18:30 03/12/2015 Сергей Зайцев 0 1453

Школа-конструктор. Какими в России будут новые образовательные учреждения?

В России разрабатываются типовые проекты модульных школ, ориентированных на индивидуальное обучение школьников.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.
Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области. © /

С 2016 года в России стартует масштабная программа по созданию в российских школах новых мест, на которую только в первый год реализации предусмотрено 50 млрд рублей из федерального бюджета. В приоритете – типовые проекты по возведению школ-конструкторов – «модульных» зданий, ориентированных на индивидуальный подход в образовании, и построенных исходя из потребностей каждого региона.

Какой быть школе будущего?

На селекторном совещании у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец, которое состоялось 19 ноября 2015 года, обсуждался вопрос о ликвидации второй и недопустимой третьей смен в школах.

«К сожалению, на сегодняшний день 25% школ работает в многосменном режиме, обучаются в двусменном режиме более 12% детей. И для решения этой проблемы Правительством РФ была утверждена программа содействия созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях с 2016. Предполагается, что субъекты при помощи федерального бюджета должны до 2021 года перевести на односменный режим обучения 1-4 и 10-11 классы, а к 2025 году обеспечить переход на односменный режим учеников 5-9 классов и обеспечить вывод из системы аварийных и ветхих зданий», - пояснила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Tретьяк.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.

Программа предполагает выделение средств из федерального бюджета на финансирование школ большой мощностью, построенных по типовым проектам, включенным в реестр Минстроя РФ.

«При этом, когда мы говорим о школе, мы говорим о современной школе, именно по этому признаку отбираются типовые проекты. И мы говорим о необходимости обеспечения этой школы самым современным школьным оборудованием», - дополнила Наталья Третьяк.

Что же такое современная школа? Этот вопрос сейчас и решает экспертное сообщество: архитекторы и проектировщики, педагоги, родители и, конечно, исполнительные власти как федерального, так и региональных уровней - представители Министерства образования и науки, Министерства строительства и ЖКХ России, региональных департаментов и министерств. Первым делом экспертам предстоит договориться насчет формата новых школьных помещений и инновационных подходов при строительстве, расставить приоритеты материально-ресурсного обеспечения школ, выяснить, в каком объеме использовать типовые проекты школ, какое место отвести дизайну образовательных учреждений.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.

«Сегодня массовое образование уходит от единообразия в сторону вариативности, в старом школьном здании ему становится просто «тесно». Поэтому в идеале мы стремимся создать набор типовых проектов современной российской школы. Но для этого предстоит проделать большую работу» - считает министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

«Чтобы проект получил поддержку, он должен быть включен в федеральный реестр. При этом в реестр включается не какой-то устаревший проект, а современный, который создан на базе технического задания, сформулированного Министерством образования и науки России.

В августе этого года Правительством РФ были приняты функциональные требования к современным школьным зданиям. Также в помощь регионам были разработаны эталонные технические задания на проекты различной мощности. Мы готовы силами московского строительного университета помочь регионам, которые пожелают провести проектирование этих объектов на конкретных земельных участках. Соответствующее предложение было направлено в адрес губернаторов от имени министра образования Дмитрия Ливанова. Мы также ждем регионы, чтобы они включились в эту работу. Очень важно скорректировать региональные программы с учетом демографического прогноза. Эти программы должны обеспечивать реализацию тех задач, которые определены до 2021 и 2025 годов», - пояснила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Tретьяк.

Федеральная «копилка» проектов

Из 170 типовых проектов, размещенных на сайте Минстроя РФ, 16 составляют школы. В отношении регионов федеральными властями было дано несколько поручений: прежде всего, провести анализ своих проектов повторного применения и включить их в федеральный реестр. Уже более 50 регионов подали свои заявки, в ближайшее время в федеральную «копилку» могут быть добавлены еще 40 проектов.

Изменился сам подход к образованию. Задача нового федерального государственного образовательного стандарта – это не только научить детей знаниям, но и обеспечить формирование современных компетенций и воспитать достойного человека. Образ современной российской школы – это переход от поточного обучения к индивидуальному, от зданий индустриального типа – к зданиям открытых общественных и личных персональных пространств.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.

Определение формата новых школьных помещений, инновационных подходов при строительстве – это серьезная задача. В первую очередь, будет использован опыт регионов, где власти успешнее всего справляются с задачей по строительству школ, создавая современные архитектурные проекты.

Вопросы типового проектирования зданий общеобразовательных учреждений широко обсуждались летом этого года на Всероссийском совещании, которое прошло 29 июля 2015 года в Доме Правительства Московской области. Участники дискуссии сошлись во мнении, что в нынешней экономической ситуации нужно рачительно относиться к бюджетным средствам, вкладывая с умом каждую копейку, выбирая наиболее функциональные и зарекомендовавшие себя образцы из «копилки» типовых проектов. На заседании министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень отметил впечатляющую динамику по созданию типовых проектов в Московской области, где происходит апробация и доработка пилотных проектов, которые в дальнейшем могут пополнить федеральную «копилку».

«Создание реестра типовой проектной документации позволит сократить сроки и затраты на строительство объектов, возводимых с использованием бюджетных средств – при использовании типового проекта затраты на проектирование и экспертизу будут минимальными. Экономия может достигать 20%», - пояснил Михаил Мень.

Отдельно министр остановился на технологии модульного строительства, где каждый модуль имеет свои технические характеристики и конкретное функциональное назначение.

В зависимости от потребности в количестве мест, где-то школа может моделироваться из пяти-семи модулей, где-то больше. Как следствие, возводить модульные школы нужно, ориентируясь на количество учащихся и функциональные потребности объекта образования. Разработаны принципы проектирования типовых школьных зданий из наборных модулей. По сути, это «набор-конструктор», где могут быть задействованы необходимые элементы. Группа учебных модулей включает следующие функциональнее блоки: дошкольная ступень, начальная школа (I ступень, 1-4 класс), подростковая школа (II ступень, 5-9 классы), старшая школа (III ступень, 10-11 классы). Группа общешкольных модулей может состоять из следующих элементов: атриум (холл), спортивный блок, столовая, бассейн, блок дополнительного образования.

Вклад регионов

Московская область сегодня - один из самых передовых регионов страны по выполнению социальных обязательств перед населением. Сначала Подмосковью удалось обеспечить прорыв в строительстве детских садов. В 2014 году в Московской области было построено 111 новых детских садов. По этому показателю регион вышел на первое место в Российской Федерации. До конца 2015 года планируется завершить работы по возведению 133 детских садов практически на 21 тысячу мест.

«Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев определил следующий этап – строительство необходимого количества школ для перевода обучения детей в одну смену, - пояснил заместитель председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин.

Среди других регионов Подмосковье – лидер по строительству социальных объектов. С 2012 по 2014 в систему образования были включены 55 новых школ. До конца 2015 года застройщики введут в эксплуатацию 21 школу, согласно планам, а в 2016 появится еще 27. Предполагается, что в следующем году с участием средств бюджета области будет построено 5 школ.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.

«Мы делаем ставку на проекты образовательных учреждений повторного применения, которые соответствуют современным задачам образования и обладают неоспоримыми преимуществами, так как прошли все необходимые согласования, экспертизы и «обкатку». В каталог типовой проектной документации объектов капитального строительства на территории Московской области входит 51 проект, из которых 9 – материалы по школам. Из предлагаемых вариантов повторного применения наиболее себя зарекомендовали школы на 600, 825 и 1100 мест», - рассказал Герман Елянюшкин.

Так, например, четырехэтажная школа на 825 мест в микрорайоне «Новое Измайлово» городского округа Балашиха была построена ФСК «Лидер» по проекту Института «Мосгражданпроект». Общая площадь общеобразовательного учреждения – порядка 21 тыс. кв. м, где гармонично разместились группы начальных классов и учебные кабинеты старшей школы, административные помещения и медицинский блок, большой современный актовый зал и столовая свыше, чем на 400 мест. Но самой главной гордостью проектировщиков и строителей является спортивный многофункциональный блок, состоящий из двух спортивных залов на 527 кв. м и 223 кв. м и бассейна 25 м на 6 дорожек. Как справедливо отмечают школьные педагоги и психологи, современная школа должна стать для ребенка площадкой для самореализации. Именно поэтому проектировщики предусмотрели пространства для проектной, творческой и студийной деятельности. В школе ФСК «Лидер» в Балашихе есть мастерские по технологии, обработке дерева и металла, а также кулинарии.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.

Новаторским архитектурным решением стал проект школы на 1100 мест, реализуемый вблизи д. Марьино Красногорского района, который разработало ООО «Спич». Комплекс включает 6 блоков общей площадью 15 тыс. кв. м. При этом, высота строений – 4 этажа. Количество классов – 44.

«Если мы тот или иной проект рекомендуем для повторного применения, это совершенно не означает, что школы будут все одинаковые – как под копирку. В первую очередь, они кардинальным образом отличаются от типовых советских «коробок». Во-вторых, при проектировании используются современные подходы как к созданию внешнего облика школ, так и к внутренним планировкам. Индивидуальность также достигается за счет различной колористики фасадов, необычных входных групп и вариативности интерьера. Сейчас необходимо разрушить стереотип, возникающий в массовом сознании, при словосочетании «типовой проект». Сегодня типовая школа - равно инновационная, современная, зарекомендовавшая себя», - пояснил зампред подмосковного Правительства Герман Елянюшкин.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.

Все эталонные проекты различной мощности, где диапазон мест от 100 мест и до 2000, были разработаны на основе утвержденных функциональных требований. Все они рекомендуются в помощь регионам. Так на сайте федерального Минстроя размещен проект инновационной школы на 1224 места, который можно увидеть в Альметьевске в Татарстане. Общая площадь здания порядка 16 тыс. кв. м., а количество учебных классов составляет 51. Проектом предусмотрено оптимальное зонирование: актовый зал на 540 мест, столовая на 430 мест, медицинский блок, хореографический и два спортивных зала, а также бассейн с двумя чашами.

На прилегающей территории расположены различные функциональные площадки: спортивные, детская, для проведения школьных мероприятий. Важно, что здесь обеспечена безбарьерная среда для маломобильных групп населения.

Регионы готовы внести свой вклад в федеральную «копилку». В частности, сейчас Калининград занимается проектированием сразу двух школ – на 1000 и 1500 мест с учетом технического задания Министерства образования РФ. В дальнейшем предполагается подача заявки для внесения их в федеральный каталог.

Сложности программы

Самое сложное в этой программе – объем работ и временные рамки, так как бюджет принимается на год. Предполагается, что из средств федерального бюджета будут финансироваться школы, внесенные в федеральный реестр Минстроя РФ и мощностью от 900 мест. Регионы обращались с просьбой пересмотреть этот норматив.

Фото предоставлено пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства Московской области.

Якутия предлагала снизить планку по количеству мест для того, чтобы малые города тоже могли участвовать в программе. Так, для города Якутска гораздо более целесообразно строить школы меньшей мощностью – 375-500 мест.

«Мы действительно долго обсуждали вопрос, связанный с мощностью школ. Сначала предполагали поставить параметры по более крупным школам. Это обусловлено целым рядом причин. Прежде всего, в крупной школе выше уровень образования, что доказано опытным путем, и, во-вторых, стоимость места в такой школе более низкая. Проблема сельских школ будет рассматриваться отдельно, понятно, что они под эти параметры не подойдут», – пояснила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Tретьяк.

Распределение финансирования

Финансирование за счет федеральных субсидий предполагается осуществлять исходя из нормативной стоимости строительства, установленной Минстроем России в «разрезе» каждого региона. По нормативу будут также передаваться средства для обеспечения школы современным оборудованием. В настоящее время Министерством образования и науки РФ производятся расчеты и типового комплекта, который будет в дальнейшем рекомендован. Объем субсидий будет понятен заранее и рассчитан по формуле, поэтому каждый регион будет понимать объемы предоставляемого финансирования. Окончательные параметры предоставления федеральной субсидии будут определены до конца 2015 года.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Насколько опасен выброс радиации в Нижнем Новгороде?
  2. Что такое ядовитая физалия (португальский кораблик)?
  3. Что будет со сборной России по хоккею после поражения в матче с Канадой?

Как вы считаете, нужно ли легализовать допинг?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ