Попасть в десятку. Школьное образование Москвы получило мировое признание

По результатам исследования качества образования PISA московские школьники опередили сверст­ников в большинстве стран мира.

Наши школьники обладают не только знаниями, но и смелостью в принятии решений. Доказано официально.
Наши школьники обладают не только знаниями, но и смелостью в принятии решений. Доказано официально. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Москва - в отличниках 

Знания без умения их применить на практике - всего лишь набор букв и цифр. Чемодан, который закрыт. Вот почему во всём мире сейчас ценится не количество информации, усваиваемой конкретным человеком, а его способность творчески её адаптировать к жизни. Как выяснилось, у наших школьников с этим всё в большом порядке.

«Московские школьники молодцы! И московские учителя тоже. Ведь это они учат детей применять полученные в школе знания в жизни, творчески их приспосабливать ко всему, с чем человек соприкасается, - рассказал на пресс-конференции, посвящённой результатам московских школ в международном исследовании качества образования PISA (Programme for International Student Assesment), Андреас Шляйхер, директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).- Стандарты PISA выявляют способность к креативному использованию полученных в школе знаний, и то, что школьники Москвы вошли в десятку мировых лидеров по математической и читательской грамотности, вызывает огромное уважение. Такие исследования мы проводим в 65 странах мира, у меня есть все данные для сравнения. И вот что особенно поразило в результатах Москвы. Во-первых, необычайные активность и заинтересованность столичных властей в этом исследовании - оно проводилось по инициативе правительства Москвы при его активном содействии и участии. Во-вторых, масштаб - это крупнейшая выборка для региона в истории исследований PISA, в нём приняло участие более 42 тысяч школьников из московских школ (тестировали все 609 школ - столько заведений у нас занимается по стандартной общеобразовательной программе). В-третьих, удивили неожиданно высокие результаты школ со, скажем так, сдержанным социально-экономическим уровнем - это говорит о высоком стандарте образования в Москве в целом».

Смелость рейтинги берёт

Как проводилось исследование? Никакой предварительной подготовки подростков не было. Никто не нервничал и не зубрил. Каждая школа предоставляла полный список своих 15-летних учеников, а международные исследователи в произвольном порядке отбирали по 85 человек самого разного уровня. Не отличников и завсегдатаев олимпиад, а ребят с резко отличающимися оценками, что обеспечило объективность результатов. (Их, кстати, потом несколькими способами проверяли, чтобы подтвердить непредвзятость исследования. Результаты наших школ были признаны объективными без исключения - а это большая редкость для мировой практики.)

Задания были непохожими на вопросы ЕГЭ. Требовались знания не по одной школьной дисциплине, а сразу по нескольким, необходимо было «объединить в голове» информацию, полученную на совершенно разных уроках, творчески и критически её пере­осмыслив. Это напоминало олимпиады, так как предоставлялась максимальная возможность для смелых и необычных решений. Приятно, что наши ребята показали себя достаточно смелыми. Теперь официально подтверждено, что по уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы находится на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира, по уровню естественнонаучной грамотности - на уровне топ-20, а в навыках работы с информацией 15-летние москвичи опережают подавляющее большинство стран - участниц исследования. Мы максимально приблизились к лидеру образовательной системы PISA - Шанхаю. 

«Шанхайская система образования - в заслуженных лидерах, у неё есть чему поучиться, - считает А. Шляйхер.- Во-первых, максимально пристальному вниманию к дошкольному образованию, ведь навыки получения знаний закладываются в детстве. Во-вторых, в Шанхае постоянно повышают квалификацию учителей - они регулярно соревнуются между собой, проводят мастер-классы друг для друга и пр. В-третьих, девять из десяти шанхайских школьников твёрдо уверены в том, что благодаря труду и упорству можно достичь любых результатов, а на одном таланте, как говорится, далеко не уедешь. В-четвёртых, там очень чётко налажена связь между передовыми школами и отстающими, отличники подтягивают двоечников. И я рад был узнать, что в Москве в этом плане также делаются огромные шаги. Это путь в успешное будущее. Впрочем, судя по результатам исследования, у вас уже и настоящее успешное, очень заметно, какая грандиозная работа ведётся в школах».

Своё нужно беречь

За счёт чего мы «выбились в отличники»? «Это закономерные результаты того, что было сделано в плане образования в Москве в последние 5 лет, - объясняет Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. - Правительство Москвы дало школам огромную степень свободы, вместе с которой пришла и ответственность. Также большую роль сыграл и тот факт, что в столице сделан акцент на максимальное вовлечение при изучении одного предмета знаний из других дисциплин. Кроме того, очень важным фактором стало развитие дополнительного образования  - именно благодаря ему наши ребята научились мыслить нестандартно и смело, что было блестяще продемонстрировано во время исследования PISA».

Лучшими гордимся!

«Самую большую радость в этом исследовании лично мне доставило то, что по результатам PISA топ-300 столичных школ очень близок к топ-100, нет такого разрыва между лучшими и средними учреждениями, какой был раньше, - подчёркивает Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы. - 300 московских школ находятся на очень достойном мировом образовательном уровне, этим можно гордиться. Не элитарные участники олимпиад «сделали» нам такую цифру, а обыкновенные школьники, значит, ситуация с качеством учёбы меняется. Это закономерный результат, и для его получения было предпринято много усилий. Например, раньше участие в олимпиадах принимали только 100 школ, а с 2011 г. мы добились, чтобы привлекались абсолютно ВСЕ школы, и уже в 2013-2014 гг. почувствовали результативность этого решения. Усилили управленческие команды. Уделили пристальное внимание дополнительному образованию, развивающему нестандартность мышления. Приучили столичные школы к регулярным независимым диагностикам и работе над ошибками. И сейчас, получив результаты PISA, активно их анализируем и намереваемся максимально использовать для продолжения улучшения качества образования.

Например, важный вектор обрисовался - необходимость в повышении практической ориентированности обучения. Уже открыли и ещё будем открывать медицинские, инженерные, научно-технологические классы. Ещё постараемся, чтобы элементы химии и физики в составе других предметов наши школьники начали изучать раньше, как это принято в мировой практике. Мы задейст­вуем для этого мощнейший резерв - дополнительное образование, так как к естественно-научным кружкам у наших школьников большой интерес. А у нас - большой интерес к их интересам!»

Планы на будущее

Михаил Мокринский, директор школы «ЛЕТOVO»:

- Очень важный принцип, принёсший успех шанхайской системе образования, - помощь со стороны школ-отличниц тем, у кого дела идут не так хорошо. Я очень рад, что такая система уже начала работать в Москве и будет внедряться в будущем ещё более активно. Наши школы из топ-300, показавшие высокие результаты, будут помогать не только другим столичным школам, но и образовательным учреждениям по всей стране. Благодаря этому высокий уровень среднего образования у нас будет не элитарным, а массовым в хорошем смысле этого слова.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Поль-Фердинанд Гаше
    |
    12:21
    11.09.2016
    1
    +
    -
    Ленин верил в победу коммунизма во всем мире.Сталин - в возможность построения социализма в отдельно взятой стране...И вот,спустя сто лет титанических усилий,мы видим успехи в отдельно взятом городе.
Комментарии (1)
  1. Поль-Фердинанд Гаше
    |
    12:21
    11.09.2016
    1
    +
    -
    Ленин верил в победу коммунизма во всем мире.Сталин - в возможность построения социализма в отдельно взятой стране...И вот,спустя сто лет титанических усилий,мы видим успехи в отдельно взятом городе.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?
  2. Какие продукты вредят нервам?
  3. Что за проект окололунной станции готовит Россия?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ