aif.ru counter
Марина Лепина 0 696

Самый важный «Шанс»: как воспитанникам детдомов возвращают интерес к учёбе

Статистика говорит о том, что дети из детских домов крайне слабо мотивированы к учёбе. Да и мечтаний особых о будущей профессии у них нет. А в детских учреждениях не всегда способствуют таким размышлениям.

Фонд «Арифметика добра» придумал проект дистанционного обучения старшеклассников: уже в 12 регионах воспитанники детских домов занимаются с репетиторами по интернету. Программа охватила уже больше двух десятков детских домов. Дети подтягивают знания, готовятся к экзаменам, начиная чувствовать вкус и к образованию, и к будущей карьере.

«Я увереннее себя чувствую на уроках в школе», «Я буду стараться, потому что скоро сдавать экзамены. Благодаря репетиторам, я стал лучше знать правила» — десятки таких отзывов от школьников приходят в благотворительный фонд.

Когда учёба становится интересной

Будущих выпускников чаще настраивают на профессии парикмахеров или поваров. «Мы столкнулись с такой проблемой, что даже в очень хороших детских домах, где заботятся о детях, стараются всячески содействовать их успехам в учёбе, процентов 80 из ста выпускников не поступили никуда: ни на повара, ни на слесаря, ни на парикмахера. Даже низший порог по ГИА они просто не проходят. Желания идти в 10–11 класс нет, после 9 класса их ориентируют на какие-то очень примитивные профессии», — отмечает Алёна Никитина, руководитель сектора регионального развития программы «Шанс» фонда «Арифметика добра».

В фонде решили: старшеклассников-детдомовцев нужно подтягивать в учёбе, работая с ними индивидуально, повышая постепенно интерес к знаниям и к будущей профессиональной стезе. «Пришла идея работать дистанционно онлайн, ведь нужно помогать и удалённым от Москвы городам, где слабо развиты какие-либо волонтёрские движения, общественные организации, — рассказывает Юлия Иванычева, руководитель программы «Шанс». — Фонд обеспечил детские дома компьютерами, тщательно подобрал педагогов-репетиторов. Стоит отметить, что во время урока ученик и преподаватель не только видят и слышат друг друга, как в скайпе, но и могут совместно работать на общем экране, использовать презентации, тесты и общий чат — благодаря поддержке МФПУ «Синергия», всё это возможно в рамках одной программы. Сотрудники университета осуществляют техническую поддержку учреждений. Все наши преподаватели тоже пришли в проект из „Синергии“».

Знания подтягивают с любого уровня. Если с ребёнком в 10-м классе надо заново учить таблицу умножения, значит, педагог опускается на этот уровень и учит заново таблицу умножения, иначе ничего сделать нельзя. «У нас есть мальчик, который, условно говоря, слово «хлеб» писал с пятью ошибками, и спустя полгода занятий он написал тест по русскому языку на 12 из 15 возможных баллов. Это была победа для ребёнка, победа для воспитателей, для нас. Даже по переписке с ребятами я вижу, что занятия не проходят впустую — появились нужные знаки препинания, а орфографических ошибок стало меньше», — говорит Алёна Никитина.

Не только педагог, но и значимый взрослый

Известный факт: детям, живущим в детских домах, не хватает социализации, им нужен значимый взрослый — человек, являющийся авторитетом и способный повлиять на их судьбу. «Для ребёнка, который находится в учреждении, очень важна индивидуальная работа. Занятия в течение года с постоянным педагогом — шанс сформировать привязанность, — подчёркивает Алёна Никитина. — То есть, помимо того, что этот проект решает образовательные проблемы наших воспитанников, за счёт личностного подхода мы стараемся привить какие-то социальные навыки, где-то с ребятами поработать лично». А основной принцип работы педагогов «Шанса» — безоценочность суждения. «Мы не знаем, ругали ли этих ребят в школе, сколько стёкол они выбили, сколько драк за неделю было. У нас для них стопроцентный кредит доверия, — отмечает Алёна Никитина. — Педагоги получают о ребёнке совсем немного информации, не носящей никакого личного характера: это имя, класс, регион и результат входного тестирования».

И это действенно. Школьники удивляются: «На нас не кричат, нам не говорят: „Ты всё сделал неправильно, ты ничего не знаешь“». Каждый ученик знает, что в одно и то же время их ждёт один и тот же человек, который спросит: «А как у тебя дела, а как ты провёл день?». Педагоги, работающие в «Шансе», отмечают, что дети начинают раскрываться и сейчас уже не только задают вопросы по учёбе, но и делятся чем-то. 

«Начинали со слезами»

В «Шансе» учатся уже более 200 детей, а начинали осенью 2015 года всего с 15 человек. «Начало было сложным. Каждый урок давался с боем, со слезами радости. Администрации детских домов встречали нас с распростёртыми объятиями, а вот дети, конечно, в первую очередь с недоверием: вроде бы и хочется, и надо, но страшно… Но постепенно включался азарт. В октябре за месяц фонд провёл около 35 уроков. А сейчас за один только день бывает более 70 занятий с репетиторами «Шанса». За месяц проходит более 800 уроков», — объясняет Алёна.

Сложно ли учить ребёнка из детдома?

Сейчас в программе задействовано более 60 педагогов — это и московские преподаватели, и представители регионов: из Чебоксар, Нижнего Новгорода, Тюмени, Старого Оскола. И мотивация у этих людей вовсе не денежная. А ведь это вузовские педагоги, многие — с кандидатскими степенями, есть даже доктора наук. «На самом деле мало кто из них представлял себе эту тему вплотную, — рассказывает Алёна Никитина. — Было обычное представление: «несчастные дети-сироты», а что внутри у этих детей творится и как с ними работать, конечно, никто представления не имел. Но было видно, что мотивация преподавателей — помочь этим детям».

Педагогов готовили, проводили тренинги. И всё же у многих после первого тренинга, на котором преподаватели узнали об особенностях обучения детей-сирот, о нюансах их психологии, было состояние ступора. «Мы видели, что ожидания и реальность — совершенно разные вещи, что преподаватели мало себе представляют, что это за дети, — отмечает Алёна Никитина. — У многих срабатывал стереотип, что ребёнок из детского дома — сложный ребёнок… Но мы, имея опыт работы с такими детьми, пытались объяснить, что не стоит вешать на них ярлыки. Разве дети, живущие в семье, не курят и не хулиганят? Все они дети». В итоге никто из преподавателей, вошедших в коллектив педагогов «Шанса», не отказался от этой работы.

Программа начиналась с занятий по русскому языку и математике. «Сейчас у нас идут уроки и по физике, химии, биологии, обществознанию, истории — ведь профильные предметы тоже надо сдать на определённый балл, — отмечает Юлия Иванычева. — Обязательное условие программы — в течение года педагога ребёнку не меняем. Ведь за время нахождения в детском доме перед детьми и так мелькает толпа волонтёров, спонсоров, приходящих потенциальных приёмных родителей».

«У многих детей большие пробелы в знаниях, поэтому в школе они не хотят заниматься на уроках. Индивидуально им заниматься легче: нет ощущения стеснения, стыда, если они что-то сделают неправильно, — так отзывается о результатах программы «Шанс» Людмила Порфирьева, заместитель директора по воспитательной работе Порецкого детского дома Чувашской Республики. — И изменения есть, ребята стали серьёзнее относиться к учёбе, у них улучшилось поведение».

«К каждому ученику стараюсь находить особый подход. Кто-то любит больше молчать, кому-то не хватает общения, — делится своими впечатлениями от работы в программе Марианна Егорова, преподаватель русского языка и литературы из Чебоксар. — Вначале я ощущала, что дети присматривались ко мне, но некоторые ребята сразу были открыты к общению. Что касается динамики в знаниях, то она явная. У многих ребят улучшились оценки. Меняется манера ответа, разговора. А ещё появляется интерес к будущей профессии. Любопытно, что многие 11-классники признаются, что хотят стать психологами. У них есть желание понять другого человека, помочь ему в решении личностных проблем».

Важно, что кропотливая работа фонда становится по-настоящему серьёзным шансом в чьей-то судьбе. Таких мальчишек и девчонок много. «Для меня один из ярких примеров — 11-классник Андрей из Чувашии, — вспоминает Алёна Никитина. — При нашей первой встрече мальчик говорил, что не знает, куда поступать, и даже не задумывался, а из предметов взял только математику. Прошло время, и Андрей занимается по 6 предметам! Сейчас мы решаем, в какой вуз и на какую специальность ему можно поступить. Андрей выясняет, какие экзамены и на какой балл необходимо сдать для поступления».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему Голанские высоты так называются?
  2. Что за доклад подготовил экс-директор ФБР Мюллер и о чем в нем говорится?
  3. Как индексируются пенсии работающим пенсионерам после увольнения?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ