aif.ru counter
Елена Воронова 0 355

В гармонии с миром. Как научить детей окружать заботой... окружающую среду

Подходит к концу так называемая «пятая четверть» - так иногда называют лето те, кто предпочитает познавать мир не время от времени, а постоянно.

Чтобы поближе познакомиться с природой, надо почувствовать себя её частью.
Чтобы поближе познакомиться с природой, надо почувствовать себя её частью. © / Shutterstock.com

А если учесть, что 2017-й объявлен Годом экологии, то именно пятая учебная четверть самый продуктивный сезон для экологического образования. Когда же ещё в нашем неласковом климате близко знакомиться с природой, если не сейчас? 

Пойдём в поход?

Один из самых простых и интересных способов почувст­вовать себя частью огромного мира - отправиться в поход. Нынешним летом 14 тыс. московских школьников и студентов отправились исследовать страну. Туризм - это не просто рыбалка и пляж, как кажется некоторым отдыхающим взрослым. Наши дети - люди не ленивые и открытые всему новому, поэтому для них были организованы походы и экспедиции, выездные лагеря и учебно-тренировочные сборы по туризму, конкурсы и фестивали. 

«Летом образовательный туризм раскрывается во всём многообразии своих форматов, - рассказывает директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Моргун. - Кроме того что туризм позволяет узнать много нового и интересного, он ещё и имеет огромное значение в патриотическом воспитании, потому что каждый проект включает историко-краеведческую или экологическую составляющую. Таким образом ребёнок, узнавая страну, учится понимать и любить её».

В этом году Центр экологии, краеведения и туризма организовал для юных москвичей не менее сотни выезд­ных мероприятий (от однодневных прогулок до дальних походов) с краеведческим и этнокультурным уклоном. Наибольшей популярностью у ребят пользуются пешеходные и водные маршруты. География путешествий широка - это регионы Центральной России, Карелия, горы Северного Кавказа. 

«Очень важным движением, связывающим образовательный туризм с патриотическим воспитанием, являются соревнования «Школа безопасности», - продолжает Д. Моргун. - Они помогают формировать у ребят ответственность, навыки поведения в экстремальных ситуациях, стремление к здоровому образу жизни. И успехов мы достигаем неплохих: в конце июля наши ребята достойно показали себя на XIV Всероссийских соревнованиях «Школа безопасности». Москву представили две команды - школы № 629 и школы № 1944 с углублённым изучением английского языка. Они вошли в число победителей в общекомандном зачёте».

Что посеем - то сбережём

«Год экологии - не просто формальность, это старт для достижения определённых результатов, которые в будущем надо беречь и наращивать, - считает председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Зоя Зотова. - Московские власти тоже уделяют вопросу огромное внимание. У нас нет специальной экопрограммы, но её элементы входят во все городские проекты. Например, «зелёное строительство» (с минимальным воздействием зданий на окружающую среду), улучшение экологических характеристик городского транспорта, защита животных и многое другое. Что касается воспитания детей, то я считаю, что экологическое образование должно присутствовать с самого раннего возраста, чтобы человек научился осознавать себя частью огромного мира. Если ребёнок останавливает руку взрослого, собравшегося выбросить на обочину мусор, или по собственной инициативе относит использованные батарейки в специальный контейнер, значит, нам удалось кое-чего достичь в этой работе».

Какая школа самая «зелёная»?

Один из интереснейших проектов, который проводится Центром экологии, краеведения и туризма, - так называемые «зелёные школы». Разумеется, речь идёт не о цвете фасадов образовательных организаций, а о масштабной программе, включающей в себя не только знания, но и конкретные действия по воплощению в школе современных способов сбережения природы и её ресурсов. Это может быть раздельный сбор мусора, энергосбережение, экономия воды, минимизация отходов, переход на менее вредные моющие средства, использование бумаги, изготовленной из макулатуры, и многое другое. 

Только представьте себе, как изменится жизнь в большом городе, если каждая школа станет «зелёной»! Прежде всего появится отличная возможность обмениваться опытом (у нас проходят экологические тропы в парке по соседству, а у вас организован целый экоцентр, а у соседей идеально отлажен сбор мусора), чтобы перенимать лучшие практики.   

Но самое главное - мы получим поколение, умеющее бережно относиться к окружающей среде, к живущим вокруг людям и к самим себе. 

В некоторых московских школах сегодня проводятся экологические образовательные курсы, но гораздо шире в столице развивается дополнительное экообразование и просвещение, которое включает в себя массу аспектов - от птичьих кормушек, которые ребята развешивают зимой в парках, до Фестиваля экологических инициатив, когда дети самостоятельно ищут пути решения экопроблем большого города. Разработано немало программ, проводятся слёты, конкурсы, олимпиады и форумы, и у всех одна и та же цель: помочь ребёнку ощутить себя частью огромного живого мира и научиться жить в гармонии с ним.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как возможно столкновение поездов?
  2. Чем грозит возможная блокировка Google?
  3. Угрожает ли резолюция Европарламента «Северному потоку-2»?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ