Срочная новость Коалиция Меркель лидирует в 25 округах Срочная новость
Екатерина Бычкова 0 1809

Раскрыть потенциал. Можно ли в школе выявить способности ребёнка?

Таланта много не бывает, не так ли? Но сколько среди наших детей по-настоящему одарённых? И что нужно делать, чтобы помочь способностям раскрыться? Эти вопросы обсудили недавно на «Круглом столе» эксперты и директора столичных школ.

Александр Кондратюк / РИА Новости

Создаём среду для творчества

Иногда приходится слышать, что талант, мол, сам пробьётся, если он действительно есть. Трудно с этим спорить, потому что история располагает многими примерами победоносного восхождения. Однако нет данных о том, сколько талантов сгинуло, увяло, не смогло расцвести только потому, что для них не было подходящих условий. 

Любые способности необходимо бережно выращивать, создавая максимально благоприятную среду. Кто должен этим заниматься?

«Способности изначально заложены в любом человеке, появившемся на свет, - считает Любовь Олтаржевская, директор городского психолого-педагогического центра. - А задача нашего профессионального сообщества - как минимум не мешать, а впоследствии помочь таланту раскрыться. Мы должны создавать избыточную творческую среду, в которой ребёнок мог бы найти направление, в котором он будет двигаться дальше. Мы понимаем, что факторов, влияющих на этот процесс, много - семья, учителя, собственная активность человека. Но известно, что в разных ситуациях люди - и дети в том числе - ведут себя по-разному, поэтому наша профессиональная задача - организовать ребёнка таким образом, чтобы он мог максимально проявить себя. Уверенность в том, что ребёнок в чём-то непременно превзойдёт сверстников, должна присутствовать всегда, чтобы потом развивать выявленный талант».

Педагоги и психологи считают, что способности проявляются довольно рано, ещё в дошкольном возрасте, когда начинается формирование личности ребёнка. Для этого нужны сильные специалисты дошкольного воспитания, которые сумеют грамотно вести работу по «взращиванию» способностей ребёнка, чтобы буквально каждый первый мог стать лидером в своей области.

И для этого в современной московской системе образования созданы все условия.

Моделируем ситуацию успеха

«Мы априори уверены, что любой ребёнок способный, - продолжает Наталья Зуева, директор школы № 892. - Поэтому и работу свою выстраиваем, руководст­вуясь этим постулатом. В нашем образовательном комплексе существует служба психолого-педагогического сопровождения. В этом году на основании опыта работы разных психологов мы разработали метод наблюдений, который позволяет сначала выявить способности ребёнка, а затем начать заниматься индивидуально с каждым. В результате мы расширили спектр услуг дополнительного образования. Родителям не приходится искать, куда отдать ребёнка, в какой кружок отвести. Теперь главной задачей становится определить, в какой именно области школьник достигнет наи­более высоких успехов, - будет ли это физика, изобразительное искусство, радиотехника или что-то ещё. Но эта область однозначно есть, её только нужно найти и обозначить - вот главная задача родителей и преподавателей. В этом отношении мы активно работаем, и я уверена, что любая образовательная организация Москвы совместно с родителями в силах помочь ребёнку найти то направление, в котором он сможет самореализоваться».

«Сегодня, для того чтобы продуктивно развивать обнаруженные способности, вовсе не обязательно менять школу, ездить куда-то за тридевять земель, - уверен Андрей Лукутин, заместитель директора Городского методического центра. - Всё необходимое имеется в рамках одного образовательного комплекса - кружки и творческие мастерские, спортивные секции, медицинские и инженерные классы. Обнаружились у семиклассника способности к физике - он может просто перейти в другой класс той же школы. И не нужно ломать голову, где заниматься ребёнку. Потому что всё уже есть и успешно работает». 

«Существует несколько прин­ципов, исходя из которых мы стараемся строить образовательную систему, - поясняет Илья Бронштейн, директор школы № 1468. - Первый - постоянное модулирование ситуации успеха для ребёнка, когда учитель превращает любое небольшое достижение в победу, в блестящий результат - будь это организация какого-то процесса или расстановка стульев в комнате. Второй аспект - создание условий для того, чтобы ученик овладел механизмом проявления своей одарённости. Можно сколько угодно говорить, что кто-то талантливый скульптор, но если не дать в руки глину, вы не узнаете, так ли это на самом деле. Поэтому в образовательном процессе школьник должен получить возможность петь и лепить, конструировать роботов и писать стихи. Есть ещё аспекты коммуникации детей, реализации их уже раскрывшихся талантов - всё это находится в сфере нашего пристального внимания. Мы делаем всё, что только возможно, а возможности у нас действительно большие. Нельзя не упомянуть и о проекте «Московская электронная школа», она обеспечивает базовый уровень качества каждого урока. (В системе электронной школы, к которой пока «подключены» 6 образовательных организаций, хранится 9 тысяч интерактивных сценариев уроков и разные учебные пособия по химии, физике, биологии и истории для 5-11-х классов. - Авт.) Это очень важный фактор - защитить ребёнка от безграмотности людей или ситуаций, когда чьи-то непрофессиональные действия могут перечеркнуть всю ту работу, о которой я говорил выше. Электронная школа со своим «конструктором» занятий во многом является механизмом защиты. Если такая система настроена в вашей школе, то вы можете быть уверены, что ребёнок найдёт себя, - только дайте ему чуть-чуть времени и лишний раз оглянитесь и посмотрите, не упускает ли он какие-то возможности, что имеются вокруг него». 

Не олимпиадой единой...

«Один талантлив в музыке, другой - в математике, третий может быть замечательным поваром или слесарем, - подчёркивает Иван Ященко, директор центра педагогического мастер­ства. - Но когда мы занимаемся отбором одарённых детей, очень важно не нанести удар по тем, кого не отобрали. Выискивая самородки, мы невольно наносим вред другим детям, а потом выясняется, что среди этих «остальных» тоже полно талантливых ребят. Олимпиады, в которых Москва значительно преуспела в последние годы, не являются единст­венным измерителем таланта, потому что у детей разные типы мышления, разные возможности. Один знаменитый математик заметил как-то, что ни за что не добился бы успеха, если бы в его годы практиковались олимпиады. Он иначе мыслит, он вдумчиво «созерцает» задачи, в то время как другие их быстро решают». 

Но вопрос, на который ищут ответ родители, - как помочь сыну или дочери найти себя? И это особенно актуально, если они увлечены чем-то, в чём не показывают особых успехов.

«Удивите своего ребёнка, - советует Андрей Лукутин. - Чтобы он заметил, какие ещё интересные занятия есть в жизни». «Божью искру», как в старину называли одарённость, важно найти, а потом бережно всем вместе раздувать из неё пламя успеха.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru