aif.ru counter
Мария Позднякова 13 43423

Чудо на Неве. Летом 1963 года прямо на реку сел пассажирский самолёт

Летом 1963 г., в Ленинграде произошёл уникальный для мировой гражданской авиации случай - пассажирский Ту-124 совершил посадку на воду реки Невы.

Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124.
Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124. © / Юрия Туйск / Из личного архива

При этом никто из 44 пассажиров не пострадал. Если бы не чудесное приводнение, самолёт мог рухнуть в центре города на Исаакиевский собор.

Круги над городом

«АиФ» разыскал очевидца происшествия, жителя Петербурга Юрия Туйска, которому удалось сфотографировать плавающее по Неве воздушное судно. Снимок обошёл весь мир, правда, случилось это спустя 30 лет. До этого Юрий Викторович опасался публиковать фотографию, ведь всем собравшимся в 1963 г. очевидцам милиция снимать запретила: отнимали фотоаппараты, засвечивали плёнку.

«Я улучил момент, когда милиционер отвернулся, - вспоминает Туйск. - Жил я неподалёку от места приводнения. В тот день сидел на балконе и вдруг заметил, что народ бежит к набережной. Было ясно: что-то случилось. Каково же было моё удивление, когда на реке я увидел плавающий Ту-124, из которого по крылу на берег перебирались пассажиры. Я сразу же побежал за фотокамерой. Запомнил двух детишек и их лица - как у маленьких старичков. Было видно, что пассажиры много пережили. Среди всех выделялся человек в лётной форме, он что-то возбуждённо докладывал начальству, которое срочно прибыло на вертолёте. Потом я узнал, что это был командир экипажа Виктор Мостовой».

Виктор Мостовой даёт интервью. \bФото РГАКФД

Рейс этот, следовавший из Таллина в Москву, с самого начала не задался. После взлёта не убралось переднее шасси, или, как говорят лётчики, «передняя нога». Самолёт направили в Ленинград, где предстояло совершить аварийную посадку.

Перед посадкой следовало выработать топливо. Ту-124 «нарезал» круги вокруг города на Неве, когда внезапно заглох один из двух двигателей самолёта. Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь до аэродрома и лететь через центр города. Когда сменили курс, в кабине пилотов повисла тишина - отказал и второй двигатель. Самолёт весом более сорока тонн стремительно снижался на знаменитый Исаакиевский собор, сбоку блестела Нева.

Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев, пришедший в гражданскую авиацию из военной, приняли решение садиться на воду. Пролетев в 50 метрах над Большеохтинским мостом, а затем над опорами ещё только строящегося моста Александра Невского (ныне самого большого моста Петербурга), самолёт приводнился рядом с Финляндским железнодорожным мостом. С момента отказа второго двигателя до посадки на воду прошло 14 секунд.

Приводнение - особая статья. Чаще всего машина просто разваливается на части. До этого случая в мировой истории гражданской авиации благополучные приводнения самолётов можно было сосчитать по пальцам, а вот трагичных - десятки. А здесь никому даже не пришлось оказывать медицинскую помощь.

Отважная Шурочка

В течение рейса в салоне самолёта пассажиров подбадривала бортпроводница Шурочка - Александра Михайлова. Самая старшая в экипаже (ей был 41 год), она прошла Великую Отечественную и в этой нештатной ситуации не растерялась. Благодаря Шурочке не возникло паники. Александры Михайловны не стало 6 лет назад, рассказали «АиФ» в авиаклубе «Экипаж», объединяющем ветеранов отрасли. Виктор Мостовой, которому на момент аварийной посадки было 27 лет, умер в середине 90-х в Израиле, куда вместе с семьёй эмигрировал в конце 80-х гг. Нет в живых и второго пилота - Василия Чеченева.

После блестящей посадки на Неву экипаж хотели наградить орденами, но почему-то этого не произошло, хотя спасённые пассажиры написали коллективное благодарственное письмо. «Аэрофлот» подарил Мостовому 2-комнатную квартиру, куда семья лётчика переехала из тесной коммуналки.

Расследование показало, что двигатели заглохли, поскольку было выработано всё топливо, однако приборы показывали иное, вводя в заблуждение лётчиков. Этот случай изучают в Cанкт-Петербургском университете гражданской авиации. Лекцию читает Владимир Цивин­ский, в прошлом замначальника по движению аэропорта «Пулково», который также был свидетелем приводнения: «Под влиянием этого случая я выбрал профессию авиадиспетчера и позднее на мысе Шмидта (на Чукотке) в условиях нулевой видимости сумел организовать посадку самолёта, за что получил золотые часы от министра гражданской авиации СССР».

Помогла молитва?

В день спасения самолёта по ленинградскому радио сделали краткое объявление. «Никаких статей в газетах, - вспоминает Юрий Туйск. - Они появились спустя несколько месяцев, правда, без фотографий. Самолёт затонул к вечеру того же дня. Его вытащили краном и разрезали автогеном».

Пассажиров в тот же день отправили в Москву. «Существует устное предание, что среди спасённых оказался 34-летний епископ Таллинский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий, летевший из Таллина в Москву, - рассказал «АиФ» Александр Сегень, автор биографической книги о покойном патриархе. - К сожалению, в архиве авиации дело об этом удивительном происшествии уничтожено, поскольку вечно хранятся только дела о катастрофах, повлёкших за собой гибель людей, а тут - ни одного погибшего. Из-за этого мне не удалось документально проверить, был ли Святейший на борту».

Самолёт сел на Неву в нескольких сотнях метров от места, где находится могила петербургской юродивой схимонахини Матрёнушки Босоножки. С той поры люди, боящиеся полётов, обращаются с молитвой к этой блаженной старице. На подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, где находится могила юродивой, собраны документальные свидетельства помощи по молитвам к старице. Касаются они не только аэрофобии. И ещё один факт: завод «Северный пресс», на плоты которого выходили спасённые пассажиры, имеет в Петербурге адрес: улица Таллинская.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. 6598
    |
    10:13
    29.06.2013
    1
    +
    -
    парит писал(а): Это только военный опыт и умение . которое они получили на войне. --- Авария-1963, летчику-27 лет . Совершаем простое арифметическое действие и получаем возраст первого пилота к окончанию ВОВ- 9 лет !!!! Ну и как в последнее время принято, присобачили церковников. Мол, доказательств конечно нет, но мы-то знаем что там был будущий патриарх
Комментарии (13)
  1. парит
    |
    11:59
    27.06.2013
    -2
    +
    -
    Это чудо конечно . мадаль не дали потому что самолет был не исправен. Если это был Алексий и спас людей, то это хорошо Но сам факт как точно посадили летчики Это только военный опыт и умение . которое они получили на войне.Сейчас такие хилые летчики Ничего не могут ТОлько старики и спасают ситуацию.Жаль что АЛЕКСИИ НЕ СПАС В эЭстонии 145 церквей и Женский монастырь Он всех подвел под монастырь. Эти земли принадлежать РОссии . а командует ситуациейц эстонцы -кураты,которые помогли Ленину создать большевизм в России , разгрормили армию Юденича. поэтому улица Таллинская это плохо надо по другому Спасшихся.А Эстония скрыввает от РОссии что Пер Первый купил эти земли и что с Этсонией нет договора о границах. Так что Алексий создал всем проблемы свои Патриаршеством как для России . так и для русских и православных в Эстонии . Всех замутил , а всё из-за того что полусчил гражданство эстонии Паспорт дороже веры,Предал Алексии православных в эстонии, поэтому молился он только за себя в тот момент , а не за народд .. Я ему никогда не верила и Собор Александра Невского и Денский монастрь в П.хтице вс. под расстрелом ходлят как памятник войну-освободителю.. Всё уничтожат русское ..так и знайте , если не станем просить Путина не подписывать договора о границах с Эстонией и Безизорвого пространства с ЕС .
  2. 6598
    |
    10:13
    29.06.2013
    1
    +
    -
    парит писал(а): Это только военный опыт и умение . которое они получили на войне. --- Авария-1963, летчику-27 лет . Совершаем простое арифметическое действие и получаем возраст первого пилота к окончанию ВОВ- 9 лет !!!! Ну и как в последнее время принято, присобачили церковников. Мол, доказательств конечно нет, но мы-то знаем что там был будущий патриарх
  3. Пассажир
    |
    22:28
    29.06.2013
    -1
    +
    -
    Молитвы Патриарха дело хорошее, но святая Матрона в Небесной Концелярии имеет больше прав и веса. Вообще молитвы ещё никому не повредили. Читал как в США доктора делали эксперименты в онкологии. Те неизлечимые больные которые выразили желание молится выздоравливали, а вот атеисты умирали очень быстро и при одинаковом лечении с молящимися.
  4. Николай
    |
    17:46
    21.08.2017
    0
    +
    -
    Пассажир: Как много можно высосать из пальца!!!
  5. евгений харлан
    |
    22:52
    29.06.2013
    0
    +
    -
    причем здесь чудо а не причем ибо летчики советские и борт проводница были просто асами своего дела вот и посадили самолет на воду ибо похоже у этих летчиков был навык в военной авиационной технологий сажать военные самолеты на воду и это опыт им пригодился и причем здесь православные святыни и творец неба и земли вообщем не причем и единственная заслуга творца неба и земли что он дал этому экипажу воздушного пассажирского судна опытных умудренных людей которые руководили этим самолетом но православные святые здесь не причем и это не чудо а просто работа асов высшего пилотажа ибо только опытные летчики асы могли посадить самолет на воду .
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Из-за чего госпитализировали Януковича?
  2. За что вас могут заблокировать в соцсетях?
  3. Правда ли, что коты боятся огурцов?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ