aif.ru counter
Николай Зятьков 30 8650

Министр образования Ольга Васильева: не надо стыдиться гордости за страну

«Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить», - считает Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.

Ольга Васильева.

О патриотизме, причинах агрессии среди детей и «правильных» педагогах в эксклюзивном интервью главному редактору еженедельника «Аргументы и факты» Николаю Зятькову рассказала Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.

Свои герои

Николай Зятьков, «АиФ»: Ольга Юрьевна, вы много занимались вопросами патриотизма как учёный и педагог, неодно­кратно выступали с лекциями. Но порой учителя признаются: из воспитания патриотизма выходит одна формальность и письменные отчёты…

Ольга Васильева: Юношеству свойственно гореть. С возрастом эта искра потихонечку затухает. Самое главное для школы - заложить в сознание детей вопросы: «Для чего я?», «Зачем нужно всё, что я знаю и умею?». Выступая перед студентами, я часто приводила такой пример. Вот почему во время Великой Отечественной войны даже у самого простого молодого человека открывались фантастические духовные и физические возможности, которые двигали его по тяжёлым дорогам войны, вели к подвигу, на который его никто - заметьте! - не принуждал? Такими наших людей воспитала советская школа. Вы знаете, насколько сильно развито патриотическое воспитание в Америке? Так, каждый класс обязан посетить в Вашингтоне мемориал погибшим во вьетнамскую войну солдатам и офицерам. Дети из каждого штата подходят к списку своих земляков, и им рассказывают об этих людях. Несколько лет назад я тоже посетила этот мемориал. И когда я в группе таких же иностранцев спускалась к мемориалу, тихо разговаривая, один мальчишечка лет 13-14 почти автоматически, взглянув на нас, приложил палец к губам, призывая к молчанию. Увы, но, наверное, я ещё долго буду ждать, когда у Вечного огня какой-нибудь мальчишка вот так же сделает мне замечание...

Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться.

- То есть научить любить Родину под силу каждой стране?

- Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится. А что касается отчётов… Педагогу не стоит делать что бы то ни было, если он в это не верит. Детей нельзя обмануть - фальшь они чувствуют сразу. Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны не­устанно напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться. Творения наших писателей, художников, музыкантов вошли в мировую сокровищницу, у нас невероятные учёные. И не стоит такой гордости стыдиться.

Наши сегодняшние дети другие, им многого недодали - и с нас ещё за это спросят будущие поколения.

Наш характер

- Согласен. Когда общаюсь с Валерием Гергиевым или Денисом Мацуевым, они не устают повторять: несмотря на санкции и негативное отношение к стране, всё равно наши достижения бесспорны, их признают все...

- Бесспорно и то, что русский характер отличается от всех других. В этом я как историк твёрдо уверена. Та самая загадочная русская душа - вовсе не фантастика. И она не изменилась ни на йоту, несмотря на катаклизмы нашей истории. Наши сегодняшние дети другие, им многого недодали - и с нас ещё за это спросят будущие поколения. Но вопреки всему они такие же хорошие, может быть, даже лучше, чем мы. Когда мы сами были детьми, нам дали возможность прикоснуться к шедеврам мировой литературы, русской и советской классики. Не было, наверное, ни одной школы в стране, которая бы не побывала в Москве или Ленинграде. Сейчас сотни, тысячи детей не бывали не только в столице, они и свой край-то родной толком не знают. Почему взрослые решают, что нужно детям: какие книжки читать в школе, какие предметы включать или убирать из школьной программы? Мы детей не спросили! А просто лишили, и всё. Недавно посещала один из региональных технопарков, где детки занимаются робототехникой, компьютерной графикой и т. д. Заходим в класс, где 9-летний мальчишка (видно, самый активный, глаза горят) начинает показывать свой клип на основе комиксов. Разговор зашёл о любимых книжках. Ребёнок несколько минут вспоминал, потом всё же назвал «Дубровского». Ещё несколько минут понадобилось на то, чтобы вспомнить, кто его написал, кто его главные герои, - уже с помощью одноклассников. А ведь этот мальчик  почти отличник очень хорошей городской школы.

Мы обдумываем возможность ввести порядок, когда зарплата директора школы не может быть в десятки раз выше средней зарплаты преподавательского состава. Механизм начисления должен быть абсолютно прозрачным, чтобы каждый понимал, за что и сколько он получает.

- В последнее время мы наблюдаем немало положительного в сфере образования. Но один из самых больных вопросов - зарплата педагогов - решается медленно. Как можно требовать качественной работы, если нет адекватной оценки твоего труда? Когда кто-то из руководителей озвучивает некие цифры учительских зарплат, к нам приходит шквал писем от возмущённых читателей - они таких денег и не видели… 

- Мы считаем среднюю зар­плату по стране, суммируя средние по регионам,  а они могут быть очень разные. И в этом есть некое лукавст­во. Сейчас зарплата учителя состоит из основной части и стимулирующей. Причём первая часть во многих школах была мизерной, а величина второй зависела от решения директора. А тут, увы, принцип справедливости иногда подменяется личным отношением. Поэтому мы закрепили новые правила: 70% зарплаты учителя - это базовая часть, которая не зависит ни от чего, а 30% - стимулирующие доплаты за особые успехи. Более того, мы обдумываем возможность ввести порядок, когда зарплата директора школы не может быть в десятки раз выше средней зарплаты преподавательского состава. Такое уже есть в высшей школе: зарплата ректора не должна по закону более чем в пять раз превышать среднюю преподавательскую. Механизм начисления должен быть абсолютно прозрачным, чтобы каждый понимал, за что и сколько он получает. С теми, кто не будет выполнять эти правила, мы будем поступать очень жёстко.

Учите делать добро

- Но как вы будете спрашивать, если администрации школ и вузов вам напрямую не подчиняются? Они подчиняются муниципалитетам, а те - губернаторам… 

- Федеральные вузы подчиняются министерству жёстко. Что касается школ, то дейст­вительно, управление ими в 90-е было передано в регионы. Сейчас у нас появилась возможность выстроить более жёсткую вертикаль власти. Тогда мы сможем не просто рассматривать заработную плату или что-то там рекомендовать школам в плане образования, учебников и т. д., но и спрашивать с них. И это на самом деле первая наша задача. 

Я глубоко убеждена: ожесточение связано с тем, что современные дети обделены родительским вниманием.

- Уровень агрессии среди подростков зашкаливает: живодёрст­вом занимаются, друг друга избивают. Что с этим д­елать?

- Могу точно сказать: чудовищные по своей жестокости поступки, когда девушки истязают животных и выкладывают это в Интернет, считая себя героями, ещё 20 лет назад были невозможны. Я глубоко убеждена: ожесточение связано с тем, что современные дети обделены родительским вниманием. Любая жестокость - это вызов подрост­ка, его ответ на что-то. Она не возникает просто так, на пустом месте или от вредности характера. Среда, в которой живут наши дети, тоже более жестока, чем та, в которой жили мы. Информационная а­грессия давит со всех сторон. Чем особенно страшно наше время? Тем, что сейчас размыты понятия «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». А подростки не воспринимают полутонов, им надо точно знать: чёрное это или белое. Можно много рассуждать о великих идеях, чем мы сейчас занимаемся (тоже, кстати, особенность русского характера), о том, как надо воспитывать. А можно пойти и поправить в подъезде покосившуюся дверь, продукты старику-соседу купить. 

О том, кто должен воспитывать детей - семья или школа, какие предметы нужно вернуть в школу, как правильно выбирать вуз, читайте в продолжении б­еседы в следующем номере «АиФ».

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Вадим
    |
    08:23
    09.11.2016
    7
    +
    -
    ЫТворения наших писателей, художников, музыкантов вошли в мировую сокровищницу, у нас невероятные учёные. И не стоит такой гордости стыдиться. Умные слова. А нас приучают, что гордится надо ракетами, летящими в Сирии, а в кумиры предлагают Хирурга и Моторолу...        
    К сожалению, деятельность учёных у нас сейчас оценивается только количеством публикаций в англоязычных журналах (злые языки говорят "Чтобы тырить проще было"). А что касается ракет, летящих над Сирией - представляете себе, насколько заложенные в них программы сложнее гугловского "беспилотного автомобиля"? А что касается Моторолы - человек стал на защиту своей земли и за неё же погиб. Чем не повод для гордости?
  2. Змеиный Глаз
    |
    12:47
    09.11.2016
    5
    +
    -
    Игорь: Да, и Хирург, и Моторола, и Гиви - безусловно, патриоты России. И можно ими гордиться. И прошлым - тоже. А вот нынешними политическими деятелями типа Ходорковского, Прохорова, Немцова и Чубайса гордиться как-то не хочется
Комментарии (30)
  1. Игорь
    |
    05:40
    09.11.2016
    -2
    +
    -
    ЫТворения наших писателей, художников, музыкантов вошли в мировую сокровищницу, у нас невероятные учёные. И не стоит такой гордости стыдиться. Умные слова. А нас приучают, что гордится надо ракетами, летящими в Сирии, а в кумиры предлагают Хирурга и Моторолу...        
  2. Змеиный Глаз
    |
    12:47
    09.11.2016
    5
    +
    -
    Игорь: Да, и Хирург, и Моторола, и Гиви - безусловно, патриоты России. И можно ими гордиться. И прошлым - тоже. А вот нынешними политическими деятелями типа Ходорковского, Прохорова, Немцова и Чубайса гордиться как-то не хочется
  3. Актёр
    |
    07:16
    09.11.2016
    2
    +
    -
    30 лет шельмования и предков не могут быстро пройти. Стыдливо задрапированный мавзолей и не вовремя нагло высящийся мемориал алкоголику, тоже не повод для патриотизма. Не выпячивая недостатки ещё совсем свежие и терпимо относятся к прошлому, которое не может ответить. Старательно подчёркивать величие великой страны всеми, особенно руководителями не отличающимся корректностью в личных предпочтениях(образец американские президенты, даже самого самого не назовут этим самым)-вот воспитание патриотизма.
  4. Вадим
    |
    08:23
    09.11.2016
    7
    +
    -
    ЫТворения наших писателей, художников, музыкантов вошли в мировую сокровищницу, у нас невероятные учёные. И не стоит такой гордости стыдиться. Умные слова. А нас приучают, что гордится надо ракетами, летящими в Сирии, а в кумиры предлагают Хирурга и Моторолу...        
    К сожалению, деятельность учёных у нас сейчас оценивается только количеством публикаций в англоязычных журналах (злые языки говорят "Чтобы тырить проще было"). А что касается ракет, летящих над Сирией - представляете себе, насколько заложенные в них программы сложнее гугловского "беспилотного автомобиля"? А что касается Моторолы - человек стал на защиту своей земли и за неё же погиб. Чем не повод для гордости?
  5. Джавдeт
    |
    17:50
    09.11.2016
    -2
    +
    -
    Вадим Писецкий: А что касается ракет, летящих над Сирией - представляете себе, насколько заложенные в них программы сложнее гугловского "беспилотного автомобиля"?//*****************Вот это вопрос весьма спорный...
  6. джo
    |
    08:38
    09.11.2016
    -4
    +
    -
    Всех не желающих быть патриотами надо заставлять ими становиться в принудительном порядке! А для особо сопротивляющихся предусмотреть уголовное наказание!
  7. Змеиный Глаз
    |
    12:50
    09.11.2016
    5
    +
    -
    джo: Не надо заставлять - патриотизм - это естественное состояние гражданина. Укры своим укрорейхом тоже ведь гордятся, хотя, казалось бы - с какой стати? Вот там и заставляют гордиться украиной
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кого коснется продленная заморозка накопительной пенсии?
  2. Почему китайский чеснок лучше не покупать?
  3. Как Росгвардия предлагает изменить правила хранения оружия?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ