00:03 01/11/2014 Андрей Сидорчик 21 43505

Тёмная сторона легенды. Непарадная история крейсера «Варяг»

Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

1 ноября 1899 года был спущен на воду знаменитый крейсер «Варяг».

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева.
Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. © / www.russianlook.com

Две судьбы

Если попросить человека, не знакомого близко с историей русского флота, назвать два известных ему имени российских кораблей, чаще всего в ответ вы услышите: «Варяг» и «Аврора».

Имена этих двух крейсеров овеяны легендами, за которыми скрыты многие факты из их судьбы.

«Авроре» повезло больше — сегодня Крейсер Революции в доке, и специалисты приводят его в порядок, чтобы он смог вернуться к месту своей вечной стоянки во всём великолепии.

«Варягу» повезло меньше. Останься он навсегда на месте своего героического боя у Чемульпо, впоследствии не пришлось бы замалчивать некоторые факты, не вписывающиеся в общепринятую героическую картину его судьбы.

Но из песни слова не выкинешь — «Варяг» успел послужить враждебной державе, а закончил свою историю в виде груды металлолома у далёких, богом забытых берегов...

Американская халтура

В конце XIX века военное ведомство России было озабочено необходимостью усиления военно-морского флота, перед которым ставилась задача успешного противостояния военным силам ведущих морских держав.

Для решения этой задачи, по мнению русских адмиралов, было необходимо иметь в составе флота бронепалубные крейсера двух типов: дальние разведчики водоизмещением около 6000 тонн и ближние разведчики водоизмещением 2000−2500 тонн. Конкурсы на проектирование и строительство данных кораблей были объявлены в 1898 году. В связи с тем, что мощностей русских судостроительных предприятий для оперативного выполнения заказа не хватало, к конкурсу были допущены и иностранные компании.

Заказ на проектирование и строительство одного из бронепалубных крейсеров 1-го класса получила американская компания «Крамп».

Корабль был заложен на верфи компании «Крамп» в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. В Филадельфию прибыл экипаж в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов во главе с капитаном 1 ранга Бэром и старшим офицером капитаном 2 ранга Крафтом. Начались работы по установке оборудования и подготовке судна к ходовым и артиллерийским испытаниям.

В американской прессе корабль, названный «Варягом», расхваливали на все лады, называя чудом техники и вершиной инженерной мысли. Русские специалисты, однако, были значительно сдержаннее. Крейсер имел массу технических недочётов, особенно много вопросов вызывали паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными для экипажа.

Выявились и ошибки в самом проекте. Самая крупная из них заключалась в том, что крейсер не имел требуемой устойчивости. Чтобы исправить дефект, пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. Но это, в свою очередь, вело к снижению хода и перерасходу топлива.

На этом фоне узость и теснота кают и технических помещений кажутся мелочами, но и они постоянно изматывали экипаж, не добавляя любви к крейсеру.

Эффектный, но не эффективный

Если опять-таки не вспоминать бой у Чемульпо, то история крейсера «Варяг» — это история бесконечного ремонта, потому что устранить все поломки на корабле не удавалось практически никогда.

Тем не менее, 3 мая 1901 года новый крейсер российского флота отдал якорь на Большом кронштадтском рейде. Смотрелся «Варяг» внешне эффектно, поэтому на несколько месяцев стал главной звездой всевозможных морских парадов и торжеств.

В августе 1901 года «Варяг» вышел в плавание, которое сопровождалось вышеописанной борьбой с неполадками. В то время, как крейсер находился в Средиземном море, высшее командование приняло решение — в связи с ухудшающейся внешнеполитической обстановкой на Дальнем Востоке новейшему кораблю там самое место.

В феврале 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур — главную базу русского флота в Жёлтом море. Перед этим крейсер зашёл в Нагасаки, где его смогли оценить будущие противники — японцы.

До 1904 года «Варяг» чередовал выходы в море с бесконечными ремонтами. Того идеального крейсера, каким он задумывался, из него явно не получилось. Тем не менее, в России его продолжали считать одним из лучших кораблей флота.

Так же считали и японцы, 8 февраля 1904 года блокировавшие его в бухте Чемульпо...

Под японским флагом

Оставим в стороне историю боя, прославившую «Варяг», — она хорошо известна. Перейдём к истории крейсера после того, как он скрылся в волнах, не сдавшись и не желая пощады.

Увы, но глубина, на которой затонул крейсер, оказалась вполне подходящей для водолазных работ даже с техникой начала XX века. Потратив около года времени и около миллиона йен, японцы подняли «Варяг» на поверхность, отремонтировали и ввели в состав ВМФ Японии.

Крейсер получил новое название «Сойя», сохранив на корме прежнее название «Варяг». Крейсер «Сойя» стал учебным кораблём, и молодых матросов и кадетов учили мужеству и храбрости на примере русского экипажа трофейного судна.

Под японским флагом «Варяг» проходил по морям, по волнам более семи лет, затем ещё три года под этим же флагом простоял в резерве.

Обстановка в мире тем временем изменилась кардинально. В Первой мировой войне Россия и Япония выступали в качестве союзников, и российские власти предложили продать боевые корабли, взятые японцами в качестве трофеев. Япония приняла это предложение.

4 апреля 1916 года флаг Японии был спущен на «Сойе», а день спустя крейсер прибыл во Владивосток.

«Варягу» вернули его имя и отправили в Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Там крейсер был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Жертва спора хозяйствующих субъектов

В разгар Первой мировой войны «Варяг» отправили на периферию событий. Помочь русскому флоту он в этот момент особо ничем не мог, поскольку судно нуждалось в серьёзном ремонте.

В феврале 1917 года «Варяг» отправился на ремонт к союзникам по Антанте — англичанам. Вернуться в Россию крейсеру было не суждено.

Пока он находился в Великобритании, в России к власти пришли большевики, которым не было дела до старого крейсера. По правде говоря, в этот момент в России вообще мало кого интересовала судьба «Варяга».

Правительство Великобритании после отказа большевиков оплачивать царские долги постаралось прибрать к рукам всю русскую собственность, до которой смогло дотянуться. В этом списке оказался и ремонтируемый «Варяг».

Как военный корабль крейсер к тому времени устарел, и повторять опыт японцев, включая его в состав своего флота, англичане желания не испытывали. Хотя формально английский флаг над судном всё-таки был поднят.

Священная груда железа

В итоге англичане решили, что единственный способ хоть как-то заработать на «Варяге» — это продать его на металлолом, что и было сделано.

Однако в 1920 году, когда крейсер повели к месту разделки, у берегов Шотландии во время сильнейшего шторма «Варяг» напоролся на скалы и намертво на них застрял.

Несколько английских и немецких компаний потратили немало усилий, чтобы стащить крейсер со скал, но потерпели неудачу. В результате корабль стали разбирать на металл прямо на месте. В 1925 году то, что осталось от «Варяга», взорвали, дабы облегчить ведение работ.

Демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным.

Поэтому спустя ещё 80 лет российские исследователи и журналисты нашли в этом месте на дне разбросанные на огромной площади останки крейсера. Корабля, в истории которого слава и бесславие переплелись самым причудливым образом.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. виктор тройников
    |
    18:20
    01.11.2014
    5
    +
    -
    там среди бурного моря реет андреевский флаг, скачут по палубе гильзы - бьётся красавец Варяг. сбита высокая мачта, броня пробита на нём, бьётся отважно команда с морем, огнём и врагом. принять бой в одиночку против целой эскадры... это нечто не поддающееся разуму
  2. Karagan
    |
    10:25
    01.11.2014
    5
    +
    -
    О каком, собсна, "бесславии" в истории корабля речь идет? - Корабль славен не сам по себе, а своим экипажем, без него он кусок железа - не более того. Экипаж российский вел себя геройски и ни разу не сдался и тем более не перешел на сторону врага. Ну извините, г-н Сидорчик, тех героев, матросов и офицеров императорского российского флота, что никак не воспрепятствовали подъему затопленного ими крейсера, не успели в процессе затопления и ведения боя его на мелкие кусочки распилить и рассовать по карманам.
Комментарии (21)
  1. Леонид г. Тим
    |
    06:39
    01.11.2014
    -3
    +
    -
    В реальной жизни всё так и бывает-сусальные истории только в мозгах пропагандистов рождаются.
  2. Karagan
    |
    10:29
    01.11.2014
    2
    +
    -
    Леонид г. Тим: Зато в мозгах "реалистов" - завсегда мутная, грязная жижа и прошлое страны/народа (только не их личное. Сами-то они завсегда в белых одеждах, с лирами и при нимбах, самого уважаемого происхождения), за которое кому-то (опять же не им, а всем прочим) следует каяццо и посыпать голову пеплом.
    • Леонид г. Тим
      |
      22:31
      01.11.2014
      -1
      +
      -
      Karagan: Ну это бывает,но мне,как исследователю,важно знать все детали,когда даже состояние корабельного гальюна о многом может поведать,правдивое изложение происходившего и происходящего,это маяк,который укажет судоводителю безопасный фарватер для дальнейшего плаванья.
      • Василий Филин
        |
        00:51
        02.11.2014
        0
        +
        -
        Леонид г. Тим: Интересуйся, только придёт время твои дети заинтересуются твоей легендой о таком честном и сказочном отце!) А вот тогда могут всплыть самые неожиданные моменты твоей личной жизни среди людей!)
        • Леонид г. Тим
          |
          20:27
          02.11.2014
          0
          +
          -
          Филин: Это кто же сказал вам,что я легенда? Я рабочая лошадка,всю жизнь в мыле-вот с трудом отыскал на своих ладонях палец не саднящий от травм,которым можно постучать по клавишам.Мои дети об этом прекрасно знают.
          • Имя Фамилия[mailru]
            |
            10:39
            05.01.2015
            0
            +
            -
            Леонид г. Тим: Просто любопытно, что же вы такого сделали для людей ? У меня был однажды шеф-ленивец, говорящие подобное, который для фирмы много времени слил, но приносил только убытки. Есть пара критериев деятельности: 1. Поступок - для моряков "Варяга" он имел место быть, они шли на смерть за Родину 2. Результат - русская крепость пала, но враг понёс потери А уж ваши мозолистые пальцы, особенно правой руки, я бы сказал о чём свидетельствуют - но боюсь, что тогда модераторы не опубликуют мои 5 копеек :(
  3. Karagan
    |
    10:25
    01.11.2014
    5
    +
    -
    О каком, собсна, "бесславии" в истории корабля речь идет? - Корабль славен не сам по себе, а своим экипажем, без него он кусок железа - не более того. Экипаж российский вел себя геройски и ни разу не сдался и тем более не перешел на сторону врага. Ну извините, г-н Сидорчик, тех героев, матросов и офицеров императорского российского флота, что никак не воспрепятствовали подъему затопленного ими крейсера, не успели в процессе затопления и ведения боя его на мелкие кусочки распилить и рассовать по карманам.
  4. Василий Филин
    |
    22:35
    01.11.2014
    -2
    +
    -
    Karagan: Тело английского адмирала Нельсона было для сохранения залито спиртосодержащей жидкостью, которую вылакала вся команда включая великобританских матросов, великобританских офицеров, англиканских попов и адмиралов королевы, вместо того чтобы привезти в Великобританию тело, привезли кости!)
  5. Ренат Мавлютов
    |
    12:36
    01.11.2014
    0
    +
    -
    В таком же стиле можно писать историю о том сколько немецких военных судов со славным боевым прошлым в СССР на металлолом пустили =)
  6. Василий Филин
    |
    23:10
    01.11.2014
    0
    +
    -
    Ренат Мавлютов: На сколько я знаю, сегодня восстанавливается один из прототипов стратегического ракетоносца Пётр Великий для другого океана!)
  7. Piter2
    |
    14:12
    01.11.2014
    2
    +
    -
    Термин "устойчивость" для кораблей - это нонсенс,существует термин "остойчивость" ,где основную роль играет метацентрическая высота.
  8. Василий Филин
    |
    23:19
    01.11.2014
    -2
    +
    -
    Piter2: Самый безопасный объект,приближающийся к надводному кораблю - это средство поражения, находящееся в воздухе, торпеды, выпущенные из глубины практически неотразимы, несмотря на весь водяной кильватер!)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему МВД Украины заблокировало движение крестного хода в Киеве?
  2. Что представляет собой солнецелет Solar Impulse 2?
  3. Кто из российских спортсменов не сможет поехать на Олимпиаду?

Платите ли вы налоги?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ