Примерное время чтения: 7 минут
4119

Академик Михаил Давыдов: «В России "лечить" может кто угодно»

АиФ №47. Легко ли в России быть матерью? 20/11/2013
Михаил Давыдов, академик РАН и РАМН.
Михаил Давыдов, академик РАН и РАМН. www.russianlook.com

«Любой пациент, имеющий российское граждан­ство, должен получать любые виды лечения безо всяких условий», - считает Михаил Давыдов, академик РАН и РАМН, профессор, директор Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина РАМН.

Около 2,5 млн россиян находятся на учёте у онкологов, у 500 тыс. граждан ежегодно выявляют рак, 300-350 тыс. погибают, так как заболевание было обнаружено слишком поздно. В то же время по числу умерших на первом году жизни после выявления заболевания Россия занимает последнее место среди развитых стран. Почему же не все россияне вовремя получают медицинскую помощь?

Больше шансов

Юлия Гарматина, «АиФ»: Михаил Иванович, часто рак на ранних стадиях себя не проявляет. Как в этом случае понять, что человеку нужна помощь?

Досье
Михаил Давыдов родился в 1947 г. в Конотопе (УССР). Выпускник Киевского суворовского училища, служил в ВДВ. Окончил 1-й Московский мединститут им. Сеченова. Автор новейших методик хирургического лечения рака пищевода, желудка, лёгкого, почки и других органов.
Михаил Давыдов: Выявление раковых заболеваний - важная проблема. Чем раньше определяется болезнь, тем больше шансов на выздоровление. 65-70% пациентов имеют запущенную форму опухоли, что снижает эффективность лечения. Эта проблема до сих пор не решена. А решена она может быть только с помощью реализации скрининговых (от англ. «screen» - «тщательно отбирать». - Ред.) программ, то есть поиска определённых форм опухоли у практически здоровых. Нужно не просто ждать, когда пациент обратится с жалобами, а организовать активный поиск онкологических заболеваний.

Скажем, взять население одного округа Москвы и проверить всех на наличие опухоли молочной железы, толстой кишки, лёгких, желудка, предстательной железы, шейки матки. Выявить среди практически здорового населения начальные формы рака, которые не имеют пока проявлений. У таких пациентов самый высокий шанс на выздоровление, самая низкая потребность в лекарствах, снижаются и затраты на лечение. Организация скрининговых программ - главная задача.

- Поможет ли диспансеризация выявлению рака на ранней стадии?

- Идея хорошая. Диспансеризация направлена не только на выявление рака, но и на выявление сосудистых, сердечных, неврологических и других видов патологий. Онкологическую часть программы нужно правильно организовать. Сейчас она имеет ряд изъянов, которые мы донесём до руководителей программы и попытаемся откорригировать. Мы встречались с министром здравоохранения. Думаю, что это будет сделано. Но диспансеризация - одно, а скрининговые программы - принципиально другое дело.

- В нашей стране высокая заболеваемость раком лёгкого. В то же время низкая, по сравнению с Европой, стоимость сигарет. Станут ли люди меньше курить, если повысить цены на сигареты?

- Дело не в стоимости сигарет. Дело в качестве этих сигарет и алкоголя, которые продают в России.

Продажа сигарет и алкоголя должна быть под контролем государства - тогда мы наведём порядок. Иначе так и будем пить, покупать водку из-под полы и сомнительные сигареты.

С точки зрения здоровья нации нужно уходить от вредных привычек. Человек должен иметь и хорошие условия труда, хорошую экологию - это на самом деле не медицинская задача. Это задача государства. Постепенно оно включается в этот процесс. Сегодня запрещено курить в некоторых общественных местах, хотя какие были крики, что это нарушение прав граждан!.. У нас есть множество людей, которые с удовольствием купили бы динамит, но почему-то это жёстко конт­ролируется: есть понимание опасности для общества. Такая же политика должна быть в отношении алкоголя и курения.

Надо отдавать долги

- Как вы считаете, реально ли в условиях современной России получить медицинскую помощь, не отстояв в очереди, не имея протекции? Иногда даже в поликлинику люди попадают с боем…

- Любой гражданин независимо от места жительства должен получать медицинскую помощь в полном объёме, потому что у нас государственная модель здравоохранения. И сегодня государство гарантирует здоровье нации своей Конституцией, законом «Об охране здоровья граждан». Порядок оказания медицинской помощи должен быть ясным и понятным, безо всяких выкрутасов. Но появляются некие «великие» экономисты, создающие программы финансирования здравоохранения, которые деформируют эту модель так, что непонятно, кто за какие средства должен лечить.

Здравоохранение перевели в раздел медицинских услуг - не гарантии медицинской помощи, а услуг. Нас сделали парикмахерами. Здравоохранение непрестижно. Все хотят получать много денег. Логика не та, при которой я начинал свою медицинскую деятельность. Мне было интересно, я считал важным спасать жизнь людей, не думая, сколько мне за это будут платить. Сегодня другая ценность в обществе - день­ги. Они доминируют во всех разделах управления здравоохранением. Все что-то считают, затраты при этом растут. Каналов финансирования много, а эффективность не повышается. Денег выделяется достаточно, но дело не в том, сколько их, а в правильности распределения этих средств.

- Говорят, может вернуться распределение выпускников медвузов. Это целесообразно?

- Полностью поддерживаю. Это удивительно, когда государство тратит средства на обучение своих граждан и при этом они никому не интересны после окончания учёбы. Государство готовило выпускника для своих нужд, спасения и сохранения жизней граждан и должно обязать их отработать по специальности. В моё время так и делалось. Если учился за свои деньги - пусть работает там, где хочет, если за бюджетные - нужно отдать долги. Наша государственная модель общества самая прогрессивная. В 2001 г. в Норвегии государство выкупило последнюю частную клинику и на всю страну объявило: наконец-то мы покончили с частной медициной. Теперь государство является ответственным за здоровье нации. Вот это доктрина. В Израиле в течение 9 лет новая частная клиника должна проработать как государственное учреждение, пока не докажет, что качество медпомощи не ниже, чем гарантирует государство.

В России «лечить» может кто угодно. В Москве на Ленин­ском проспекте работает организация, которая выдаёт себя за общественную приёмную онкоцентра им. Блохина. Это юридическая консультация, но она заключает договор на обследование якобы в нашем центре. Хотя онкоцентр не имеет общественных приёмных, никаких организаций за пределами Каширского шоссе, 23 и 24, в Москве нет. Мы неоднократно обращались и в МВД, и в прокуратуру. Эта организация и ныне там. Вот вам уровень защиты нашим государством своих граждан...

Всегда вперёд

- Вы выполняете 2-3 операции в день. В чём секрет такой работоспособности?

- Я избрал этот путь в молодые годы и до сих пор не потерял интереса к процессу оперирования. Я идейный человек, вокруг меня идейные люди. А когда общество идейное, оно всегда движется вперёд. По возможности каждую пятницу в сезон стараюсь уезжать на охоту.  Я охотник. Всё остальное - это хобби.

- Как уберечь себя от рака?

- Вся профилактика рака основана на здоровом образе жизни. На первом месте по распространённости в нашей стране - рак лёгкого, на втором - рак желудка. Эпидемиологические исследования, которые проводили американцы в 90-е гг., показали, что люди, которые курят 20 сигарет в день, заболевают раком лёгкого чаще в 20 раз по сравнению с теми, кто не курит. Американцы сократили заболеваемость раком желудка в полтора раза. У нас количество запущенных случаев зашкаливает. Должно быть рациональное питание, здоровый образ жизни. А что это такое? Это самодостаточное общество, которое заинтересовано в долгой жизни. И мы к этому стремимся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах