Эхо церковного раскола. Почему староверы финансировали русскую революцию

В течение двухсот лет старообрядцы были самыми бесправными гражданами Российской империи. Несмотря на это, они контролировали до 80 % промышленности и капиталов страны. А с бесправием боролись по-своему.

Никольская старообрядческая церковь.
Никольская старообрядческая церковь. © / Петренко / РИА Новости

16 мая 1883 г. императором Александром III был утверждён и подписан документ, который напрямую касался как минимум 10 % населения Российской империи. Это были 15 млн старообрядцев, которые ждали нового закона о своих правах и надеялись на государеву милость.

Впрочем, можно посмотреть иначе и сказать, что новый закон напрямую касался 80 % промышленности и банковского сектора страны. Именно столько предприятий и финансовых учреждений было создано и контролировалось на тот момент старообрядцами. Словом, закон о правовом статусе этих людей был необходим. Хотя бы по той причине, что никакими особыми правами они до этого не обладали. За исключением одного: «раскаяться в грехе раскола» и перейти в официальную церковь.

Новый закон обещал быть весьма и весьма благожелательным. Пройдя через множество инстанций и дойдя до Государственного совета, он оброс некоторыми дополнениями, которые могли наконец-то сделать гонимых на протяжении двухсот с лишним лет старообрядцев более-менее полноправными гражданами. Хотя бы второго сорта: они, в принципе, согласны были и на это.

Мягко стелет

Вот что давал новый закон в редакции Государственного совета.

Во-первых, старообрядцев предполагалось называть именно старообрядцами. Унизительные и опасные клички («раскольник» или «сектант») более не допускались.

Всё остальное уже идёт «во-вторых». Скажем, по чисто религиозным делам предполагалось «распечатание церквей и часовен, а равно и открытие монастырей и скитов старообрядческих, прежде закрытых во всей России, а при погребении умерших старообрядцев дозволяется предношение икон, хоругвей и крестов в сопровождении архиерея или священника с пением Святый Боже и других песнопений заупокойных».

По делам общественным новый закон гарантировал следующее: «Дозволяется старообрядцам заводить общественные начальные школы, а окончившим гимназический или университетский курс занимать преподавательские должности во всех учебных заведениях, включая университеты. Дозволяется старообрядцев производить за их заслуги из простых рядовых в высшие дворянские чины».

Заметим: во всех этих делах не оказывается помощь, а только лишь даётся дозволение. Учитывая, что всеми этими «милостями» пользовались представители других конфессий, речь шла всего лишь о том, чтобы уравнять в правах значительную часть природных русских с остальными подданными Империи.

О правах — забыть

Закон, подписанный Александром III, сильно отличался от того, что рассмотрел Государственный совет. Иные «права» давала новая «царская милость».

Можно было «творить молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение». Но это — внутри своих молитвенных домов. На людях же — только в крайнем случае, да и то с оговорками: «На кладбище при погребении дозволяется творение молитвы с пением, но без церковного облачения».

Из дел общественных оставалось вот что. Можно было получить временный паспорт «для отлучки в пределах Империи». Можно было «производить торговлю и промыслы, а также вступать в иконописные цехи». Ещё раскольнику дозволялось «занимать общественные должности не выше волостного старшины или его помощника с утверждения надлежащих властей».

На этом всё. О школах, преподавательских должностях и прочих правах было велено крепко-накрепко забыть.

Ах, нет. От раскольников, которых лишь в данном конкретном случае называли менее уничижительно, милостиво принимались пожертвования на благотворительные цели. Но без указания на то, кто именно пожертвовал.

В принципе, это согласовывалось с евангельским заветом: «Когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая». То есть, делая благодеяние, не гордись, постарайся об этом забыть и уж точно никому не рассказывай.

Но не до такой же степени, как это произошло, например, с семейством Шелапутиных. Несколько поколений этих московских миллионеров-старообрядцев последовательно построили и финансировали: странноприимный дом, несколько больниц, женский акушерский институт и, наконец, мужской педагогический институт. Результат парадоксален. В пединститут, построенный старообрядцем, не допускались на учёбу ...старообрядцы: «Согласно Высочайше утверждённому Уставу в данное учебное заведение могут быть приняты только православные».

Высшие ценности

Главное, что новым законом Александра III не был регламентирован один из основных вопросов: о юридическом статусе старообрядческих общин. То есть по факту они были, а в правовом поле такого юридического лица не могло существовать.

Получалась интересная ситуация. Община — это в первую очередь собственность. Недвижимость, земля, капиталы. Ими кто-то владеет. Но если община не имеет юридического лица, то кто же владелец?

Собственность была записана на частных лиц. Это был опасный путь: мало ли что взбредёт в голову человеку, который распоряжается таким богатством. Слишком велик соблазн присвоить всё это и сбежать.

Но вышло иначе. В такой ситуации, чтобы не растерять свою общность и единство, старообрядцам приходилось создавать свои правила денежных отношений и договоров. Вера на слово. Предпринимательство на доверии. Кристальная честность.

Именно в силу этих причин в их среде так хорошо шёл бизнес. Там, где другие, совершая сделку, обременяли себя услугами нотариусов и поверенных, тянули время и теряли деньги, старообрядцы ограничивались словом. Решения принимались быстро, и эффективность их была на порядок выше, чем у остальных.

Люди, ворочающие огромными капиталами, но формально бесправные, вынужденные по милости властей давать взятки направо и налево только ради того, чтобы их признавали за более-менее полноправных граждан. Думается, что если взглянуть на проблему именно с этой точки зрения, то отпадёт вопрос, многих ставящий в тупик. А именно: почему вдруг миллионер-старообрядец Савва Морозов финансировал Первую русскую революцию? Вот почему.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что на данный момент известно о пропавшей аргентинской подводной лодке?
  2. Сгорают ли висящие на вас, но не отображающиеся в базах долги и штрафы?
  3. Нужна ли доверенность, если владелец авто едет пассажиром?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru