aif.ru counter
Сергей Осипов 4 9852

Бетонный бомбер. История создания легендарного Ил-2

Все материалы сюжета 70 лет Великой Победе

В феврале 1938 г. авиаконст­руктор Сергей Ильюшин, занимавший высокий пост в Наркомате оборонной промышленности, написал Сталину докладную.

Одиночный Ил-2 в воздухе. Под конец войны штурмовики стали применять массированно - до 500 (!) машин за раз.
Одиночный Ил-2 в воздухе. Под конец войны штурмовики стали применять массированно - до 500 (!) машин за раз. © / Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / РИА Новости

Он требовал срочного создания «бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка». Инициатива наказуема - Ильюшина сняли с должности и отправили на завод № 39 этот самый «танк» строить.

Первые Ил-2 появились перед самой войной и несли неплохой арсенал: две 20-мм пушки, до 400 кг мелких бомб, 8 ракет. При этом они были одномест­ными, без стрелка, и нес­ли большие потери от истребителей.

«У меня за всю войну было 164 боевых вылета, - вспоминал Иван Пстыго, ставший после войны маршалом авиации. - В начале войны за 30 вылетов давали Героя. В 41-42-м гг. на одну боевую потерю Ил-2 приходилось 11 вылетов. Правда, лётчики гибли вдвое реже, чем их самолёты. В половине случаев они возвращались. Перевязанные, хромые, но возвращались. Броня! Не зря песню про Ил-2 пели:

Жил на свете грозный Ил,
На заданья он ходил.
Сзади, спереди броня,
Остальное все х...!

Крылья и хвост штурмовика до 1944 г. ради экономии делали из дерева и фанеры… Где-то году в 43-м на фронте появились двухместные штурмовики со стрелками. Они сидели за спиной лётчика, бронекорпус их не защищал. Потери у них были страшные: на одного выбитого лётчика - семеро стрелков!»

С 1942 г. каждый третий боевой самолёт у нас был штурмовиком. Из-за этого страна строила меньше истребителей, но ни про один русский самолёт немцы не вспоминали с таким ужасом! Ил-2 из-за нечувствительности к зенитному огню они называли «бетонным бомбардировщиком», хотя на самом деле бронекорпус «держал» лишь пули винтовочного калибра.

За годы войны сделали более 36 тыс. Ил-2. На 10 мая 1945 г. в строю оставалось примерно 3000. Остальные нашли свою могилу между Волгой и Одером.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (4)
  1. Виктор Кирсанов[facebook]
    |
    23:10
    07.04.2015
    0
    +
    -
    Ил-2 - это пехота в воздухе. Поэтому и гибло их так много. Но в войне они сделали великое дело, их вклад неоценим. Вот это и подтверждают фашисты, выражая свой животный страх перед Ил-2 , перед "Ильюхой". Слава ему и спасибо без края.
  2. Karagan
    |
    14:53
    29.04.2015
    0
    +
    -
    Г-н Осипов, вы разочаровали. Все-таки плотнее надо материал изучать. 1.Можно было бы уточнить, что при конструировании изначально предполагался 2-хместный вариант штурмовика, однако до сих пор неясно, по чьей инициативе стали выпускать одноместный. Возвращение к 2-хместному варианту было, конечно, обусловлено необходимостью защиты машины со стороны задней полусферы, однако большие потери в начальный период войны были в том числе и по причине того, что бомбардировщики и штурмовики вынужденно вылетали на задание зачастую без сопровождения истребителей. 2.» Крылья и хвост штурмовика до 1944 г. ...» делали из дерева и фанеры… « вовсе не «ради экономии», а потому что дюралюминия В СССР на то время была большая нехватка (получали из САСШ по ленд-лизу). К вашему сведению: древесина гораздо тяжелее дюралюминия, поэтому надо было быть ослом (каким Ильюшин безусловно не являлся), чтобы экономить на боевых характеристиках техники таким образом. Именно поэтому впоследствии самолет стали изготовлять полностью металлическим. 3.Безусловно, для пехоты и танков противника Ил-2 был страшен, однако для истребителей противника в случаях, когда не имел сопровождения, сложности не представлял. Поэтому за нарушение правил сопровождения, повлекших за собой неоправданные потери штурмовиков, летчиков сопровождения карали вплоть до штрафбата. 4. Можно было бы отметить, что штурмовик со временем стал оснащаться двумя 23-мм пушками ВЯ (предполагаемо лучшая авиапушка времен 2МВ), которые были очень действенны (советские летчики-истребители, кст говоря, обижались, что их машинам такое оружие не часто перепадало). Да и вообще, почему бы не перечислить все вооружение самолета + его параметры? - 2 пушки ВЯ, 2 7,62-мм пулемета на несущих плоскостях, 1 12,7-мм пулемет у стрелка для защиты задней полусферы (вначале ставили 7,62-мм, что конечно же маловато было), НУРСы, бомбовая нагрузка до 600 кг, максимальная скорость – 410 км/ч на высоте 1500 м, потолок 4525 м. 5. Броня Ил-2 «держала» не только пули винтовочного калибра, но и зачастую 20-мм снаряды. В противном случае потери Ил-2 были бы еще значительнее.
  3. Читал мемуары летчиков Ил-2 под редакцией Драбкина - они очень уважали этот самолет. А в конце войны наладили выпуск Ил-10. И кстати: комментарий к фото "Одиночный Ил-2 в воздухе" неверен, тк на фото сзади летчика виден пулемет. С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ !
  4. Richard
    |
    14:06
    08.05.2015
    0
    +
    -
    Инициатива выпускать одноместный штурмовик полностью принадлежит Ильюшину. Военные как раз делали заказ на двухместный самолет. Однако в погоне за большими скоростями и дальностью полета Ильюшин убрал бортстрелка, сократил объём бронекорпуса и на место стрелка был установлен дополнительный топливный бак, что в итоге увеличило маневренность, скорость и дальность полета. Только через год после больших потерь одноместных ИЛ-2 не имевших оборонительного вооружения ВВС потребовало от Ильюшина вновь вернуться к двухместному варианту. Кстатии у немцев ИЛ-2 получил прозвища Schlächter (Мясник) или Fleischwolf (Мясорубка), что еще раз подчеркивает его убийственную огневую мощь.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за история с избиением школьника в Хабаровском крае?
  2. Где и когда смотреть матчи сборной России с Германией и Швецией?
  3. Какие главные причины ДТП в России?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ