aif.ru counter
Сергей Зайцев 0 582

Навстречу мечте. Школьники Москвы заранее пробуют будущие профессии

В Москве уже несколько лет работает эффективный механизм помощи школьникам в определении своей будущей профессии.

Выбор профессии определяет взрослую жизнь любого человека. Решению кем стать в будущем, какую профессию выбрать всегда предшествует поиск ответов на множество вопросов. Как правильно оценить свои способности, интересы, личные качества, чтобы найти дело по душе? Нужно ли учитывать советы друзей и обращать внимание на моду, оглядываться на семейные традиции и идти по стопам родителей? И как разобраться в том, какие профессии будут востребованы на рынке труда через пять, десять лет?

Ответить на эти вопросы московским школьникам помогает проект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов».

В столице развивается предпрофессиональное образование. Открыты инженерные, медицинские, кадетские и академические (научно-технологические) предпрофессиональные классы, реализуется проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». Направление «Инженерный класс в московской школе» охватывает 103 образовательные организации, «Медицинский класс в московской школе» — 69, «Кадетский класс в московской школе» — 201, «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» — 13.

«Начиная проекты предпрофессионального образования, мы, в первую очередь, искали продолжение той дороги, на которую встанут наши ребята», — отмечает руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина.

Сотрудничество школ с образовательными организациями высшего образования, высокотехнологичными предприятиями, научными организациями и организациями системы здравоохранения, а также наличие высокотехнологичного оборудования лабораторно-исследовательского комплекса — обязательные условия для организации предпрофессиональных классов. К примеру, медицинские классы открываются после заключения трехстороннего соглашения школы с медицинским вузом и одной из московских поликлиник или больниц. Ученики предпрофессионального класса могут почувствовать себя студентами медицинского вуза, пройти обучение и провести исследования в лабораториях школы и университета, примерить на себя роль сотрудников клиники, оснащенной передовой аппаратурой. Точно так же обстоит дело с другими профилями.

Проект «Медицинский класс в московской школе» признан и на мировом уровне — вошел в число ста лучших образовательных проектов мира, его высоко оценили на инновационном саммите HundrED в 2018 году.

Ребята начинают обучаться в предпрофессиональных классах с 10-го класса, но подготовка к ним ведется и раньше: в кружках и на дополнительных занятиях. Кадетские классы принимают ребят с 7 класса. Предпрофессиональное образование дает возможность московским школьникам осознанно подойти к своему будущему, попробовать силы в разных направлениях деятельности, составить собственное представление о той или иной профессии не в теории, а на практике.

Умения и навыки, полученные школьниками в рамках предпрофессионального образования, оцениваются по результатам предпрофессионального экзамена, предпрофессиональной олимпиады и городских научно-практических конференций. Многие вузы-партнеры учитывают результаты предпрофессионального экзамена и начисляют поступающим до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ.

Школьники, для которых обучение в предпрофессиональных классах подтвердило правильность их жизненного выбора, поступают в соответствующие колледжи и вузы. 

«Мы видим, что московские ребята в целом подготовлены лучше. Москвичи не только подают больше заявлений, они стали более конкурентоспособны. А ведь в борьбе за места для выпускников школ в ведущих вузах Москва фактически конкурирует со всей страной. И достаточно успешно. Благодаря проектам, в которые включился университет, таким как московский предуниверсарий, проект „Инженерный класс в московской школе“, совместным активностям в рамках предпрофессиональных экзаменов, кружковой работы, организации деятельности центров технической поддержки образования, мы этих детей практически знаем в лицо. И действительно, у них еще и портфолио гораздо разнообразней: больше достижений в дополнение к ЕГЭ. И нам они интереснее, потому что мы с ними работали, они прошли через наши лаборатории, наши практики. Тем не менее, конкурс — объективная вещь. Москвичи побеждают не потому, что нам нравятся, а потому что объективно сильнее», — рассказывает проректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Елена Весна.

Те ребята, которые во время обучения в предпрофессиональном классе поняли, что выбранное направление не соответствует их представлениям о собственном будущем, не потратят время и усилия на обучение профессии, работать по которой потом не захотят. А это, безусловно, полезно и для общества в целом, ведь каждый из нас хочет получить консультацию высокопрофессионального врача или юриста, отправить ребенка к хорошему учителю или получить помощь знающего программиста.

Комментарий эксперта

Светлана Золотдинова, педагог-психолог школы № 1298 «Профиль Куркино»:

— Главная особенность такой формы обучения — индивидуализации учебных траекторий, где учитываются интересы, склонности и способности ребенка. Школьники отождествляют обучение в предпрофессиональных классах как углубленное изучение предметов выбранной специальности. А это и возможность проверить свои силы в овладении конкретными и необходимыми навыками, и детально познакомиться с выбранной профессией. В процессе обучения ребята анализируют готовность и, при необходимости, корректируют свой образовательный путь. Формируется собственная внутренняя мотивация на дальнейшее эффективное обучение в системе высшего образования.

Анастасия Кузнецова, эксперт Ассоциации гуманистической психологии в образовании:

— Ранняя профориентация — это возможность развивать способности ребенка и культивировать у него новые полезные увлечения, которые в конечном счете приведут его к профессиональному самоопределению. Органичная интеграция ранних профессиональных проб в образовательный процесс дает школьнику уникальный опыт — опыт самостоятельной деятельности без страха совершить ошибку, сделать неправильный выбор.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какая скорость автомобиля действительно безопасна для города и для трассы?
  2. Что за обыски ФСБ проводит по делу о хищениях средств гособоронзаказа?
  3. Что за суперсервисы появятся в России?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ