Николай Зятьков 7 10437

Ольга Васильева: нами занимались больше, чем со­временными детьми

О роли школы в жизни семьи, новых предметах и слиянии вузов в продолжении эксклюзивного интервью главному редактору еженедельника «Аргументы и факты» ­Николаю ­Зятькову рассказала Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.

Ольга Васильева.
Ольга Васильева. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Начало разговора читайте в № 45 «АиФ» за 2016 г. 

Николай Зятьков, «АиФ»: Ольга Юрьевна, часть наших читателей считает, что воспитывать должна школа, другие - семья, а в школе надо получать знания. А ваше мнение каково? 

Ольга Васильева:  Хочу сразу с горечью сказать: несмотря на невероятную загруженность наших собственных родителей, нами занимались больше, чем со­временными детьми. Педагоги часто жалуются: дети перестали задавать вопрос «Почему?», а спрашивают «Зачем?». В сегодняшних школьниках нет здорового любопытства, для них главное - понять, что они конк­ретно будут с этого иметь. Вот эта меркантильность страшна! 

Между тем начинать прививать общечеловеческие ценности надо как можно раньше, с детского сада. Ребёнок же не рождается с готовым пониманием добра и зла - его воспитывают в нём взрослые. И, когда родители не могут или не хотят этого делать, многое в смысле воспитания может взять на себя школа. Я также считаю правильным возрождение детских объединений по типу пионерской организации. Таких, как Российское движение школьников. В нём нет никакой политической идеологии, зато возникает возможность совместного времяпре­провождения детей, творчества, социальных и общественных проектов. А проще говоря, дети учатся дружить.

Нужна единая программа. Необходимо, опираясь на традиции, с инновациями двигаться вперёд.

Нужны единые программы

- Общим местом стало ругать школу, мол, программа перенасыщенная, сложная, не то что в советское время...

- Голословные утверждения. Увы, но, боюсь, сегодняшние школьники не смогли бы в большинстве своём сдать экзамены, которые мы с вами сдавали в советской школе. И во многом причина - чрезмерная свобода, которую дали школам. Педагоги слишком увлеклись творчеством или нацелились исключительно на натаскивание к ЕГЭ. Я поддер­живала и буду поддерживать новаторов-педагогов, но это не исключает обязательности преподавания базовых знаний. Часто родители рассказывают: переехали в другой город, и вдруг оказалось, что в новой школе ребёнок отстал почти на четверть по какому-то предмету. Нужна единая программа. Необходимо, опираясь на традиции, с инновациями двигаться вперёд. Все передовые страны, например Финляндия, испробовав массу новшеств, вернулись к единому образовательному пространст­ву. Единый для всей страны учебный план есть и в Велико­британии, и в Германии...

- Поддерживаю. Я сам, окончив в советское время обычную среднюю школу в Смоленской области, с лёгкостью поступил в Рижский политех. И вместе со мной - ещё 7 одноклассников! Потому что были общие программы, общие учебники...

- Конечно, 1376 учебников в федеральном перечне - это перебор. А 405 учебников в начальной школе - это вообще невозможно. И при этом, общаясь с учителями, часто слышу: учебники интеллектуально значительно ниже, чем те, которые были 20 лет назад. И это уже страшно! Во всём мире идёт прогресс, а у нас, наоборот, регресс. 

Моё полнейшее убеждение: вокруг маленького ребёнка не должно быть хаоса. Это самое страшное для него. Он чётко должен знать, что он будет делать через 15 минут, через 2 часа, завтра...

В форме лучше учится

- Бывая за границей, замечал, что атмосфера преподавания там свободнее. Если урок физкультуры, то детей ведут или в парк, или даже на пляж. Если история - в музей... В младших классах не заставляют сидеть за партами. У нас же существует некая излишняя казарменность. Нужно ли, скажем, одевать таких маленьких людей в мундиры?

- На самом деле в престижных школах Англии и США - самая жёсткая дисциплина. И это даёт адекватные плоды. Моё полнейшее убеждение: вокруг маленького ребёнка не должно быть хаоса. Это самое страшное для него. Он чётко должен знать, что он будет делать через 15 минут, через 2 часа, завтра... 

И форма в лучших школах мира также присутствует. Одинаковая одежда мобилизует к учёбе, а правильно сшитая даже украшает. Но её вид и качество материалов, из которых она сшита, должно строго регламентироваться.  

А вот тема выездных уроков и экскурсий вообще очень для меня болезненная. Сейчас, чтобы отправиться с группой детей в другой город, нужно собрать такое количество справок, оформить столько бумаг, что большинство педагогов на такую поездку, походив по инстанциям, просто не решаются. В советское время каждый класс обязательно выезжал в Москву, Ленинград. Сегодня же, скажем, большинство школьников Калининградской области ни разу (!) нигде больше в России не были.  

Надо бороться с липовыми научными руководителями, и в аспирантуру должны поступать только достойные.

Учёба на дистанции

- Вы приостановили слияние вузов...

- Да, сумели вернуть в преж­нее состояние четыре вуза. И далее объединений не предполагаем... Знаете, сто раз отмерь, один раз отрежь, как говорится. Есть хоть и маленькие, но фактически градообразующие вузы, которые являются социальными и культурными цент­рами всего города. И зачем их было куда-то вливать? Чтобы убить городок? 

- А те, что уже объединились, собираетесь разъединять? 

- Это сделать не получится. Законодательно всё оформлено. Увы, что сделано, то сделано... 

- А каково ваше отношение к дистанционному образованию? Многие уверяют: пусть хоть при деле будет молодой человек после школы, пусть учится. Но разве такое высшее образование не профанация? 

- Кому-то, например людям с ограниченными возможностями или жителям горного села, оно необходимо. Но если это бизнес, который выдаёт дипломы «Рога и копыта», то такие вузы следует безжалостно закрывать. И это делается, и процесс идёт постоянно. 

- Ваша позиция по слиянию вузов ясна, а что с липовыми диссертациями? Продолжите борьбу?

- Надо бороться с липовыми научными руководителями, и в аспирантуру должны поступать только достойные. Ещё 20 лет назад стать аспирантом было архисложно. Сейчас же и кандидатские степени, и понятие «образование» в целом нивелировали. Порой руководитель не только затрудняется вспомнить название работы своего аспиранта, он его самого в лицо не знает! Но постепенно всё возвращается на нормальные рельсы. Сейчас экспертные советы Высшей аттестационной комиссии решительно отклоняют плохие работы, и делается это всё чаще. 

Вузы поставлены в такие условия, что у каждого декана, у каждого завкафедрой в голове сидит один лейтмотив: «внебюджетка, внебюджетка». Едва ли не самым важным оказывается заработать, а не выучить студентов.

Вместо диплома - справка

- То есть ВАК - надёжный заслон, вы считаете? 

- Вузы поставлены в такие условия, что у каждого декана, у каждого завкафедрой в голове сидит один лейтмотив: «внебюджетка, внебюджетка». Едва ли не самым важным оказывается заработать, а не выучить студентов. Потому что от внебюджетных вливаний зависит очень многое, скажем, твоя надбавочная стоимость. Вот этот бедный завкафедрой и зовёт любого в платную аспирантуру... Порой получается так - четыре года аспирантуры оплатил и просто получил справку о прослушанном курсе, до защиты дело так и не дошло. Считаю, что это справедливо: хотел получить степень, заплатил деньги. Но если оказалось, что ты неспособен к научной работе, то это уже твои проблемы.

- Вы пообещали вернуть астрономию. А ещё чего ждать? Наши читатели и так беспокоятся, что уроков слишком много...

- Мы - страна, первой полетевшая в космос, - лишили детей астрономии. Возмутительно! Космонавтам пришлось вступиться за этот предмет. А что уроков много - не уверена. Надо пристально посмотреть, как строилось расписание раньше, провести ревизию школьных предметов. Безусловно, больше некуда ужимать те предметы, которые формируют наших детей как нацию, учат их определять своё место на Земле, в мире, в обществе. Это русский язык, литература, история, география. 

- А «Основы религиозных культур и светской этики»? Сейчас пугают, что вы как человек православный будете лоббировать именно этот блок. 

- Моноэтнические регионы традиционно выбирают ислам или буддизм. А там, где люди идентифицируют себя как православные, скажем Курская область, то православие. Но не так уж важно, какой именно модуль прослушает ребёнок. Ведь в целом это культурологический предмет, который призван воспитывать уважение к религиям, к национальностям, которые населяют нашу страну. Образно говоря, все шесть дисциплин этого предмета являются гранями одной горы, на вершине которой - нравственные ценности, которые исповедует наш российский народ.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Юрий Путинцев
    |
    00:25
    17.11.2016
    1
    +
    -
    Если в медицине испытания можно провести на мышах, то о достижениях (или неудачах) в системе образования и тем более - воспитания, можно судить только через годы. Но сдаётся мне, что в России появился (появилась), наконец, толковый министр образования! Мы смотрим как на эталон на Финляндию, а финны говорят, что они взяли за основу советскую систему и внесли в неё некоторые изменения. Затем А. Фурсенко ознакомился с финской системой и решил насаждать в России ЕГЭ. После него Д. Ливанов реформировал преподавание в школе в «оказание образовательных услуг», заявив, что школа должна растить грамотных потребителей (созидателей много не надо)! Детям вдолбили в головы, что учитель оказывает им услуги и за это получает небольшую зарплату. И не имеет права ни удалить его из класса, ни сделать замечание, ни поставить двойку. А ученик, особенно если у него «крутой» папа, может разговаривать с учительницей, как с домашней прислугой. хамить, унижать, срывать урок. Термин «Педвуз сохранился, но педагогику из школы исключили. А то, что сделали с изучением истории и литературы - это просто идеологическая диверсия! О. Васильева это понимает и намерена исправить. И у неё есть власть министра. Только бы кураторство О. Голодец, зацикленной на сиюминутной рентабельности, не мешала Минобру, как мешает она и Минздраву. Успехов Вам, Ольга Юрьевна!
  2. ltfly1
    |
    01:54
    16.11.2016
    1
    +
    -
    Молодец Ольга! А то смотришь на все это безобразие и сердце кровью обливается. Русскии язык не во что ставят, и думают, что это хорошо. Вообще, образование не такое, когда мы учились.
Комментарии (7)
  1. ltfly1
    |
    01:54
    16.11.2016
    1
    +
    -
    Молодец Ольга! А то смотришь на все это безобразие и сердце кровью обливается. Русскии язык не во что ставят, и думают, что это хорошо. Вообще, образование не такое, когда мы учились.
  2. Redfox Redfoxy
    |
    12:13
    16.11.2016
    0
    +
    -
    А у кого она интеллектуальный прогресс видела? Регресс во всем мире идет, а не только у нас, спасибо интернету.
  3. Elena Konyushevich[facebook]
    |
    16:47
    16.11.2016
    0
    +
    -
    Redfox Redfoxy: согласна в др. Странах еще хуже иитенденция на отопление за счет снижения требований к ученикам и студентам.страны сев.Америки точно.Европа смотря где. Частные школы не берем
  4. Elena Konyushevich[facebook]
    |
    16:41
    16.11.2016
    0
    +
    -
    Наконец-то появились нормальные министры.бог даст успеем развернуться и сохранить нацию.со всеми прочими подвижками последних лет -свет в конце туннеля уже замаячил.удачи нам всем.спасибо г-же Васильевой
  5. Учитель из глубинки
    |
    21:31
    16.11.2016
    0
    +
    -
    А судя по этому интервью новый министр - здравомыслящий человек. А как насчет сократить количество чиновников от образования? А то их уже больше чем по двое на одного учителя...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за система раннего метеомониторинга и как она будет работать?
  2. Когда выйдет «Прямой эфир» с Малаховым на канале «Россия 1»?
  3. Имеет ли банк право удержать зарплату с карты в счёт погашения долга?

Бывает ли, что вы пьёте пиво или вино на улице, в подъезде, в транспорте?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru