aif.ru counter
Инна Алейникова 0 448

Пятёрка по чтению. Москва стала лучшей в международном рейтинге грамотности

На конкурсе грамотности ученики младших классов Москвы превзошли ровесников из 49 стран.

Высочайшие результаты, которые продемонстрировали столичные школьники в исследовании PIRLS, обеспечили Москве первое место.
Высочайшие результаты, которые продемонстрировали столичные школьники в исследовании PIRLS, обеспечили Москве первое место. © / mos.ru

Москва заняла первое место в международном исследовании читательской грамотности PIRLS-2016, обогнав в том числе Мадрид, Квебек, Буэнос-Айрес и Абу-Даби.

Прогремели на весь мир

В российской столице участниками анализа и оценки содержания текстов (а также поиска информации и формулирования выводов) стали четвероклассники из 150 школ. Они получили книгу для чтения и тетрадь. В книге их ждали рассказы «Марта и рыжая курица» (автор Пру Андерсен) и «Приключения черепахи» (Гэри Миллер). После прочтения следовало ответить на вопросы, например, на такой: «Почему мама Марты жалеет курицу, находящуюся в самом низу куриной иерархии?» Судя по результатам исследования, слово «иерархия» в лексиконе учеников начальной школы в разряде привычных.

Как только стало известно о нашей победе, к школьникам и учителям обратился мэр Сергей Собянин: «Московские школы самые лучшие в мире! Поздравляю учеников и педагогов начальной школы!»

Поздравления взаимны. Все знают, какой вклад столичные власти внесли в то, чтобы наши ученики младших классов прогремели на весь мир. С. Собянин начал в школах города масштабные преобразования, которые поначалу насторожили и учителей, и родителей. Но спустя несколько лет пришла благодарность за те результаты, которые стали показывать дети. Взять хотя бы самое масштабное интеллектуальное соревнование страны — Всероссийскую олимпиаду школьников, в которой участвуют 7 млн школьников. В 2017-м на заключительном этапе столичная сборная собрала больше трети всех вручённых наград.

Интересно, что, когда участники исследования PIRLS-2016 пошли в первый класс, в Москве как раз и происходили существенные изменения в организационном, финансовом и педагогическом направлениях. По мнению экспертов, последняя победа как нельзя лучше иллюстрирует правильность выбранного подхода.

Школы обогнали вузы?

Скажем, в 2011 г. всех юных москвичей старше трёх лет, захотевших пойти в сад, обеспечили местами в дошкольных группах, причём в детсадах, ставших частью общеобразовательных комплексов. А по данным Международного координационного центра исследования PIRLS, выявлена положительная связь между посещением занятий в дошкольном учреждении и достижениями по чтению.

Тогда же в 2011-м для четвероклассников были введены обязательные диагностические работы. Учителя 1-2-х классов увидели, что на выходе из «началки» их ученикам придётся предъявлять свои знания.

Кроме того, в этот же год малорезультативные образовательные учреждения начали присоединять к школам-отличникам, педагогические коллективы которых взяли шефство над «слабыми» коллегами.

Также необходимо вспомнить, что в 2011 г. был введён рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников. Что важно: основан он исключительно на массовых результатах детей, то есть каждый может повлиять на место учебного заведения в этом рейтинге.

К 2017 г. школы набрали обороты и представили вузам абитуриентов с высоким уровнем знаний по самым разным предметам, создав неожиданную... проблему. «Мы видим, как сильно общеобразовательная школа ушла вперёд по сравнению с вузами, — отмечает научный руководитель Института проблем образовательной политики „Эврика“ Александр Адамский. — Поэтому нечто аналогичное проектам, которые принесли успех школьному образованию, имеет смысл сделать и в вузовской среде».

Борьба за ученика

Безусловно, нельзя исключать финансовые факторы успеха. С 2011 г. все школы стали получать одинаковые суммы за каждого ребёнка: финансирование системы образования в целом увеличилось в 1,5 раза. «Финансирование было чётко нацелено на то, что каждый ученик приносит серьёзные деньги школе и каждый ученик школе дорог. Я упорно обращаю внимание на следующее изменение: не семья стала бороться за право попадания в школу, а школы стали конкурировать за то, чтобы семья выбрала именно их. Естественно, нужно было показывать очень хорошие результаты», — напоминает о событиях, приведших к нынешним достижениям, руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина.

Кроме того, появились гранты мэра Москвы для школ, занявших первые 220 мест в рейтинге.

И конечно, благодаря повышенному финансированию и грантам выросла заработная плата учителей (за несколько лет почти в 2 раза), причём она стала дифференцированной и привязанной к результативности работы педагога. И, по словам С. Собянина, её необходимо и дальше повышать.

Уроки по сценарию

Кроме того, в 2012-м московские школы перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты. К приходу ФГОС учителя начальных классов прошли специальную подготовку. К слову, не все после этого вернулись к работе в классе, только самые сильные, что тоже повлияло на дальнейшие результаты школьников столицы.

«Именно введение новых ФГОС запустило механизм системных изменений в образовании, и произошла переоценка роли и места учителя в образовательном процессе, — уверен председатель Столичной ассоциации экспертов (она объединяет педагогическую общественность города. — Ред.) Владимир Лазарев. — Сегодня учитель в большинстве случаев не просто специалист, хорошо знающий свой предмет, он ещё и проектировщик образовательного процесса, интегратор основного и дополнительного образования, проводник наших ребят в мир полезных информационных ресурсов и технологий».

По-новому педагогический процесс заработал и благодаря оснащению школ компьютерной техникой. Самым крупным нововведением последних лет в образовательной сфере стала МЭШ — Московская электронная школа. Этот проект запустили в пилотном режиме в сентябре прошлого года. Школы за бюджетный счёт оснащают интерактивными панелями, планшетами, ноутбуками, высокоскоростным беспроводным Интернетом. Учителям доступны 13 тыс. сценариев уроков, а также изображения, видеосюжеты, таблицы, графики, пособия, задачники, предметные лаборатории и т. д. Авторы сценариев тоже педагоги. Те, чьи работы наиболее востребованы, могут претендовать на грант правительства Москвы (от 5 тыс. до 150 тыс. руб.).

То ли ещё будет

На днях мэр Собянин побывал в Романовской школе, ученики младших классов которой принимали участие в исследовании PIRLS и продемонстрировали высокий уровень читательской грамотности. Здесь действует оригинальный образовательный проект «Дети — детям». Занятия с младшими школьниками проводят старшеклассники, поскольку малыши лучше усваивают информацию, полученную от сверстников или старших друзей. Вместе они посещают литературное кафе «Читаем книгу», ставят пьесы на английском языке, погружаются в историю возникновения игрушек и изучают архивные документы.

«Сегодня Россия лучшая во всём мире по читательской грамотности. Россия — одна из 4 стран, которые серьёзно улучшили свой результат за последние 15 лет, — считает исполнительный директор Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Дирк Хастедт. — А четверть российских учащихся достигла наивысшего показателя в чтении».

«Высочайшие результаты, которые продемонстрировали московские школьники в исследовании PIRLS, не являются случайными, — уверена учитель начальных классов школы № 45 Надежда Ладилова. — У нас есть все необходимые ресурсы, чтобы сформировать, с одной стороны, интерес к книге, желание читать для себя, для удовольствия, и, с другой стороны, умение читать с целью освоения и использования информации. А целостность и преемственность учебных программ дошкольной и начальной ступеней, постоянный обмен опытом учителей и воспитателей — всё это вместе повышает качество обучения в московских школах».

А какие городские проекты помогут Москве укрепить лидирующие позиции во всей системе образования? Столичных школьников ждут инженерные, медицинские, кадетские классы, кружки и секции, а также технопарки. Ведь в мегаполисе, как известно, начали реализовывать ещё один мегапроект по интеграции общего, дополнительного, специального и вузовского образования.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как мошенники используют материнский капитал?
  2. Где находится Константинополь?
  3. Сколько патриархатов в православной церкви?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ