухаркиных детях" закрывал доступ к высшему образованию детям из низших сословий.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему сорвался бой Фёдора Емельяненко?
  2. Как Путин объяснил серию отставок российских губернаторов?
  3. Сколько России осталось долгов от СССР?

Будете ли вы в этом году соблюдать пост?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru