17:01 08/05/2014 Екатерина Донских 2 2064

Города не для всех? Зачем России новый закон об инвалидах

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Но просто подписать бумаги недостаточно для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями не чувствовали ограничений в повседневной жизни. Какие изменения нужны на самом деле?

Игорь Зарембо / РИА Новости

В стране уже вроде бы есть масса законов, которые должны обеспечивать инвалидам удобную жизнь в обществе. Но до сих пор мало кто из тех, кто с трудом передвигается, плохо видит или слышит, могут полноценно жить.

Так что же изменится в России с принятием конвенции ООН и новых внутрироссийских законов о правах инвалидов? АиФ.ru побеседовал об этом с директором Департамента по делам инвалидов Минтруда России Григорием Лекаревым.

Нужны изменения в головах

Екатерина Донских, АиФ.ru: Улучшение положения людей с ограниченными возможностями в России — вопрос не только пандусов и спецразметки на тротуарах. Как изменить отношение общества к инвалидам, чтобы их не воспринимали как «особенных»?

Григорий Лекарев: Это ключевой барьер, который всем нам нужно преодолеть. Начиная с советского периода, идея инклюзии (включения людей с ограниченными физическими возможностями во все сферы жизни) как основа соцполитики форсированно не внедрялась. Были какие-то отдельные мероприятия по включению инвалидов в повседневную жизнь, но масштабного распространения этой концепции не было. Между тем, только опыт общения и совместная деятельность позволяют сформировать правильное отношение к инвалиду. И самое лучшее, когда такой опыт общения начинается с детства.

В ряде социологических исследований была выявлена чёткая зависимость: чем больше человек встречается в повседневной жизни с инвалидами, тем правильнее он воспринимает проблему инвалидности и менее руководствуется предрассудками. Инвалидность уходит на второй план, в общении главными становятся другие качества личности, например профессионализм. Чем меньше таких контактов — тем больше отчуждение.

— Как изменить отношение к инвалидам уже взрослых людей?

— Стереотипы нужно активно разрушать через информационные кампании. Кстати, Конвенция ООН о правах инвалидов прямо требует, чтобы проводились просветительские кампании, которые показывают вклад инвалидов в развитие общества, их место и роль в повседневной жизни.

И при формировании доступной для инвалидов среды, создании антидискриминационного законодательства этот вопрос — ключевой.

Вот взять, к примеру, тот же пандус: если он строится человеком, который не знаком с проблематикой инвалидности, то и пандус будет неправильным. А если строитель действительно хочет помочь, то он потрудится изучить все СНИПы и правила, посоветуется с инвалидами, и тогда это приспособление станет действительно полезным и нужным.

— Сейчас идёт массовая рекламная кампания, которая пропагандирует обучение детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Значит ли это, что специальные школы будут ликвидированы?

— Часто коррекционное образование стараются заменить инклюзивным — это неправильно. Коррекционные специализированные школы нужны, их нельзя закрывать. Обычная школа и педагоги пока не готовы работать с тяжёлыми формами инвалидности, и такая инклюзия малоэффективна или значительно затруднена. Так считают и многие инвалиды. Всё-таки необходимо поступательное и осторожное внедрение инклюзивного подхода в таких случаях. И постепенность перемен будет заключаться в том, что расширятся возможности для тех, кто был в пограничной зоне. Это те ребята, которые не могут пойти в обычную школу только потому, что помещение в ней не приспособлено или не созданы иные элементарные условия. Именно такие дети-инвалиды при желании смогут перейти из коррекционных в обычные школы. При этом инклюзивное образование не заменяет коррекционного. Эти два направления должны развиваться параллельно.

До 2011 г. — до старта программы «Доступная среда» — лишь 2,5 % всех российских школ были готовы принять инвалидов. К 2013 году этот показатель вырос до 6,5 %. Планируется, что к концу 2015 года дети с ограниченными возможностями здоровья смогут учиться в 20 % адаптированных школ страны. Нельзя забывать и о профессиональном образовании: для инвалида качественное образование — преимущество куда более важное, чем для людей без инвалидности. В программу «Доступная среда» постепенно включаются вузы. Мы планируем учесть этот аспект при продлении программы до 2020 года.

Закон есть, доступной среды — нет?

— Уже столько лет говорят о создании доступной среды для инвалидов. Вроде бы есть закон. Но почему не получается чётко выполнять его?

— В базовом законе о соцзащите инвалидов в РФ достаточно современным языком прописано создание комфортной среды для инвалидов: всё должно быть доступно для инвалидов и все должны предоставлять услуги с учётом потребностей инвалидов. Но если посмотреть в отраслевое законодательство, к примеру, в сфере транспорта, связи, культуры, мы обнаружим, что там про инвалидов либо вообще ничего не сказано, либо изложено декларативно. И на практике эти декларативные нормы почти никогда не реализуются.

— Вы готовите новое законодательство о соцзащите инвалидов. Оно сможет изменить существующее положение?

— Будет создана система взаимосвязанных полномочий, чётко прописанных в отраслевых законах. Законопроект предусматривает внесение изменений в 25 законов в таких сферах, как социальная защита, культура, транспорт, здравоохранение, информация и связь, жилищная политика, избирательное право. И в каждой из этих сфер будут работать нормы закона, предусматривающие порядок оказания услуги инвалиду.

Вот, к примеру, транспорт. Есть зона вокзального, аэропортового обслуживания. Соответственно, в нормативных актах о функционировании вокзалов и аэропортов нужно учесть особенности обслуживания инвалидов. Далеко не каждый сотрудник, работающий в этих местах, прочитает закон об инвалидах. Ему нужна предметная инструкция, выпущенная Министерством транспорта. Поэтому Минтранс и все остальные ведомства должны разработать соответствующие документы по согласованию с Минтрудом. И Минтруд как министерство, отвечающее за соцзащиту инвалидов, будет координировать эту работу, чтобы были охвачены все аспекты доступности объектов и услуг. Тем более что нужно предусмотреть разные виды услуг: инвалиды по зрению нуждаются в одной помощи, инвалиды по слуху — в другой, инвалидам-колясочникам и людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата нужны особенные приспособления. И для нас важно, чтобы интересы инвалидов были учтены в полном объёме, не в назывном порядке.

— Когда, по вашим расчётам, вся страна станет безбарьерным пространством для граждан с разными физическими возможностями?

— За один день и даже год всё нужное не появится. Дома, вокзалы, стадионы, которые необходимо переоборудовать, строились десятилетиями. Бывают такие разговоры, что программа реализуется, однако во дворах ничего не видно и, значит, нет эффекта. Это вопрос в приоритетах. Сейчас мы должны приспособить то, что инвалиду нужно в первую очередь. Мы определили важнейшие области: это транспорт, здравоохранение, соцзащита, культура, занятость, спорт и образование. В этих сферах выбираются приоритетные объекты с учётом мнения самих инвалидов. В основном это организации, в которые инвалиды обращаются чаще всего. Чиновники нередко хотят модернизировать несколько крупных объектов, сделать их эффектно, красиво  к примеру, театр оперы и балета или консерваторию. Но когда начинается согласование этих проектов с общественными организациями инвалидов, выясняется, что людям с ограниченными возможностями нужны объекты помельче, рассредоточенные по городу.

В этом году в программе «Доступная среда» участвуют 67 регионов: для поддержки их программ из федерального бюджета выделены 3 млрд рублей, в 2015 году — это 4,2 млрд рублей. К 2016 году 45 % приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры должны быть приспособлены для использования инвалидами.

Не нужно забывать, что все новые здания должны возводиться уже с учётом интересов людей с ограниченными возможностями здоровья. Эти требования содержатся в техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений и они обязательны к исполнению.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Сабит Хамаев[vkontakte]
    |
    01:33
    09.05.2014
    0
    +
    -
    Я инвалид военной службы II-группы. В цивилизованных странах всегда пом нили о правах и законных интересах инвалидов. В XXI-веке, наконец и в Рос- сии, с появлением зачатков демократии и либерализма (точнее они - демокра- тия, либерализм и первые наиболее гуманные законы и подзаконные акты в от- ношении инвалидов появились в стране в неблагодатные 90-е прошлого века), начали говорить, писать о людях с ограниченными возможностями. Только вот эти разговоры, статьи пишутся в основном однобоко - об инвалидах с физиче- скими недостатками. А ведь ещё есть тяжелобольные (каждый инвалид I или II группы по болезни - это тяжелобольной) инвалиды. Обществу и власть имущим и про них напоминать не мешало бы. Кстати, про власть имущих. Проведя в середине 00-ых монетизацию льгот - она поспешила заявить, что якобы нигде и то, и другое не бывает. Это, мяг- ко говоря - неправда! Ознакомтесь с законами, подзаконными актами цивили - зованных стран и вы в этом убедитесь. К сожалению, в нашей стране доминирует право сильного и богатого, а это ведёт к дискриминации позиции слабого. А инвалид, несмотря на параолимпий- ские игры и завоёванные медали, это слабый человек.
  2. Николай Яблочкин[odnoklassniki]
    |
    19:19
    01.01.2015
    0
    +
    -
    Я являюсь инвалидом 1группы. Хочу сказать что по отношению к этой категории граждан не смотря на ряд законов о правах и льготах инвалидов региональные власти плюют на них с высокой колокольни. Так например региональный закон Краснодарского края о льготе на транспортный налог ст5 закона "О транспортном налоге края" Предусматривает льготу по транспортному налогу в виде освобождения от такового ряда лиц утверждённых перечнем в законе. В тоже время часть граждан оговоренная в этом перечне поражена в праве на льготу по имущественному признаку ст19п2 Конституции РФ, ст19п1 равенство прав граждан пере законом, ст45. Т.к. имеют транспортные средства большей мощности нежели прописано в законе. Ст5 "Закона о транспортном налоге на территории Краснодарского края и обязаны оплачивать транспортный налог в полном объёме в соответствии с установленными в нём ставками, что является прямым нарушением основного закона РФ "Конституции РФ" в части статей: ст4п2,ст6п2,ст15п1и2,ст16п2, ст17п2и3,ст18, ст19п1и2,ст21п1и2,ст45п2,ст55п2. В частности ст45п2 "КонституцииРФ" гласит-в РФ не должны приниматься законы отменяющие и умаляющие права гражданина и человека! Т.е в регионах где депутаты законодательного собрания и органы юстиции в которых закон должен пройти согласование пере вступлением в силу, хоть раз заглядывали в основной закон РФ. региональные законы пишутся с учётом Конституционных прав граждан. Тому пример; Адыгея, Новосибирская,Кемеровская,и другие регионы страны, где ставка налога либо едина для этой категории граждан, не зависимо от мощности транспортного средства. Либо установлена на одну единицу( одно транспортное средство,дом, квартиру,земельный участок, садовый дом и гараж )для всех категорий граждан обладающих такой льготой. Эти же права инвалидов закреплены и федеральным законом от 24.11.1995 №181-ф3. О социальной защите инвалидов в рф. А также международной конвенции о правах инвалидов которую РФ подписала. Региональные чиновники либо в силу своей правовой тупости, либо начхательского отношения к основам государственной власти и законам-плевать хотели на наши проблемы, ведь здесь ничего не украдёшь, а то что уже украдено или намечено украсть из бюджета региона, можно компенсировать нашим тощим кошельком. Такая же ситуация и с льготными лекарственными препаратами, средства выделяемые из бюджета для их приобретения, разворовываются ещё на стадии их планирования. Отдельные дорогостоящие лекарственные препараты в 10-15 дороже оптовой цены на рынке
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какая погода будет в Москве и регионах 25 и 26 июня?
  2. Как избавиться от слизней в огороде?
  3. Чем рояль отличается от пианино?

Поддерживаете ли вы инициативу передать машины скорой помощи частникам?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ