Примерное время чтения: 8 минут
2848

ГУМ — битва власти и бизнеса. Где уместен московский торг?

Сюжет Экскурсии по Москве
Торговые ряды на Красной площади в Москве. 1909-1910 г. Музей истории и реконструкции Москвы.
Торговые ряды на Красной площади в Москве. 1909-1910 г. Музей истории и реконструкции Москвы. РИА Новости

125 лет назад, 14 декабря 1893 года, на Красную площадь прибыл великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, с супругой. Повод был более чем знаменательный: они должны были придать необходимый лоск и политический вес одному событию из сферы бизнеса. В их присутствии были открыты Верхние торговые ряды. Тот самый трёхчастный продольный пассаж, который мы сейчас называем «ГУМ».

С архитектурной точки зрения Красную площадь как пространство формируют четыре объекта. Храм Покрова на рву и Исторический музей — с торцов. Кремль и ГУМ — по длинным линиям. При желании их можно рассматривать как своего рода символы. Храм — духовность и религия. Музей — интеллект и познание. Кремль — политическая власть и воля. Магазин — бизнес и предпринимательская хватка. Всё вместе — Москва.

Выяснять, кто в этой квадриге «главнее» — это занятие заведомо бестолковое. Тем не менее один факт прямо-таки выпирает и ждёт, чтобы его наконец-то заметили. И музей, и храм — строения сравнительно поздние. Раньше прочих вроде бы появился Кремль, не нынешний кирпичный и даже не белокаменный, а ещё деревянный. Крепостца Юрия Долгорукого. Значит ли это, что именно воля и власть лежали, так сказать, «в основании» Москвы?

Картина Аполлинария Васнецова «Красная площадь во второй половине XVII века».
Картина Аполлинария Васнецова «Красная площадь во второй половине XVII века». репродукция

Нет, конечно. Потому что торг на месте слияния рек Москвы и Неглинной появился ещё раньше. И располагался он как раз на месте нынешнего Кремля. Лишь потом появилась крепость: инструмент контроля торговли и бизнеса. И только в XV столетии власть наконец-то стала сильной настолько, чтобы выпихнуть бизнес с Боровицкого холма. Распоряжением князя Ивана III Великого торговля была выведена из Кремля «в Посад на крестцы». То есть за черту собственно городской крепости: на пересечение посадских улиц и переулков. В целях убережения власти от пожаров вышел также и запрет строить торговые лавки ближе 109 саженей от крепостной стены. Словом, именно те события сформировали ту Красную площадь, к которой мы все привыкли.

Красная площадь в 1820-х.
Красная площадь в 1820-х. Фото: Commons.wikimedia.org

Был там и ГУМ. Только без нынешнего красивого фасада и застеклённых гульбищ. Но всё равно упорядоченный и, если можно так сказать, сертифицированный: купеческие лавки были выстроены по единому шаблону и сгруппированы в длинные ряды с продольными и поперечными проходами. В общем, если ободрать с нынешнего пассажа фасад и стеклянные перекрытия, то получится ровно то же самое, что было там полтысячелетия назад: торг как он есть. Те ряды, что между Никольской улицей и Ильинкой, назывались верхними, поскольку стояли на самом крутояре. Другие спускались по берегу к Москве-реке и считались попроще. Если учесть, что уже к концу XVI столетия деревянные лавки снесли, место зачистили и построили наконец относительно безопасные в пожарном плане каменные ряды, разбитые на небольшие магазинчики, то сходство будет почти идентичным.

Покрытие Красной площади в 1884 году.
Покрытие Красной площади в 1884 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Следующие триста лет этот торговый комплекс не подвергался никакой продуманной реконструкции или даже подновлению. И мало-помалу он превращался в чудовищный «шанхай», где каждый владелец увлечённо занимался «улучшением» и перестройкой своей личной клетушки. Городская управа била тревогу, поскольку состояние торгового комплекса колебалось между аварийным и катастрофическим. Но сил у власти хватило только на то, чтобы заставить бизнес соблюдать хотя бы внешние приличия. В 1815 г. архитектором Осипом Бове был выстроен фасад Верхних торговых рядов. И всё. За фасадом стояли древние стены, державшиеся иной раз только на распорках, прямо по проходам шли открытые водосточные канавы чуть ли не с нечистотами, а вместо лесенок в наличии были подъёмы и спуски типа «пандус», пройти по которым можно было, только уцепившись за верёвочки, подвязанные к тем же распоркам.

Наконец всё это власти надоело смертельно. В 1869 г. было принято принципиальное решение о сносе всего этого безобразия и строительстве нормального европейского торгового центра.

О том, что Россия тогда уже довольно успешно шла по капиталистическому пути развития, говорит то, что власть с бизнесом справиться в силу самых разных причин не могла. Это решение, мудрое и дальновидное, продавливали девятнадцать лет. И, наконец, сошлись на ничьей. Перестроить свой рассадник бизнес обязался, но власть к этому решил не допускать. В 1888 г. учредили Акционерное общество Верхних торговых рядов.

Строительство Верхних торговых рядов, 1892 год
Строительство Верхних торговых рядов, 1892 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Его главой стал московский купец и промышленник Александр Кольчугин. Что самое интересное, к моменту создания акционерного общества он был под судом. Причём по делу об обвале здания Московского купеческого общества. Причём вместе с инженером Поповым, признанным главным виновным в обвале здания и гибели людей.

Надо ли говорить, что в «России, которую мы потеряли», именно эти два человека стали заметными фигурами в новом проекте? Кольчугин был главой акционерного общества. Инженер Попов осуществлял непосредственный надзор на строительстве.

Но и это не самое забавное. Здание по прекрасному проекту архитектора Александра Померанцева должно было стать вовсе не тем, чем стало. Изначальный замысел был несколько иным, сильно отличаясь от нынешнего конгломерата бутиков и закусочных.

Власть в те годы была сосредоточена в Петербурге. Бизнес распределялся между Питером, Москвой и Нижним Новгородом. Но смириться с текущим положением дел древняя столица не могла. Москве надлежало стать первым и единственным деловым центром. Именно под эти задачи проектировались и строились Верхние торговые ряды. Самое большое, самое современное, лучше прочих оборудованное торговое здание страны должно было расстаться с функцией розничной торговли и стать средоточием крупных оптовых сделок. Между прочим, такие задачи стояли в конкурсной программе, и архитектор Померанцев их учёл.

Трамвай на Красной площади (до 1917 года).
Трамвай на Красной площади (до 1917 года). Фото: Commons.wikimedia.org

Но этого тогда не произошло. Многообещающий проект делового центра в русских интерьерах не состоялся. И не состоится, видимо, уже никогда.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах