Елена Данилевич 0 3210

Вырастить технаря. Школе нужен новый подход к обучению точным наукам

Недавно в Петербурге в Президентском физико-математическом лицее № 239, который называют кузницей гениев, открылся интернат. Там будут жить и учиться 80 одарённых мальчиков и девочек со всей России.

Пока уровень обучения математике в России ещё высокий, но он катастрофически быстро падает.
Пока уровень обучения математике в России ещё высокий, но он катастрофически быстро падает. © / Александр Кряжев / РИА Новости

Опыт Северной столицы собираются повторить и в других регионах. Значит ли это, что власть наконец обратила внимание на способных к точным наукам детей и намерена создавать условия для их развития? 

Где «божья искра»?

- Тех, кто необыкновенно одарён от природы, - единицы - говорит Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, руководитель математического центра лицея № 239, автор методики  по раннему выявлению талантов. 

Остальные - продукт воздействия среды, которая складывается вокруг. Вы заметили, что в младших классах лучше учатся девочки? Они усидчивые, аккуратно выполняют домашние задания. «Какая способная, вундеркинд!» - часто слышит такая отличница. Но уже через пару лет, если у неё не обнаружится склонность к определённому предмету, она станет средней ученицей. И наоборот. Приходит никому не известный мальчик, а  выходит медалист, победитель международных олимпиад. Это результат большой работы педагогов, участия родителей и влияния той атмосферы, где находится ребёнок. 

Кстати
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила вернуть вузам право проводить письменные вступительные экзамены. По её мнению, это нововведение могло бы коснуться в первую очередь социально значимых вузов, куда по традиции бывает большой конкурс. Министр считает, что в настоящее время в первый семестр студенты доучивают программу средней школы, а такая практика вредна. Школьные знания следует получать в школе, а в вузах уже учить предметы более углублённо. Также Васильева предложила ввести в школах дополнительную оценку знаний учеников по всем предметам по окончании школы. Это поможет, по мнению министра, изменить мнение общественности о том, что в 10-х и 11-х классах учеников только лишь натаскивают на сдачу ЕГЭ. Кроме того, Васильева призвала совершенствовать механизм Единого государственного экзамена и приводить итоговое сочинение в «классический вид».

Елена Данилевич, «АиФ»: В советское время отбирать и развивать таланты помогали спецшколы, в т. ч. физико-математические. Поступить туда считалось большой удачей. Сейчас эта система сохраняется?

Сергей Рукшин: Она опасно изменилась. В ­60-80-е, когда образование было бесплатным, туда поступали по-настоящему незаурядные дети, в том числе из низов.  

Сегодня картина иная. Специализированные школы, особенно с богатой историей и звёздными выпускниками, часто становятся элементом престижа, модной составляющей «джентльменского набора» элиты. В итоге места талант­ливых детей нередко заняты отпрысками начальников и бизнесменов. Год назад на Общественном совете Министерства образования обсуждался такой вопрос. Среди финалистов всероссийских олимпиад по математике и физике из 85 регионов страны около 40 регионов не были представлены вообще. Хотя спецшколы там укомплектованы полностью. Думаю, это результат политики, когда пропуском к знаниям служат не способности ребёнка, а кошелёк родителей.

Математика везде

- Может, причина в неправильных ориентирах? Многим кажется, что математика мало влияет на нашу повседневную жизнь, а раз так - зачем связывать свою жизнь с наукой на «вторых ролях»?

- Это большое заблуждение. Без теории чисел, например, не работали бы наши мобильные телефоны, модные гаджеты и продвинутые девайсы. Математика причастна ко многим как успехам, так и провалам нашего общества. Потому что катастрофа в Чернобыле, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, обрушение крыши аквапарка «Трансвааль» и другие трагедии, унёсшие жизни сотен людей, - это тоже просчёты, в частности, в математике.  

- Но раз математика везде, тогда этот предмет в школе должен быть одним из главных. А люди, одарённые в этой области, - на особом счету. У нас же, судя по вашим словам, всё наоборот. 

- Вспомните, как два года назад Минобр задним числом вынужден был понизить баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Это пришлось сделать, ибо уровень знаний был таков, что при прежней шкале едва не четверть выпускников не получила бы аттестат.  

Ведь для аттестации за 11 лет обучения предлагается решить задачки… 6-го класса. Это профанация, а на лжи нельзя построить успешную образовательную систему. Возможно, поэтому на Международной математической олимпиаде сборная России в прошлом году завоевала только 21-е место в медальном, и  8-е в общем зачёте. Хотя раньше так низко никогда не опускалась. Хорошо, что в этом году наши школьники выступили успешнее: выиграли 4 «золота» и вошли в десятку лучших стран. 

Если раньше родители гордились, что ребёнок всерьёз увлечён географией, математикой, то сегодня возражают. Не хотят, чтобы был нищим. Говорят: «Учи языки, гуманитарные предметы, станешь чиновником или юристом». В итоге ценности размываются. И тот, кто мог бы быть выдающимся конструктором подводных лодок, самолётов, ракет, строить плотины, прокладывать дороги, будет заниматься чуждыми ему вещами. В масштабах страны это трагическая ошибка. 
 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что означает соглашение по MH17, принятое пятью странами?
  2. Когда в 2017 году будет «черная пятница»?
  3. Что следует делать на Рождество Пресвятой Богородицы?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru