aif.ru counter
Ирина Дробная 14031

Ещё раз о кадрах. Учишься на провизора – станешь фармацевтом?

В 2016 году выпускников фармфакультетов ожидает первая аккредитация. Но, согласно прошлогоднему приказу Минздрава, провизоры должны по-прежнему обучаться в интернатуре. Как быть? Особенно в условиях нынешнего кадрового дефицита...

CandyBox Images / Shutterstock.com

Сегодня профессиональное сообщество активно обсуждает предложение Минздрава решить кадровый вопрос с помощью студентов. Новый порядок допуска будущих специалистов к профессиональной деятельности пока ещё в проекте. Но...

Аккредитация или снова интернатура?

«Всё, что касается фармацевтического образования, очень сложно и для самих специалистов. От аптечных организаций нам приходит очень много вопросов о том, кого аптека может брать на работу, а кого нет», — объясняет исполнительный директор Ассоциации ап­течных учреждений «Союзфарма» Дмит­рий Целоусов.

2016 год — переходный для фармации. На смену сертификатам специалистов приходит аккредитация. Постепенный переход к ней начинается со стоматологов и провизоров...

Однако в октябре 2015 года вышел приказ Минздрава № 707 н, устанавливающий требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием. Провизоров вновь обязывают обучаться в интернатуре. Несмотря на то, что выпускники фармацевтических вузов пройдут свою первичную аккредитацию уже летом — вместе с итоговой государственной аттестацией. Свидетельство об аккредитации даст молодым специалистам возможность сразу же приступить к работе в должности провизора или провизора-технолога.

«Приказ 707 н ничего не изменил. Он просто внёс неясность, — размышляет Дмитрий Целоусов. — Как мы тогда придём к аккредитации, если нам прописывают интернатуру?»

Старый новый порядок

Дать студентам возможность познакомиться с профессией действительно необходимо. Однако такое разрешение в законодательстве уже есть, замечает адвокат Ирина Урадовских. Право будущего специалиста работать в качестве медсестры или фармацевта ещё в 2012 году давало... Минздравсоцразвития. Своим приказом № 239 н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» Мин­здравсоцразвития разрешал студентам-старшекурсникам работать медицинскими сёстрами, медицинскими регистраторами, помощниками врачей — эпидемиологов, паразитологов, врачей по гигиене, стоматологическими гигиенистами и фармацевтами. Всё, что для этого было нужно, — сдать экзамен на допуск к профессиональной деятельности.

На тех же условиях министерство разрешало трудиться и выпускникам вузов, ещё не получившим сертификат специа­листа.

Проект документа, предложенный Минздравом сегодня, содержит такие же положения. Дипломированный провизор, не прошедший интернатуру, может работать в аптеке на должности фармацевта, как и студент-старшекурсник.

Экзамены на допуск к профессиональной деятельности проходят уже сейчас. Например, Первый МГМУ имени Сеченова не так давно проверил студентов фармацевтичес­кого факультета. 22 апреля пройдут тестирование студенты-медики...

Учишься на провизора — станешь фармацевтом

А если провизор хочет быть именно провизором? «Обучение в интернатуре сегодня стоит очень дорого. В некоторых вузах это более 90 тысяч рублей в год. Чтобы стать заведующим аптекой, нужно учиться в интернатуре по одной специальности, чтобы стать первостольником — по другой», — отмечает владелец краснодарской аптечной сети «Здоровье» Юрий Слепов. Конечно, выпускник может обучаться в обеих интернатурах одновременно, но будут ли у него время и средства?

Сотрудники аптек замечают: попасть в интернатуру на бюджетные места дос­таточно проблематично. С этой точки зрения аккредитация поднимет провизоров до уровня... фармацевтов. Специа­лист со средним фармацевтическим образованием, к счастью, может работать в аптеке сразу же после диплома.

Сотни тысяч медработников

О дефиците кадров в медицине и фармации знают все. Сколько стране необходимо медиков, ежегодно высчитывают и эксперты, и организаторы здравоохранения. «Дефицит медицинских работников, по данным Минздрава России, по всей стране составляет около 40 тыс. врачей и 270 тыс. медсестёр, хотя наши расчёты показывают, что дефицит врачей — 130 тыс. человек, или 22% от необходимого», — поясняет руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.

На селе кадровый голод ощущается ещё острее. В 2014 году обеспеченность всеми врачами была в 3,1 раза ниже, а медицинскими сёстрами — в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране.

Со статистикой по фармации сложнее. У каждого участника лекарственного рынка своё мнение о том, сколько нужно стране аптек и фармацевтов.

Одним из способов решить кадровый вопрос могло бы стать распределение. Представители профессионального сообщества (особенно медицинского) всё чаще выступают в его поддержку. «В своё время очень хотела распределиться куда-то, чтобы получить хороший опыт, но практику распределения уже отменили, — вспоминает эксперт рынка Мария Русинова. — Считаю, что распределение необходимо. На три года каждому специалисту. А потом можно идти куда хочешь: получать другую узкую специальность, в аспирантуру, в фармацевтику, в частную медицину».

Если предположить, что распределение всё-таки вернут, остаётся надеяться, что специалисту дадут не только рабочее место, но и достойное жильё там, куда его распределили. А те, кто сам смог разыскать работу, сохранят право пользоваться своим выбором.

Когда в студентах видят конкурентов

«В 2012 году новый порядок допуска к работе студентов‑медиков и фармацевтов встречали положительно. Он должен был пойти на пользу и студентам, и пациентам. Много было сказано слов о том, что хороший врач должен знать работу больницы от и до, — вспоминает пластичес­кий хирург Максим Нестеренко. — Но по факту что изменилось за четыре года? Кардинальных перемен не произошло. Наоборот, уровень зарплат младшего и среднего медицинского персонала таков, что всё больше специалистов покидают профессию, а оставшиеся работают на 1,5–2 ставки. Намного более привлекательны для вчерашних студентов платные клиники и частные стоматологические кабинеты, куда они могут идти работать администраторами или медсёст­рами». Но в этом сегменте нехватки кад­ров не отмечалось и раньше.

Опасения у практикующего врача вызывает и уровень образования молодых специалистов. Даже у тех, кто получил диплом, он недостаточен, не говоря уже о четверо- и пятикурсниках. «Разве недоучившийся студент лучше справится с обязанностями медсестры, чем настоящая медсестра, окончившая своё обучение и сдавшая выпускные экзамены? — продолжает Нестеренко. — Студенты приходят неподготовленные, а опытные врачи в них видят конкурентов и не учат, так как оплата, которая ранее делилась на врачей, переходит молодым специалистам». Таково положение дел в частном секторе медицины.

Как практике договориться с теорией?

«Когда мы учились в мединституте, мы работали под контролем. Но работали! Вели больных, давали назначения. А врачи, наши кураторы, смотрели, что нам, студентам, нужно подкорректировать, — рассказывает Юрий Слепов. — Очень хотел бы, чтобы и сейчас на старших курсах студенты работали и чтобы у них обязательно были наставники».

И врачами, и фармацевтами многие мечтают стать с детства. "С каждым годом растёт количество классов с медицинским уклоном. Это хороший прогностический признак. Он говорит о том, что уровень первоначальной подготовки будущих студентов будет высоким и интерес к специальности есть уже в школе«, — подчёркивает Мария Русинова.

Когда профессиональное образование организовано так, что работодатель не может понять, каких специалистов разрешено брать на работу, сохранить интерес к профессии очень и очень сложно. Всё упирается в «технические» противоречия, как с теми же аккредитацией и интернатурой.

«Идея трудоустройства студентов имеет огромный потенциал, но очевидно, что реализовать её нужно как-то иначе, — подводит итог Максим Нестеренко. — Так, чтобы практика шла рука об руку с теорией, а студент, будущий специалист, был мотивирован хорошо учиться и работать».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как задать вопрос Владимиру Путину на прямой линии в 2019 году?
  2. Почему Япония и Катар играют на Кубке Америки?
  3. Почему День отца празднуется в разные даты?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ