Когда рубль был золотым. Как развивалось образование 100 лет назад?

«АиФ» продолжает цикл публикаций о России накануне 1917 г. В этом номере речь пойдёт о развитии образования.

Николай Богданов-Бельский «Ученицы», 1901 г.
Николай Богданов-Бельский «Ученицы», 1901 г. © / Public Domain

Как жила Россия 100 лет назад?

Продолжение. Начало в №№ 5, 6, 7

России достаточно университетов, но она «нуждается в открытии высших специальных заведений, а ещё больше в средних технических и сельскохозяйственных школах». Эта фраза принадлежит императору Николаю II. прошло 100 лет, и нашей стране снова не хватает инженеров и аграриев.

В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры - 0,5 млрд руб. золотом* (1,14 трлн современных рублей).

В 2016 г. расходы федерального бюджета РФ на образование составят 578 млрд руб.

Начальная школа

Земские (сельские) училища Министерства народного просвещения (МНП)

Обучение бесплатное.

Курс - 3-4 года

Предметы: основные - Закон Божий, чтение, письмо, арифметика. В школах с двумя классами - также история, география, естествоведение, церковное пение и черчение.

Читайте также: Путем просвещения. Как Екатерина II создала сеть публичных школ в России

Церковно-приходские школы

Курс - 3-4 года

Предметы: основные - Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика. В школах с двумя классами - также история. 

Городские училища

Курс - 4 года

Предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, геометрия, черчение, рисование, история, география, естествоведение, физика, гимнастика.

Средняя школа

Классические гимназии

  • Мужские

Курс - 8 лет

Предметы: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, древние и иностранные языки, философия, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, законоведение.

  • Женские

Курс - 7 лет

Та же, но упрощённая программа, плюс рукоделие и педагогика.

  • Реальные училища (с естественно-математическим уклоном)

Курс - 7 лет

Предметы: Закон Божий, русский и иностранный языки, география, история, математика, физика, естествоведение, рисование, черчение, чистописание, законоведение.

Высшая школа

В 2014-2015 гг. в РФ насчитывалось 950 вузов. Власти стремятся к сокращению их количества, закрытию не­эффективных. 

Читайте также: Школа Крупской, Форш и Блок. Чему учили женщин на Бестужевских курсах

Образование, Россия 100 лет назад

Инфографика Анны Харитоновой

Уроки века

Реформа народного образования в России начала XX в. осталась незаконченной, но именно дореволюционная система сделала возможным научно-технический прорыв советского времени, считает историк и педагог Евгений Спицын.

Полчища неграмотных  

- Развитие системы образования в Российской империи было последовательным и продолжалось на основе демократических принципов бессословности и всеобщности, установленных ещё в 1803 г. Тем не менее закон о всеобщем начальном обучении так и не вступил в силу - 6 июня 1912 г. его окончательно отклонил Государст­венный совет.

Принято считать (в том числе и в советской исторической науке), что основной вклад в рост числа грамотных людей в тогдашней России внесли земст­ва, но это не так. Больше помогли просвещению церковно-приход­ские школы, которые неустанно создавал государственный деятель царствования Александра III, обер-прокурор Святейшего синода К. Победоносцев. Церковно-приходские школы любят называть «рассадниками мракобесия». Напрасно. Там дети учились не только грамоте, но главному - умению учиться, что помогало им дальше - в гимназии или реальном училище. При этом в указанный период население России росло очень быстро - на смену обученным приходили новые «полчища» неграмотных людей, поэтому число школ нужно было увеличивать быстро и намного.

Когда математики знали латынь

Россия отставала. К 1914 г. на 1000 человек населения учащихся приходилось: в России - 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек. Тем не менее охват начальной школой детей 8-11 лет к 1914 г. составлял в целом по империи 30,1%, из них в городах - 46,6%, в сельской местности - 28,3% (см.: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб, 1995). А по некоторым данным, в центральных губерниях и больших городах обучение детей школьного возраста было всеобщим.

Школа империи помогла воспитать учёных, инженеров и конструкторов, которые затем, в советское время, сделали множество открытий и изобретений. Гимназия предполагала изучение древнегреческого и латыни, давала сильную математическую подготовку. Математик читал по латыни, а филолог владел сведениями по естественным наукам. Классические гимназии обеспечивали возможность давать действительно высшее образование людям с широким кругозором, владевшим тремя древними и двумя-тремя новыми языками, знакомым с научной картиной мира. 

Высшее образование развивалось так же интенсивно, как среднее и начальное, - к ­1914-му насчитывалось 63 казённых, общественных, частных и ведомст­венных учебных заведения выс­шей школы, где обучались 123 532 студента (из них 71 379 - в государственных вузах). Студентов «своекоштных» и «казённокоштных» (то есть обучавшихся и живших за свой счёт и за счёт казны) было примерно поровну.

При этом целью дореволюционного образования была не экономика, а развитие гармоничной человеческой личности. Но, как бывает в таких случаях, бурное экономическое развитие страны стало «побочным результатом» создания школ, училищ и вузов.


* 1 золотой рубль приравнивался к 0,774235 г чистого золота и сегодня по курсу ЦБ стоил бы около 2282 руб.

Источники: Бразоль Б. «Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах», статистико-документальный справочник «Россия 1913 год». 

Благодарим за помощь в подготовке материала Григория Есаяна.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Власть в царское время в услужение брала Закон Божий, в советское время марксизм-ленинизм, главные орудия зомбирования населения!
Комментарии (3)
  1. Власть в царское время в услужение брала Закон Божий, в советское время марксизм-ленинизм, главные орудия зомбирования населения!
  2. кен123
    |
    17:29
    29.02.2016
    -1
    +
    -
    Оказывается церковно приходская школа "учила учиться". Реформа образования шла двадцать лет, но после развития революционных движений, было признано что образование наносит вред - об этом даже "ученые" писали. Николай поддался какому то порыву, и сразу это дело забросил, а школах увольняли учителей, как систему и нанимали попов, как систему. Была произведена полная смена даже , подходов к образованию - население, как были неграмотные , так и выходили неграмотные из ц.п. школ. Можно утверждать, что это было не образование а разгром образования. Тем более никакой "основой" науч. тех. прогрессу это быть не могло, потому что те задачи которые ставились , в индустриализацию, могли только тормозиться фундаментом, даже царских вузов, не говоря уже про население, в силу того, что наука опирается на предыдущий опыт, а при таком рывке идет отрыв от "фундамента", приходится все придумывать заново.
  3. lubovusm
    |
    21:05
    29.02.2016
    -1
    +
    -
    Около 80% населения до революции были неграмотны, вместо подписи ставили крестик. Вот и все "достижения". Закон о "кухаркиных детях" закрывал доступ к высшему образованию детям из низших сословий.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В чем суть российско-американского соглашения по Сирии?
  2. Что нельзя дарить на День учителя?
  3. Когда в Москву придут заморозки?

Какие продукты питания вы считает качественными?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ