aif.ru counter
Инна Алейникова 2 647

Урок на Юпитере. Как проходит изучение астрономии в московских школах?

Тот, кто давно не заходил в московскую школу, попав туда, легко перепутает урок с переменой. Занятия больше не ограничиваются стенами класса - под них отдано всё школьное пространство.

Как устроена Солнечная система, изучают и в 4-м классе, и в 11-м.
Как устроена Солнечная система, изучают и в 4-м классе, и в 11-м. © / Валерий Христофоров / АиФ

Да и в классе на уроках дети при необходимости ходят, горячо спорят и не пишут в тетради. Качество образования при этом не только не страдает, а неуклонно растёт. Мы побывали в школе № 2030, чтобы понять, как такое происходит. 

Ватная планета

Выбор пал на уроки астрономии у детей разного возраста. Образовательными стандартами астрономия предусмотрена и как отдельный предмет, и как элемент других школьных дисциплин.

Заглядываем в 4-й класс на урок окружающего мира и удачно попадаем на завершение проект­ной работы «Будущее межпланетных путешествий». Этому шумному занятию предшествовала длительная подготовка. Ученики с учителем и самостоятельно изучали тему «Планеты Солнечной системы». Изучили немало: в Московском планетарии четвероклассникам теперь подходит экскурсия, ориентированная на 7-й класс.

На уроке дети работают группами. В центре внимания модели планет, выполненные на уроках технологии. Дотрагиваешься до миниатюрного Юпитера - а палец... утопает.  

«Юпитер - газовая планета, и я сделала модель из ваты, - выдаёт секрет ученица 4-го класса Влади­слава Декалина. - На изготовление ушло примерно пять дней. А до этого я должна была изучить атмо­сферу планеты, диаметр и массу. Несмотря на то что она газовая, является самой тяжёлой в Солнечной системе, поэтому и в нашем классе это самая тяжёлая модель. Ещё она открывается, чтобы все увидели ядро».

Начав создавать модели, дети увлеклись и вдобавок решили придумать космические корабли, стартующие с Земли. Снова нужны знания: какая техника подойдёт для высадки на Уран, а какая - на Меркурий?    

Мотивация вселенского масштаба

Школа № 2030 - пример того, как рационально использовать каждый метр школьного здания. В рекреации с помощью Фонда технологической поддерж­ки образования установили куполообразную деревянную конструкцию. Это планетарий, где 25 учеников сидя и лёжа изучают Вселенную и смотрят научно-популярные фильмы в формате 360 градусов. Среда мотивирующая, поэтому объясним высокий спрос у учителей на проведение здесь уроков. 

«Всё очень наглядно и интересно, - подтверждает учитель химии Валерий Безверхий. - Когда мы проводим урок, дети удобно располагаются, сознание отдыхает, раскрывается, информация воспринимается лучше».

Планетарий - отечественная разработка. В утеплённом виде его можно устанавливать на улице.

Так как в начальной и средней школе для учеников продуктивнее практическая деятельность, к изучению законов Вселенной они приобщаются через проекты и исследования. Рядом с планетарием, тоже не в классе, но в урочное время, подростки работают над проектом «Роботы на планетах Солнечной системы». Восьмиклассники на деле понимают важность изучения основ конструирования и программирования. 

Таинственная педагогика

Пятиклассники собрались в лаборатории, название которой им трудно выговорить: в конвергентной лаборатории. Вокруг десятки наборов для проведения астрономических опытов и наблюдений. Однако не телескоп, квадрант и другие астрономические инструменты завораживают детей, а увлечённый преподаватель, с которым они за урок «пролетели» всю Солнечную систему. Какой ребёнок останется равнодушным после фразы: «Это будет для вас тайной, которую мы разгадаем!» Взрослый в этом «полёте» отталкивается от вопросов школьников, поэтому уроки у детей одного и того же возраста не похожи один на другой.

На старшей ступени появляется необходимость иногда осесть в классе, послушать лекции и в тишине поломать голову над задачами. И всё-таки даже в 11-м классе на уроке «Астрономия в физике» эффектный взрыв красного гиганта и рождение после этого белого карлика выпускники наблюдают не на картинке в учебнике, а на экране интерактивной доски, где после просмотра видео тут же появляется таблица с заданием.

«Всё, что вы видите, стало возможно благодаря оборудованию, поставляемому в школу в рамках городских образовательных проектов, - говорит директор Наталья Рябкова. - Изучение астрономии вышло на совершенно новый уровень, учиться увлекательно».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Алюнич
    |
    12:14
    21.02.2018
    0
    +
    -
    И.Алейникова: …Занятия больше не ограничиваются стенами класса - под них отдано всё школьное пространство… ==== Ну и што отсюдова проистекает? Преподносица как величайшее достижение школной Педагогики, а што бы сказал на это болей кампетентный Коперник, Г.Галилей или спаленный Каталической Инквизицией Д.Бруно??! Как бы не получилося типа глядят ребяты в Книгу а видют Фигу. И какой это Умник ранней исключил Астрономия из Школы? Найти и всыпать ему 25 плетей падлецу!
  2. Алюнич
    |
    12:52
    21.02.2018
    0
    +
    -
    Прашу прошения, Малость обмешулился! Ето Н.Коперника Церковь спалилпа на костре Инквизиция, даже дровишки подсушили галды, а патом оказалось што Н. Коперник прав: Все же Земля крутица кру Солнца , а не солнце подле Земли как счетали Инквезиторы .. Вот те пжлста
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такой Александр Прокопчук, претендующий на пост президента Интерпола?
  2. Могут ли уволить, если работаешь в офисе заболевшим?
  3. Как проверить, нет ли у мошенников доступа к вашим аккаунтам в интернете?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ