Ольга Любимова 5 9121

Победитель Всемирной олимпиады по химии: лучше ЕГЭ ещё ничего не придумали

Победитель Международной олимпиады по химии Руслан Котляров - о том, что надо поменять в современной школе.

Руслан Котляров.
Руслан Котляров. © / Из личного архива

В этом году школьники ­России собрали рекордный урожай медалей на международных соревнованиях.

Они привезли с олимпиад 5  золотых медалей по физике, 2 по химии, 2 по биологии и по одной по математике и информатике. Серебряных и бронзовых наград и того больше.

И потому накануне 1 сентября мы решили поговорить не с министром образования, а с одним из 13 млн наших школьников - победителем Международной олимпиады по химии, выпускником казанского лицея № 131 Русланом Котляровым.

«Химия - это красиво»

Ольга Любимова, «АиФ»: Руслан, откуда ты такой умный? 

Руслан Котляров: Умный, наверное, потому, что у меня мама умная (смеётся), она по образованию математик. Родители с детства со мной много занимались - читать научили, когда ещё трёх лет не было. Мы жили тогда в деревне, я сильно болел, сидел дома и читал всё подряд. В пять лет нашёл какой-то древний учебник химии, прочитал, и мне понравилось. Начал читать ещё и ещё и подсел. 

- Почему именно на химию? 

- Во-первых, это красиво. Причём красота не в самой молекуле, а в процессе её создания. Во-вторых, это спасает жизни. Это можно применить. Например, учёные в 1980-е гг. обнаружили в коре тисового дерева вещество таксол, обладающее на тот момент совершенно новым механизмом противоракового действия. Но поскольку для проведения клинических испытаний пришлось бы вырубить чуть ли не все деревья, придумали выход - почти с нуля получили «скелет» этого лекарства, потом модифицировали. В итоге благодаря химическому синтезу таксол начал спасать жизни. 

Чем больше изучаешь науку, тем больше понимаешь, что природа похожа на большую лабораторию.

- Ну хорошо, с химией понятно, а к остальной школьной программе как относишься?

- Лицей я окончил с золотой медалью. ЕГЭ сдавал досрочно, почти не готовясь. По русскому языку получил 91 балл, по математике - 92. 

- Ректор МГУ Садовничий считает: важно иметь сильное базовое образование - хорошо знать всю школьную программу. А на Западе, наоборот, выступают за раннюю специализацию... 

- Ранняя специализация не помешает и в школе. На Западе подходы отличаются от наших тем, что там более широкие возможности выбора действительно нужных тебе предметов. Мои ровесники, которые учились по британской программе, могли выбрать себе всего 4-5 предметов. Их шокировало, когда я говорил, что у меня 16 предметов в расписании: «Откуда столько?!» Я также не понимаю, зачем в МГУ всех поголовно учат рус­скому языку и культуре речи, без­опасности жизнедеятельно­сти. На Западе такими вещами не занимаются. Хотя не думаю, что там жизнедеятельность без­опаснее. 

Гениальный Эйнштейн был в школе не лучшим учеником. Перед вами его аттестат зрелости. В то время в немецких школах была 6-балльная система отметок. Так вот, по французскому он имел всего 3 балла, а по английскому был и вовсе не аттестован. Плохие отметки имел по географии и рисунку. Но, справедливости ради, физику, математику и историю сдал на высший балл.
Гениальный Эйнштейн был в школе не лучшим учеником. Перед вами его аттестат зрелости. В то время в немецких школах была 6-балльная система отметок. Так вот, по французскому он имел всего 3 балла, а по английскому был и вовсе не аттестован. Плохие отметки имел по географии и рисунку. Но, справедливости ради, физику, математику и историю сдал на высший балл. Фото: Public Domain

Последователь Базарова

- Разве не должны все люди с высшим образованием хорошо знать русский и литературу? 

- Думаю, для этого достаточно школьной программы. К тому же у каждого предмета развитие: если в 10-11-х классах по физике, химии, математике возникают новые темы, то по русскому языку идёт повторение изученного. 

Мой любимый литературный герой - тургеневский Базаров. Я полностью согласен с его взглядами. Чем больше изучаешь науку, тем больше понимаешь, что природа похожа на большую лабораторию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Причём в этой мастерской мы открыли ещё не все инструменты. И в ней надо поддерживать порядок. А у нас, к сожалению, многие люди довольно неряшливы. Кстати, художественную литературу я сейчас почти не читаю. Больше нравится научная или научно-популярная. 

- Что лучше: ЕГЭ или обычные экзамены? 

- На мой взгляд, лучше ЕГЭ пока ещё ничего не придумали. Думаю, суть системы школьного образования - научить человека что-то делать хотя бы по шаблону. Творческие люди, а химия тоже наука творческая, потом всё равно протискиваются через шаблоны. К тому же ЕГЭ - не только выпускной экзамен, это экзамен для поступления в вуз. Он смог снизить коррупцию, уравнял возможности выпускников из разных регионов. Можно поступать в любой вуз на любой факультет. 

ЕГЭ - это очень полезная вещь, а вот стандартизация программ и учебников, которая сейчас готовится, - нет. Разнообразие учебников открывает простор для творчест­ва. Позволяет каждой школе подбирать под себя программы, учителю - адаптировать их под конкретного ученика. Я замечал, что в нашем лицее у каждого учителя есть своя любимая последовательность, свой фокус в подаче материала. Скажем, я благодарен учителю физики, который учил нас этой жизненной науке: мол, если вы не можете понять, что происходит в двигателе внутреннего сгорания, на автобусах или машинах родителей вам лучше не ездить. 

В нашей стране много вузов, в которых студенты могут и учиться, и заниматься серьёзными исследованиями.

Одинаковые дети

- Все говорят: на школы и детей денег в стране не хватает. 131-й лицей один из самых престижных в Казани. Наверное, у вас-то все условия созданы?

- Денег, которые выделяет муниципалитет нашему лицею, конечно же, тоже не хватает. Он вынужден зарабатывать самостоятельно. Иначе школа не смогла бы даже сделать хороший ремонт. 

- На олимпиаде ты видел школьников из разных стран. Они отличаются от твоих ровесников-соотечест­венников?

- Каких-то особенных отличий, в том числе и в менталитете, я не почувствовал. Разница ощущалась в уровне подготовки. Моим соседом по комнате был парень из Нидерландов, который, кстати, родился в России. Про многие темы, которые я изучал, готовясь к олимпиадам, он говорил: «Нас так не готовят» или «У нас этого вообще нет». А в целом по составу сборных США, Новой Зеландии и многих других англоговорящих стран в последнее время совсем неочевидно, что это сборные именно этих стран. В командах много иммигрантов второго, третьего поколений. 

- Ты собираешься жить и учиться в России или считаешь, что для развития и карьеры надо уезжать в другие страны?

- Я считаю, прекрасное базовое высшее образование можно получить именно в России. К тому же в нашей стране много вузов, в которых студенты могут и учиться, и заниматься серьёзными исследованиями.

Нужна большая интеграция и синхронизация предметов. Скажем, вместо физики, химии, биологии была бы единая дисциплина «естественные науки».

- Твоё поколение взрослые считают рабами Интернета. Вы умеете дружить в реале? 

- Многие мои знакомые разбросаны по всему миру. Я не могу каждый месяц ездить в Москву. Поэтому приходится общаться с помощью гаджетов. С друзьями, которые живут в Казани, могу чаю попить, поиграть в настольные игры. 

- Как сделать так, чтобы умных выпускников было больше? 

- Нужно больше квалифицированных учителей. Педвузы с этой задачей пока не справляются. Если там очень низкий проходной балл ЕГЭ, наивно полагать, что в эти вузы придут талантливые люди, способные заинтересовать детей. Учителем, на мой взгляд, должен быть человек, который доучился до магистра или защитил кандидатскую.  

Ещё мне кажется, нужна большая интеграция и синхронизация предметов. Скажем, вместо физики, химии, биологии была бы единая дисциплина «естественные науки». Когда есть большая логическая связность, быстрее приходит понимание предмета и любовь. 

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Moss
    |
    13:13
    31.08.2017
    2
    +
    -
    Алюнич: Боже мой! Это после сдачи егэ по русскому вас так контузило?
  2. Алюнич
    |
    12:52
    31.08.2017
    1
    +
    -
    Сусчествовавшая ранее в СССР система подготовки одаренных кадров для отечественной науки и промышленности и кой чево есчё разрушена, а отдельные её элементы на вродь лидерства РФ-школьников в Межд Олемпеадах - пустой нуммер в условиях когда Науки, тем болей Промышленности как таковой в РФ нет и блежайшее время даже не предвидица…. Завоевал Школник 1-е Мьесто и што далей, ведь даже лучший вуз РФ счаз не котируеца выше 2-й сотни, а большенство находяца за 4-й сотней… Паэтому пойдет такой Одарёныш в Забугорище поступать (быстрей на западные деньги, ибо там таких отлавливают патамушта знают цену мозгам!) да там и останеца работать укрепляя экономическое и ваенное могущество наших партнеров и больше Врагов… Внутри РФ требуюца основном Охранники да Манагеры патамушта многие отрасли типа Приборостроение Химия Электроника исчезли с расийской сцены как сон и утренний Туман…. Нечем тут звастать разве поставкой одаренных кадров за Бугор. Правительство ровным Щетом не делает ни Чево для исправления Ситуации то ле от Воровства то ле от слабости мозгов а верней от то и другое вместе
Комментарии (5)
  1. Алюнич
    |
    12:52
    31.08.2017
    1
    +
    -
    Сусчествовавшая ранее в СССР система подготовки одаренных кадров для отечественной науки и промышленности и кой чево есчё разрушена, а отдельные её элементы на вродь лидерства РФ-школьников в Межд Олемпеадах - пустой нуммер в условиях когда Науки, тем болей Промышленности как таковой в РФ нет и блежайшее время даже не предвидица…. Завоевал Школник 1-е Мьесто и што далей, ведь даже лучший вуз РФ счаз не котируеца выше 2-й сотни, а большенство находяца за 4-й сотней… Паэтому пойдет такой Одарёныш в Забугорище поступать (быстрей на западные деньги, ибо там таких отлавливают патамушта знают цену мозгам!) да там и останеца работать укрепляя экономическое и ваенное могущество наших партнеров и больше Врагов… Внутри РФ требуюца основном Охранники да Манагеры патамушта многие отрасли типа Приборостроение Химия Электроника исчезли с расийской сцены как сон и утренний Туман…. Нечем тут звастать разве поставкой одаренных кадров за Бугор. Правительство ровным Щетом не делает ни Чево для исправления Ситуации то ле от Воровства то ле от слабости мозгов а верней от то и другое вместе
  2. Moss
    |
    13:13
    31.08.2017
    2
    +
    -
    Алюнич: Боже мой! Это после сдачи егэ по русскому вас так контузило?
  3. larisa_ant
    |
    14:02
    31.08.2017
    0
    +
    -
    Алюнич: сложно не согласиться
  4. Дуб
    |
    16:02
    31.08.2017
    1
    +
    -
    "Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть исправился художник. Но, подбоченясь, наш сапожник продолжал: Мне кажется лицо немного криво... Художник тут прервал его нетерпеливо: Суди,дружок, не выше сапога!". А.С.Пушкин.... Это я к тому, что литература всем возрастам полезна: "Читайте книги - источник Знаний!
  5. Алюнич
    |
    12:44
    01.09.2017
    -1
    +
    -
    Нада Камент оцениват 2-мя отметками: 1 - Содержание 2. Язык ... Так-то оно правельней будит пожалуйШто!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Центр Луганска захватили неизвестные. Кто они?
  2. При каких условиях «Спартак» пройдет в плей-офф Лиги чемпионов?
  3. О каком новом виде мошенничества со СНИЛС предупредил Пенсионный фонд?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru