aif.ru counter
Инна Алейникова 0 499

На пике развития. Куда дальше «двигаться» столичному образованию?

Какой быть столичной школе, отныне не решают единолично учёные и чиновники. Стратегию развития московского образования до 2025 года примут по результатам широкой публичной дискуссии.

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Обсуждение должно быть вдумчивым и неторопливым. Этим летом к нему можно присоединиться.

Правильный горизонт

Какие предложения уже поступили, «АиФ» рассказал представитель группы разработчиков, директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.

Инна Алейникова, «АиФ»: Илья Владимирович, почему выбран период до 2025 года?

Илья Новокрещёнов: Во-первых, все городские программы развития разрабатываются на этот период. Во-вторых, семь лет - уже за спиной у москов­ского образования. В 2011-м началась модернизация системы, и принятые меры показали, что семилетний срок планирования - правильный горизонт: можно успеть не просто заложить ключевые механизмы, но и получить устойчивый результат.

- Обсудить будущее школ дали возможность всем. Поступают ли дельные предложения от тех, кто не является педагогом или родителем школьника?

- Внести свою лепту в обсуждение благодаря личному участию в педсоветах смогли более 20 тыс. педагогов. Также обсуждение ведётся через наш официальный сайт https://школа2025.москва/ и через социальные сети. Только в соцсетях зарегистрировано более 6 млн просмотров! Поступило несколько десятков тысяч предложений, и очень многие - от пользователей, не имеющих отношения к системе образования. Среди предложений есть рациональные. Они дополнят текст стратегии.

- Те, кто не имеет прямого отношения к школе, не живут старыми представлениями о ней?

- Над всеми нами довлеет образ той школы, в которой мы сами учились. И человеку, не погружённому в систему образования, от этого образа избавиться трудно. Силён, например, миф, что в образовании всё плохо, хотя уже давно всё не плохо. Столичное образование является одним из признанных мировых лидеров. Однако я бы не стал выделять в отдельную группу всех тех, кто не связан со школой. У людей разные представления, эта группа довольно разнородная.

- После первой встречи рабочей группы с мэром что взято для дальнейшего обсуждения?

- Сейчас мы конкретизируем, какие именно условия должны быть соблюдены, чтобы ребёнок получил возможность самостоятельно конструировать свою персональную образовательную траекторию вместе с учителем и семьёй. Но как поступить, если ученик выбирает для обучения нечто особенное - то, что в его классе не выбирают другие? Мы считаем возможным и правильным начать формировать группы не строго по возрастному признаку, как сейчас, а по интересам детей, собирать разновозрастные группы, где дети разных направлений подготовки объединяются на один предмет, на один из проектов, занимаются в режиме сотворчества и достигают высоких результатов.

- Такое обучение останется в стенах школ?

- Мы предполагаем, что должна сложиться серьёзная система сетевого использования всех образовательных ресурсов города. Школа - точка входа в единое образовательное пространство города, и школа - место сбора результатов, полученных после выхода за её пределы. У нас есть наработки, на основании которых мы можем говорить, что это возможно.

Но здесь возникает тема оценивания действий ребёнка. Раз ученик выходит за рамки школы, значит, и отметка должна выходить. Нужно, чтобы семья имела объективную, многомерную и наиболее полную информацию об академических результатах обучения, спортивных, социо­культурных и других достижениях. Иногда это называют цифровой образовательной биографией. И для этого нужна единая городская система, которая может возникнуть на базе «Московской электронной школы».

Когда пятёрка ограничивает

- Пятибалльная система оценивания исчезнет?

- Моё личное отношение к ней таково: она ограничивает ребёнка, а самый главный её недостаток в том, что она наказывает его за каждый промах. А где же человеку ошибаться, как не в школе? Правильнее говорить о накопительной и критериальной системе оценивания, которая учитывает достижения, мотивирует, и понятно, за что поставлена та или иная отметка.

- В стратегии затрагивается воспитательная работа?

- Обязательно! Мы считаем, что воспитательная работа становится одним из центров приложения усилий школы. В этом огромном разнообразии возможностей ребёнок может запросто потеряться, поэтому ключевая фигура - классный руководитель, который поможет школьнику построить собственную образовательную траекторию, корректировать её, налаживать взаимодействие с разными учителями, с сетевыми партнёрами и т. д. А самое главное в системе воспитания - это выработать умение принимать решение и нести ответственность за свой выбор, научиться быть полезным обществу, государству, через это чувст­вовать себя востребованным, то есть стать полезным себе самому, своей семье и быть счастливее.

- Если у классного руководителя расширится функционал, может, следует снять с него преподавание школьных предметов?

- Увеличения рабочего времени учителя в связи с этим точно произойти не должно. Да, в работе классного руководителя появятся новые акценты, но при этом мы предлагаем упразднить так называемый рутинный труд педагога. Сейчас как раз прорабатываем механизмы полного освобождения учителя от отчётности, чтобы ему не приходилось самостоятельно вносить данные даже в электронном виде. За счёт этого у учителей высвободится время для работы с ребёнком.

- Сергей Собянин предложил отказаться от формального утверждения стратегии. Не грозит ли это тем, что она станет необязательной для исполнения?

- Стратегия - постоянно дейст­вующая дискуссионная площадка, которая позволит нам «брать на вооружение» различные результативные практики. Мы убеждены, что если достигнем общественного консенсуса, то не нужна будет бюрократическая бумажка с пе­чатью и подписями. Но, конечно, на пути реализации стратегии потребуются различные локальные акты: они могут быть как общегородскими, так и внутришкольными.

И у стратегии две особенности. Первая - её пишут не учёные, как принято, а прежде всего практики: учителя, директора, привлекаются родители. Вторая - мы разрабатываем не в условиях кризиса, когда нужно срочно что-то менять, а на пике развития: москов­ская система входит в десятку лучших мировых систем образования. Поэтому не предполагается резких действий «с шашкой наголо». Как раз наоборот, стратегия опирается на механизмы, приведшие к сегодняшним достижениям. И мы не собираемся дожидаться кризисов. Мы видим новые вызовы и знаем, что к ним нужно готовиться заранее.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такой Александр Прокопчук, претендующий на пост президента Интерпола?
  2. Могут ли уволить, если работаешь в офисе заболевшим?
  3. Как проверить, нет ли у мошенников доступа к вашим аккаунтам в интернете?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ