aif.ru counter
Сергей Зайцев 0 189

Роботы и изменение ДНК. В московских школах изучают науку изнутри

Современные столичные школы стремительными темпами идут в будущее. Сейчас ученикам доступны такие возможности для обучения, которые лет 10 назад школьникам даже и не снились.

Владеть технологиями ДНК-диагностики, управлять роботизированными системами, изучать свойства и структуры веществ на уровне наноразмеров — и всё это в школе рядом с домом. Именно доступность высококлассного образования выводит московский мегапроект по предпрофессиональному образованию в разряд уникальных. К нему уже проявляют немалый интерес в других странах.

Детство в белых халатах

Когда в 2015 году в школах появились медицинские классы, это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ведь такого еще не было в учебных заведениях. Те, кто выбрал это направление обучения, часть школьного дня проводят, облачившись в белые халаты. Их сверстники с восторгом заглядывают в класс, где вместо доски и парт цифровые лаборатории для проведения работ по физиологии, микроскопы, наборы имитаторов ранений и поражений (чтобы изучать проникающее ранение грудной клетки, перелом основания черепа, открытый перелом голени и т. д.), пластиковые руки, ноги, голова, желудок для проведения медицинских манипуляций, разборные модели торса человека, интерактивные экраны и подборка видеофильмов.

Сейчас участниками проекта с медицинскими классами являются 69 столичных школ, кандидатами — 45. Обучение в предпрофессиональных классах столицы организовано в рамках партнерства школ, вузов и работодателей. Что такое быть врачом, на практикоориентированных занятиях показывают сотрудники Первого МГМУ им. Сеченова и РНИМУ им. Пирогова. Партнёрами выступают крупные городские больницы, поликлиники, в том числе стоматологические, госпитали, диагностические центры и хоспис — всего более 50 медицинских организаций.

Не менее увлекательно для подростков быть учащимися инженерных классов. Физику видишь другими глазами, когда ежедневно доступны магнито-электрическая машина, низкочастотный генератор сигналов, гидравлический пресс, маятник Максвелла, мощные компьютеры, экраны, где можно записывать формулы и одновременно изучать модель Большого взрыва, модель пространства или гравитационные волны. В 103 московских школах это уже работает.

Партнёрами проекта стали 22 ведущих вуза и более 100 высокотехнологичных предприятий разнообразных отраслей, включая сферы информационных технологий, связи, строительства, транспорта, обеспечения безопасности, оборонной промышленности. Казалось бы, где школа и где Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина или ПАО «НК „Роснефть“». Но и школа, и работодатели проявляют заинтересованность друг в друге.

В проекте «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» участвуют 65 тыс. учеников (включая программы дополнительного образования). Школы уже были оснащены современным учебным и научным оборудованием, а в 2017 г. это оборудование было дополнено комплектами по геодезии, 3D-моделированию, робототехнике, нанотехнологиям, стало возможным проводить эксперименты в области нейрофизиологии и когнитивных дисциплин. Школам, пока не вошедшим в этот проект, тоже доступна такая техника: действующие участники проекта работают в качестве ресурсных межрайонных центров для учащихся и учителей из других образовательных комплексов.

Проект «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» появился чуть позже остальных. Тем не менее его партнёрами успели стать 14 федеральных вузов и 23 научных института РАН, среди которых — Институт элементоорганических соединений им. Несмеянова, Институт космических исследований, Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства им. Лорха и др. Программы учебных предметов в академических классах содержат исследовательские практикумы, учащиеся выполняют научные исследования на современном лабораторном оборудовании, используя ресурсы научных организаций, вузов и школ.

Из предпрофиля — в профильный вуз

Совершенно очевидно, что у столичных школьников есть все условия для того, чтобы решить, где они хотят продолжить обучение, выстроить индивидуальную стратегию развития и освоить базовые профессиональные навыки. Как отмечает мэр Москвы Сергей Собянин, «очень важно, чтобы ребята уже в школе могли определиться с выбором специальности, овладеть теми умениями и навыками, которые будут необходимы им в будущей профессии и жизни в высокотехнологической среде города».

Статистика показывает и другие плюсы реализации проектов предпрофессионального образования. Проекты значительно повысили интерес школьников к инженерным и медицинским профессиям и число учащихся города, выбирающих специальность и соответствующие профильные вузы. Количество московских выпускников, поступивших в ведущие университеты столицы, многократно увеличилось по сравнению с 2010 годом. Если в Первый МГМУ им. И. М. Сеченова тогда поступило 17% московских выпускников, то в 2018 эта цифра составила 44%. Аналогичные показатели для МФТИ (с 13 до 33%) и Высшей школы экономики (с 36 до 45%).

Непосредственно городу данный мегапроект в недалёком будущем гарантированно предоставит хороших специалистов. Без работы не останутся наиболее востребованные сейчас в Москве медицинские сотрудники всех специальностей, IT-специалисты (программисты, системные администраторы, тестировщики программного обеспечения, контент-менеджеры, дизайнеры), аналитики данных. Кроме того, большой спрос на инженерные специальности в различных отраслях: в сфере оборонного комплекса, специальных систем, транспорта, энергетики.

Кроме того, система московского образования учла крайнюю необходимость овладения профессиями на стыке различных наук. Большая часть профессий будущего окажется связана с инженерной и медицинской деятельностью и потребует принципиально новых навыков. Чтобы освоить профессии системного инженера или биоинформатика, недостаточно хорошо знать только физику, химию или биологию. Для этого нужно межпредметное образование, профессиональные практикумы и знакомство с производственными инструментами, которые будут использоваться через 5-7 лет. Школьники, выбирающие обучение в предпрофессиональных классах, встретят будущее во всеоружии.

Но и это не все бонусы. За хорошую учёбу начисляются дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнёры. Нужно достойно сдать предпрофессиональный экзамен (теоретическая часть сдаётся на базе Московского центра качества образования, а практическая — на базе вузов) или победить на предпрофессиональных конференциях и олимпиадах.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли не платить за вывоз мусора?
  2. Когда владельцев собак и кошек обяжут их маркировать и ставить на учет?
  3. Что грозит тем, кто сдает квартиру неофициально?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ