aif.ru counter
Андрей Сидорчик 13273

«Фюрер сказал: «Наше дело правое!» Как создаются исторические «сенсации»

Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Переписывал ли Вячеслав Молотов речи вождя Третьего Рейха?

Кадр из фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», 1965 год.
Кадр из фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», 1965 год. © / www.globallookpress.com

Сказка, сделанная былью

Всем, кто интересуется историей хотя бы на любительском уровне, приходилось сталкиваться с неожиданными цитатами крупных политиков, которые переворачивали представление о них. Порой появление таких цитат выглядит как настоящая историческая сенсация.

Проблема только в том, что зачастую подобные высказывания либо искажены, либо приписываются другому лицу, либо вообще придуманы.

При этом однажды запущенную «сенсацию» затем уже практически не остановить — в нее верят, отчаянно отстаивают, приводят как аргумент в спорах.

Классический пример — фраза «Нет человека — нет проблемы», якобы произнесенная Иосифом Сталиным. Ее и по сей день приводят в пример, чтобы показать бесчеловечность тирана. Но дело в том, что нет ни одного документального свидетельства, подтверждающего, что «вождь народов» ее произносил.

На самом деле в уста Сталина ее вложил писатель Анатолий Рыбаков в романе «Дети Арбата». При этом автор никогда не отрицал, что фраза — его литературный вымысел.

Как Молотов у Гитлера слова воровал

И вот подоспел свежий пример рождения исторической «сенсации», жизнь в которую вдохнул и один из активистов оппозиционной партии ПАРНАС.

На своей странице в «Фейсбуке» 5 июля 2016 года он опубликовал следующую запись:

«Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Каждый из нас знает из истории эту знаменитую фразу. Кто ее автор?

И вот тут, я уверен, каждый из вас ошибется — ей закончил свою речь.... Гитлер, выступая в сентябре 1939 года в Рейхстаге в связи с началом войны в Польше".

До сих пор считалось, что первым данную фразу в таком виде произнес 22 июня 1941 года Председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов в обращении к советскому народу в связи с началом войны.

Получается, Молотов позаимствовал ее у фюрера Третьего Рейха?

Прелесть второго десятилетия XXI века заключается в том, что в интернете достаточно легко найти первоисточник, в данном случае, речь Гитлера.

Итак, выступая в Рейхстаге в связи с началом войны в Польше, Гитлер закончил речь так: «Я хочу закончить теми же словами, с которыми начал борьбу за власть над рейхом. Тогда я сказал: «Если наша воля настолько сильна что никакие трудности и страдания не могут сломить её, тогда наша воля и наша Германия будут превыше всего!»

«История России. XX век»

Разумеется, те, кто ознакомились с реальным выступлением Гитлера, поинтересовались у автора поста: как же так?

«Источник: второй том „История России. XX век. 1939-2007“, авторский коллектив под редакцией профессора А.Б.Зубова, стр. 40», — ответил автор в «Фейсбуке».

Также был приведен и скан соответствующей страницы книги, содержащей следующий текст:

«Поэтому в 12 часов по радио выступил Молотов, охарактеризовавший германское вторжение как «беспримерное в истории цивилизованных народов вероломство». Он закончил свою речь также, как в сентябре 1939 года закончил свою речь Гитлер, выступая в Рейхстаге в связи с началом войны в Польше: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И здесь пора перейти от автора поста в Фейсбуке к главе коллектива, создавшего эту замечательную книгу — профессору Зубову.

64-летний доктор исторических наук Андрей Борисович Зубов стал известен людям, даже далеким от вопросов истории, в 2014 году.

Профессор МГИМО против «аншлюса» Крыма

В марте 2014 года, в момент, когда происходили события «Крымской весны», в газете «Ведомости» Зубов писал: «Сначала парламент захватили, премьера сменили на пророссийского, а потом этот новый премьер попросил у России помощи, когда помощники уже тут, уже день как контролируют полуостров. Как две капли воды похоже на аншлюс 1938 г. И даже референдум-плебисцит через месяц под дружественными штыками. Там — 10 апреля, здесь — 30 марта. Просчитала ли российская власть все риски этой невероятной авантюры? Уверен, что нет. Как и Адольф Алоизович в свое время не просчитал. Просчитал бы — не метался по бункеру в апреле 1945 под русскими бомбами, не жрал бы ампулу с ядом».

На тот момент Андрей Зубов являлся профессором кафедры философии МГИМО. Руководство вуза сочло, что историк не может далее продолжать работу в стенах учебного заведения. 24 марта 2014 года сайте МГИМО появилось сообщение: «Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора».

Зубов, однако, посчитал такие действия незаконными, и Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам встала на его сторону. Профессор Зубов был восстановлен в должности, но 30 июня 2014 года покинул ее окончательно. Его контракт истек, и работодатель не стал его продлевать.

«Сталин был большим фашистом, чем Бандера»

Чтобы составить себе представления о взглядах профессора Зубова, стоит привести несколько цитат из беседы с ним на «Радио Свобода», печатная версия которой была опубликована в марте 2015 года. Озаглавлен материал так: «Режиму скоро придет конец, но с ним может погибнуть Россия».

«По сравнению со Сталиным Гитлер это ангел русской истории. Потому что Гитлер при всем желании не погубил столько людей русских, сколько погубил Сталин», — заявляет Зубов в этом интервью.

«По мере того, как наша власть после 2000 года, особенно после 2000-го, 2008-го, 2011-го, дрейфовала в сторону советской по форме и, я бы сказал, фашистской, но не нацистской, а фашистской, в муссолиниевском смысле, по содержанию, я становился инакомыслящим снова», — делится переживаниями историк.

Любят Зубова и украинские СМИ. Вот, например, цитата из его интервью «Украинской правде»: «„Бандеровцев“ назвали фашистами, хотя, конечно, это не соответствовало действительности.

Это была типичная националистическая организация военного периода со своей армией, со своим террористическим крылом. Тогда таким образом действовали многие. Конечно, некоторые лидеры украинского национального движения увлекались идеей корпоративизма Муссолини. Но своим лучшим учеником Муссолини все-таки называл Иосифа Сталина. Я думаю, что Сталин был большим фашистом, чем Бандера и даже Муссолини».

Наверное, нет ничего удивительного, что историк Андрей Зубов с подобными взглядами оказался в первой тройке федерального списка кандидатов на выборах в Государственную Думу от партии ПАРНАС. Первым в этом списке, если кто-то запамятовал, является экс-премьер Михаил Касьянов, неоднократно во всеуслышание заявлявший о намерении после прихода к власти вернуть Крым Украине.

Познакомившись с личностью Андрея Борисовича Зубова, перейдем к интересующей нас книге.

Протест Солженицына

Первое издание двухтомника «История России. XX век» было опубликовано в 2009 году. Вот что писал о концепции книги сам Андрей Зубов: «Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даем некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему».

Среди 40 авторов, работавших над изданием, был и автор «Архипелага ГУЛАГ» Александр Солженицын. Однако, проработав над книгой полтора года, он покинул проект, менее чем за три месяца до своей смерти пояснив в письме к Андрею Зубову причины такого решения:

«Я соглашался поддержать проект создания школьного учебника истории России XX века, поскольку считал и считаю это задачей первоочередной важности.

Но когда этот проект, при Вашем редакторстве, приобрёл конкретные очертания, исключающие исходный замысел, я понял, что не могу с ним солидаризироваться, ибо не согласен как с его неконтролированно выросшим объёмом, так и с рядом его идей и оценок. Поэтому я и прошу Вас никак не связывать моё имя с вашим трудом».

Важный момент — как обращает внимание Солженицын, изначально речь шла именно о создании школьного учебника, где чрезвычайно важны формулировки и уважение к фактам.

История о «краснодарской мясорубке»

А что же получилось на деле?

Вот яркий пример. Глава, в которой фигурируют слова, якобы сказанные Гитлером, называется «Русское общество и советско-нацистская война в СССР». Не Великая Отечественная, а советско-нацистская. Книга, напомню, вышла в 2009 году, за пять лет до того, как подобные исторические концепции закрепились на постмайданной Украине.

В двухтомнике собрано немало фактов, которые, как минимум, вызывают сомнения. Вот, например, такой: «В Краснодаре в здании НКВД стояла мясорубка, которая молола трупы расстрелянных и спускала их в канализацию. При немецкой оккупации ее показывали иностранным журналистам».

Откуда же взят данный факт? Подобная информация публиковалась в октябре 1944 года в издававшейся в Берлине русскоязычной газете «Заря». Статья так и называлась — «Краснодарская мясорубка».

Выходит, российские историки, создающие пособие для изучения XX века, считают допустимым приводить как бесспорные факты, почерпнутые из пропагандистской литературы нацистской Германии?

«Концовки действительно у речей сходны», или Почему профессор Зубов похож на Анастасию Волочкову

Но вернемся к началу — к фразе, якобы произнесенной Адольфом Гитлером, и позже «украденной» у фюрера Молотовым.

Автор изначального поста обещал прояснить вопрос у самого профессора Зубова, и слово свое сдержал.

«К вечеру получен следующий отклик от профессора А.Б.Зубова, готовящего переиздание исправленной и дополненной до трехтомника «Истории России», — пишет активист в «Фейсбуке», — «Очень благодарен вам за проведенную работу. Да, печально, что авторы не точны. Хотя концовки действительно у речей сходны. В новом издании книги, а я как раз работаю над корректурой этой главы, текст будет такой (я проверил и немецкий оригинал и русский перевод и чуть-чуть подправил русский текст): Он закончил речь патетически: «Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Почти так же, 1 сентября 1939 г. закончил свою речь Гитлер, выступая в Рейхстаге в связи с началом войны в Польше: «Если наша воля сильна и никакие трудности и страдания не смогут сломить её, тогда наша воля и наша Германия будут превыше всего!»

Перечитайте концовки выступлений Гитлера и Молотова, и сами сравните их. Возможно, они «почти также» похожи, как профессор похож на балерину Анастасию Волочкову.

Проверяйте факты и опасайтесь подделки!

На странице в «Фейсбуке» самого Андрея Зубова можно найти такую фразу: «Ответственный редактор и автор отвечает за всё».

Мы можем уверенно говорить о том, что Адольф Гитлер 1 сентября 1939 года не произносил фразу «Наше дело правое, враг будет разбит, победа за нами!» Соответственно, Вячеслав Молотов не заимствовал этой фразы у вождя Третьего Рейха.

Сходность концовок этих речей может увидеть только человек, которому это очень нужно для собственных политических целей. Это не трактовка факта, и даже не неточность — это неправда.

Эта неправда тиражируется в книгах, распространяется в соцсетях, создавая искаженное представление об отечественной истории. Это, в конце концов, неуважение к исторической науке, к профессии историка, и к людям, которым попросту пытаются повесить лапшу на уши.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Валерий Волков[mailru]
    |
    09:23
    07.07.2016
    4
    +
    -
    Идет война.В данном моменте-идеологическая.Хитрость,подлость,подтасовка,переиначивание,подставы,недомолвки и т.д.Все идет вход.Комиссия под руководством главного спеца по идеологии при Горбачеве подсчитала,что за период с 1924г. по 1953 год под растрельные статьи попало порядка 800 тысяч. Много? Много.В США в 2 раза больше. Сколь лет дальше врать? Но должны быть и мерки честности. Ведь незря еще в прошлые времена сделали вывод,что паршивая овца все стадо портит.За такие вещи при Иване4,Петре1 головы отрывали. Поинтересуйтесь ка США-в одиночку хоть голым ходи,массовки-под полный жесточайший контроль.Больше полсотни книг запрещеныДолжны быть статьи,защищающие молодежь от подстрекателей. Что должно произойти,чтобы дать выводы по методам разрушения СССР и принять меры,чтобы не допустить подобную картину с Россией
  2. Вячеслав Фролов[mailru]
    |
    09:37
    07.07.2016
    4
    +
    -
    Валерий Волков[mailru]: Соглашусь с Вами. Для начала, интернет, соцсети только по паспорту. Как в Китае, перекрыть выход на Россию Фейсбук, Твиттер. А то вылазят тролли и гнилые люди, и мусорят везде, где ни попадя, гадят, перевирают историю. И такие как Зубов, и такие как нечто под ником "спокойный"...
Комментарии (22)
  1. Николай Сысоев[odnoklassniki]
    |
    20:39
    06.07.2016
    -4
    +
    -
    это похоже на балоболство, если зубов говорит не правду, привлеките его к суду. для этого у государства есть структуры, которые его и должны защищать, а не кататься на авто вероятного противника
  2. Карабас
    |
    12:37
    07.07.2016
    -1
    +
    -
    Николай Сысоев[odnoklassniki]: Это же статья Сидорчика.. Он отличается некоторой истеричностью, когда, чтобы поразить читателя - с любовью выдергивает чужие фразы из контекста. Такие пассы нужно делить на восемь или двенадцать.. Попробуйте прочитать его опус еще раз - сразу заметно, что автор дергал именно под патриотический посыл читателя - вот он зверь поганый! Давай его, как бешеного пса! К сожалению - это даже не анализ чужой работы.. А свой личный, доморощенный приговор, тому - кого читатель не знает толком.. Но зовет судить..
    • TiT ШиШ
      |
      12:57
      07.07.2016
      2
      +
      -
      Карабас: О чем этот опус ? Может Сидорчик подтасовал факты и кто-то может доказать это ,прежде чем поливать ?
      • Карабас
        |
        13:26
        07.07.2016
        -2
        +
        -
        TiT ШиШ: Если вы не поняли - о чем, сей опус - перечитайте.. Это агитка на поддержание настроя гоп-патриотов.. Мол, враг не дремлет! И ты - не спи! Бди! По этой схеме можно взять любого - Хемингуэя, Бунина, Солженицина, Чехова или Ремарка - выдернуть несколько фраз или абзацев - и перед нами враг.. Если Сидорчик с не согласен с мнением А.Зубова (а этот человек работал с Солженициным, что говорит об уровне) - предложив читателю прочитать семя полемики от себя - пусть высказывает свое личное мнение.. Не утверждение, в форме призыва... Вы имеете право на свободу мнения? Без сомнения.. Но как то ползуче происходит подмена вашего и моего права - на утверждения тех, кто знает как правильно.. Проходили.. Не надо.
        • TiT ШиШ
          |
          17:56
          07.07.2016
          1
          +
          -
          Карабас: Мда , вот от вас такой абракадабры не ожидал ! Ваши доводы , как правило , довольно сильны . А тут ... одна напраслина . Суть трагедии , что правдоруба для некоторых поймали на некоторой лжи и прибили за уши публично . Или что не прав Сидорчик и Зубов не написал в своей книге эту ложь про Молотова : !»Он закончил свою речь также, как в сентябре 1939 года закончил свою речь Гитлер, выступая в Рейхстаге в связи с началом войны в Польше: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»? Это гвоздь статьи , а остальное журналистика и раскрытие темы , для широкого читателя Кто такой Зубов , кто он , зачем и почему . Эта писулька не описка или шутка , или вольное допущение - это выдумка аргументации для широкой пропаганды как прировнять СС и СССР вопреки фактам . Враг или дурак - решать читателям . То что ему наплевать на русских в Киыму -факт
  3. спокойный
    |
    06:45
    07.07.2016
    -4
    +
    -
    сущность каждого государства отражает сущность менталитета народа у фашистской германии и советской россии была одна сущность ненавидеть всех и побеждать всех захватить весь мир идеологическое обоснование этого не имеет значение потому что гулаг и освенцим гестапо и нквд все были одинаковы но германия с тех пор разительно изменилась она отказалась от нацистского прошлого прошла через моральное очищение а в россии цепляются за советское старое наверное ничего другого в загашнике нет
  4. кен123
    |
    07:14
    07.07.2016
    0
    +
    -
    спокойный: еа самом деле, если вы начнете _изучать_ проблему, а не "дядя за вас думал", то это вечная война "островитян" с континентом. Нигде в англиях, сша, уже не было монархий, и их снесли на континенте, на волне 1-й мировой , пользуюсь правом победителя, насадили своих "демократических попок", даже в англии этого клоуна сыграл Черчиль. СССР, России удалось выкрутиться, повальной национализацией, а Гитлер выкручивался по своему. Вот и вся суть вопроса. В то время когда Гитлер сегрегировал евреев, в сша стояли в сортире две раковины - одна для белых, другая для черных. Вся история , геноцид, время такое было, но виноват континент, потому что это всего лишь война , за рынки. Немцам говорят сегодня - отдавайте патенты , России говорят вообще все отдать, а если не хотите, то вы фашисты. или коммунисты. Изучайте, а не повторяйте эти наивные црушные фашисткие пропагандистские брашурки для идиотов, если вы конечно на континенте живете, и он вам важнее чем США.
    • TiT ШиШ
      |
      12:55
      07.07.2016
      0
      +
      -
      спокойный: Каша полная ! Либо вы за всеобщую вину из-за сущности менталитета народа , либо против наказания целых народов сущность менталитета , которых была в счастливом существовании засчёт грабежа славян и работорговли славянами за что они и боролись всю свою недолгую. историю и никаких признаков народного покаяние не изявили до сих пор , а наоборот при первой же возможности хотят вернутся к старому . Ваше двурушничество суть проблемы . А помоему Украина как государство воспользовавшиеся правом нации на самоопределение не имеет НИКАКОГО МОРАЛЬНОГО ПРАВА отказывать другим в том же самом . Это как если Ляшко став президентом скажет вам всем - Всё теперь все остальные будете рожать детей не от женщин , а от мужчины , плевать что он сам родился как все
      • спокойный
        |
        13:24
        07.07.2016
        1
        +
        -
        TiT ШиШ: ваш менталитет менталитет ненависти высокомерия агрессивности и именно поэтому россия высылала другие народы из их земель и именно поэтому вы стремясь скрыть свои преступления поливаете грязью других а по поводу признания вины ну хорошо что бы это произошло вот немцы признали свою вину и германия сейчас в россии но я думаю что вы не сможете это сделать количество ваших грехов закрыло вам путь к раскаянию и боюсь что кончится это так же как кончил ссср то бишь большая россия ну всех других это волнует не особенно как говорится своя рубашка ближе к телу и их усилия будут направлены на то что эта надвигающаяся геополитическая катастрофа не слишком повредила им в том числе и лукашенко
        • TiT ШиШ
          |
          17:20
          07.07.2016
          0
          +
          -
          спокойный: Ещё раз для вас , кто в каске ! - Сталин высылал народы за их вину перед другими народами . И если вы требуете от России покаяние то это возможно только на основании признания вины всего народа за действия Сталина. . То есть вину всего народа признаёте , Но только говоря об России! И вменяете ей в коллективную вину то , что она вменила коллективную вину и ответственность пособникам геноцида русского и еврейского народа . КАША ПОД КАСКОЙ ! ЛИБО так , либо наоборот ! Если коллективной вины нет то нет её для всех !Если она есть ( как вы думаете ) то вина тех народов немалая - они соучастники геноцида ! Это высшая мера по всякому ! Благодарите Сталина за милосердие! За действия Сталина должны отвечать те кто привёл его к власти , а это , мы хорошо знаем , были выходцы с Украины совершившие переворот в Петербурге 1917 года .
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что изменилось в правилах сдачи ЕГЭ в 2019 году?
  2. Что за новый вид мошенничества с банкоматами?
  3. Что будет работодателю за отказ переводить зарплату на карту другого банка?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ