00:03 01/11/2014 Андрей Сидорчик 21 43978

Тёмная сторона легенды. Непарадная история крейсера «Варяг»

Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

1 ноября 1899 года был спущен на воду знаменитый крейсер «Варяг».

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева.
Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. © / www.russianlook.com

Две судьбы

Если попросить человека, не знакомого близко с историей русского флота, назвать два известных ему имени российских кораблей, чаще всего в ответ вы услышите: «Варяг» и «Аврора».

Имена этих двух крейсеров овеяны легендами, за которыми скрыты многие факты из их судьбы.

«Авроре» повезло больше — сегодня Крейсер Революции в доке, и специалисты приводят его в порядок, чтобы он смог вернуться к месту своей вечной стоянки во всём великолепии.

«Варягу» повезло меньше. Останься он навсегда на месте своего героического боя у Чемульпо, впоследствии не пришлось бы замалчивать некоторые факты, не вписывающиеся в общепринятую героическую картину его судьбы.

Но из песни слова не выкинешь — «Варяг» успел послужить враждебной державе, а закончил свою историю в виде груды металлолома у далёких, богом забытых берегов...

Американская халтура

В конце XIX века военное ведомство России было озабочено необходимостью усиления военно-морского флота, перед которым ставилась задача успешного противостояния военным силам ведущих морских держав.

Для решения этой задачи, по мнению русских адмиралов, было необходимо иметь в составе флота бронепалубные крейсера двух типов: дальние разведчики водоизмещением около 6000 тонн и ближние разведчики водоизмещением 2000−2500 тонн. Конкурсы на проектирование и строительство данных кораблей были объявлены в 1898 году. В связи с тем, что мощностей русских судостроительных предприятий для оперативного выполнения заказа не хватало, к конкурсу были допущены и иностранные компании.

Заказ на проектирование и строительство одного из бронепалубных крейсеров 1-го класса получила американская компания «Крамп».

Корабль был заложен на верфи компании «Крамп» в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. В Филадельфию прибыл экипаж в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов во главе с капитаном 1 ранга Бэром и старшим офицером капитаном 2 ранга Крафтом. Начались работы по установке оборудования и подготовке судна к ходовым и артиллерийским испытаниям.

В американской прессе корабль, названный «Варягом», расхваливали на все лады, называя чудом техники и вершиной инженерной мысли. Русские специалисты, однако, были значительно сдержаннее. Крейсер имел массу технических недочётов, особенно много вопросов вызывали паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными для экипажа.

Выявились и ошибки в самом проекте. Самая крупная из них заключалась в том, что крейсер не имел требуемой устойчивости. Чтобы исправить дефект, пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. Но это, в свою очередь, вело к снижению хода и перерасходу топлива.

На этом фоне узость и теснота кают и технических помещений кажутся мелочами, но и они постоянно изматывали экипаж, не добавляя любви к крейсеру.

Эффектный, но не эффективный

Если опять-таки не вспоминать бой у Чемульпо, то история крейсера «Варяг» — это история бесконечного ремонта, потому что устранить все поломки на корабле не удавалось практически никогда.

Тем не менее, 3 мая 1901 года новый крейсер российского флота отдал якорь на Большом кронштадтском рейде. Смотрелся «Варяг» внешне эффектно, поэтому на несколько месяцев стал главной звездой всевозможных морских парадов и торжеств.

В августе 1901 года «Варяг» вышел в плавание, которое сопровождалось вышеописанной борьбой с неполадками. В то время, как крейсер находился в Средиземном море, высшее командование приняло решение — в связи с ухудшающейся внешнеполитической обстановкой на Дальнем Востоке новейшему кораблю там самое место.

В феврале 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур — главную базу русского флота в Жёлтом море. Перед этим крейсер зашёл в Нагасаки, где его смогли оценить будущие противники — японцы.

До 1904 года «Варяг» чередовал выходы в море с бесконечными ремонтами. Того идеального крейсера, каким он задумывался, из него явно не получилось. Тем не менее, в России его продолжали считать одним из лучших кораблей флота.

Так же считали и японцы, 8 февраля 1904 года блокировавшие его в бухте Чемульпо...

Под японским флагом

Оставим в стороне историю боя, прославившую «Варяг», — она хорошо известна. Перейдём к истории крейсера после того, как он скрылся в волнах, не сдавшись и не желая пощады.

Увы, но глубина, на которой затонул крейсер, оказалась вполне подходящей для водолазных работ даже с техникой начала XX века. Потратив около года времени и около миллиона йен, японцы подняли «Варяг» на поверхность, отремонтировали и ввели в состав ВМФ Японии.

Крейсер получил новое название «Сойя», сохранив на корме прежнее название «Варяг». Крейсер «Сойя» стал учебным кораблём, и молодых матросов и кадетов учили мужеству и храбрости на примере русского экипажа трофейного судна.

Под японским флагом «Варяг» проходил по морям, по волнам более семи лет, затем ещё три года под этим же флагом простоял в резерве.

Обстановка в мире тем временем изменилась кардинально. В Первой мировой войне Россия и Япония выступали в качестве союзников, и российские власти предложили продать боевые корабли, взятые японцами в качестве трофеев. Япония приняла это предложение.

4 апреля 1916 года флаг Японии был спущен на «Сойе», а день спустя крейсер прибыл во Владивосток.

«Варягу» вернули его имя и отправили в Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Там крейсер был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Жертва спора хозяйствующих субъектов

В разгар Первой мировой войны «Варяг» отправили на периферию событий. Помочь русскому флоту он в этот момент особо ничем не мог, поскольку судно нуждалось в серьёзном ремонте.

В феврале 1917 года «Варяг» отправился на ремонт к союзникам по Антанте — англичанам. Вернуться в Россию крейсеру было не суждено.

Пока он находился в Великобритании, в России к власти пришли большевики, которым не было дела до старого крейсера. По правде говоря, в этот момент в России вообще мало кого интересовала судьба «Варяга».

Правительство Великобритании после отказа большевиков оплачивать царские долги постаралось прибрать к рукам всю русскую собственность, до которой смогло дотянуться. В этом списке оказался и ремонтируемый «Варяг».

Как военный корабль крейсер к тому времени устарел, и повторять опыт японцев, включая его в состав своего флота, англичане желания не испытывали. Хотя формально английский флаг над судном всё-таки был поднят.

Священная груда железа

В итоге англичане решили, что единственный способ хоть как-то заработать на «Варяге» — это продать его на металлолом, что и было сделано.

Однако в 1920 году, когда крейсер повели к месту разделки, у берегов Шотландии во время сильнейшего шторма «Варяг» напоролся на скалы и намертво на них застрял.

Несколько английских и немецких компаний потратили немало усилий, чтобы стащить крейсер со скал, но потерпели неудачу. В результате корабль стали разбирать на металл прямо на месте. В 1925 году то, что осталось от «Варяга», взорвали, дабы облегчить ведение работ.

Демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным.

Поэтому спустя ещё 80 лет российские исследователи и журналисты нашли в этом месте на дне разбросанные на огромной площади останки крейсера. Корабля, в истории которого слава и бесславие переплелись самым причудливым образом.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. виктор тройников
    |
    18:20
    01.11.2014
    5
    +
    -
    там среди бурного моря реет андреевский флаг, скачут по палубе гильзы - бьётся красавец Варяг. сбита высокая мачта, броня пробита на нём, бьётся отважно команда с морем, огнём и врагом. принять бой в одиночку против целой эскадры... это нечто не поддающееся разуму
  2. Karagan
    |
    10:25
    01.11.2014
    5
    +
    -
    О каком, собсна, "бесславии" в истории корабля речь идет? - Корабль славен не сам по себе, а своим экипажем, без него он кусок железа - не более того. Экипаж российский вел себя геройски и ни разу не сдался и тем более не перешел на сторону врага. Ну извините, г-н Сидорчик, тех героев, матросов и офицеров императорского российского флота, что никак не воспрепятствовали подъему затопленного ими крейсера, не успели в процессе затопления и ведения боя его на мелкие кусочки распилить и рассовать по карманам.
Комментарии (21)
  1. Леонид г. Тим
    |
    06:39
    01.11.2014
    -3
    +
    -
    В реальной жизни всё так и бывает-сусальные истории только в мозгах пропагандистов рождаются.
  2. Karagan
    |
    10:29
    01.11.2014
    2
    +
    -
    Леонид г. Тим: Зато в мозгах "реалистов" - завсегда мутная, грязная жижа и прошлое страны/народа (только не их личное. Сами-то они завсегда в белых одеждах, с лирами и при нимбах, самого уважаемого происхождения), за которое кому-то (опять же не им, а всем прочим) следует каяццо и посыпать голову пеплом.
    • Леонид г. Тим
      |
      22:31
      01.11.2014
      -1
      +
      -
      Karagan: Ну это бывает,но мне,как исследователю,важно знать все детали,когда даже состояние корабельного гальюна о многом может поведать,правдивое изложение происходившего и происходящего,это маяк,который укажет судоводителю безопасный фарватер для дальнейшего плаванья.
      • Василий Филин
        |
        00:51
        02.11.2014
        0
        +
        -
        Леонид г. Тим: Интересуйся, только придёт время твои дети заинтересуются твоей легендой о таком честном и сказочном отце!) А вот тогда могут всплыть самые неожиданные моменты твоей личной жизни среди людей!)
        • Леонид г. Тим
          |
          20:27
          02.11.2014
          0
          +
          -
          Филин: Это кто же сказал вам,что я легенда? Я рабочая лошадка,всю жизнь в мыле-вот с трудом отыскал на своих ладонях палец не саднящий от травм,которым можно постучать по клавишам.Мои дети об этом прекрасно знают.
          • Имя Фамилия[mailru]
            |
            10:39
            05.01.2015
            0
            +
            -
            Леонид г. Тим: Просто любопытно, что же вы такого сделали для людей ? У меня был однажды шеф-ленивец, говорящие подобное, который для фирмы много времени слил, но приносил только убытки. Есть пара критериев деятельности: 1. Поступок - для моряков "Варяга" он имел место быть, они шли на смерть за Родину 2. Результат - русская крепость пала, но враг понёс потери А уж ваши мозолистые пальцы, особенно правой руки, я бы сказал о чём свидетельствуют - но боюсь, что тогда модераторы не опубликуют мои 5 копеек :(
  3. Karagan
    |
    10:25
    01.11.2014
    5
    +
    -
    О каком, собсна, "бесславии" в истории корабля речь идет? - Корабль славен не сам по себе, а своим экипажем, без него он кусок железа - не более того. Экипаж российский вел себя геройски и ни разу не сдался и тем более не перешел на сторону врага. Ну извините, г-н Сидорчик, тех героев, матросов и офицеров императорского российского флота, что никак не воспрепятствовали подъему затопленного ими крейсера, не успели в процессе затопления и ведения боя его на мелкие кусочки распилить и рассовать по карманам.
  4. Василий Филин
    |
    22:35
    01.11.2014
    -2
    +
    -
    Karagan: Тело английского адмирала Нельсона было для сохранения залито спиртосодержащей жидкостью, которую вылакала вся команда включая великобританских матросов, великобританских офицеров, англиканских попов и адмиралов королевы, вместо того чтобы привезти в Великобританию тело, привезли кости!)
  5. Ренат Мавлютов
    |
    12:36
    01.11.2014
    0
    +
    -
    В таком же стиле можно писать историю о том сколько немецких военных судов со славным боевым прошлым в СССР на металлолом пустили =)
  6. Василий Филин
    |
    23:10
    01.11.2014
    0
    +
    -
    Ренат Мавлютов: На сколько я знаю, сегодня восстанавливается один из прототипов стратегического ракетоносца Пётр Великий для другого океана!)
  7. Piter2
    |
    14:12
    01.11.2014
    2
    +
    -
    Термин "устойчивость" для кораблей - это нонсенс,существует термин "остойчивость" ,где основную роль играет метацентрическая высота.
  8. Василий Филин
    |
    23:19
    01.11.2014
    -2
    +
    -
    Piter2: Самый безопасный объект,приближающийся к надводному кораблю - это средство поражения, находящееся в воздухе, торпеды, выпущенные из глубины практически неотразимы, несмотря на весь водяной кильватер!)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой новая атомная подлодка ВМС США «Иллинойс»?
  2. Кто такой Сергей Миронов и за что его задержали в Армении?
  3. Как подготовить огород к зиме?

Что вы покупаете на распродажах?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ