aif.ru counter
Андрей Сидорчик 20 29252

«Какое же это государство?» Экс-глава Литвы обвинил Россию в нелегитимности

Попытка литовского политика оппонировать Генпрокуратуре РФ вышла крайне неудачной.

Витаутас Ландсбергис.
Витаутас Ландсбергис. © / www.globallookpress.com

«Наша независимость добыта кровью жителей Литвы»

Бывший председатель Верховного Совета Литовской Республики и председатель Сейма Литовской Республики Витаутас Ландсбергис поставил под сомнение легитимность существования Российской Федерации.

Заявление литовского политика стало ответом на новость о намерении Генпрокуратуры РФ проверить законность признания независимости прибалтийских республик от СССР в 1991 году.

«Они вновь пытаются нас спровоцировать на какой-то спор. Наши политики, члены Сейма могли бы обратиться в литовскую прокуратуру с запросом о законности России. Поскольку Россия, скорее всего, незаконна — она свергла царя, убила его с детьми, так какое же это государство?» — приводит слова Ландсбергиса Delfi.

Ранее глава МИД Литвы Линас Линкявичус назвал намерение Гепрокуратуры РФ «провокацией». А президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «наша независимость была добыта кровью жителей Литвы».

Насчёт крови госпожа Грибаускайте не ошиблась. И Витаутас Ландсбергис к этой крови имеет самое прямое отношение.

Музыковед идёт в политику

Музыковед и искусствовед, профессор Вильнюсской консерватории и лауреат Государственной премии Литовской ССР, Витаутас Ландсбергис начал свою политическую карьеру в 1988 году как член инициативной группы «Саюдиса» — литовского движения, объявившего своей целью выход Литвы из состава СССР.

В 1989 году Ландсбергис был избран народным депутатом СССР и участвовал в работе Съезда народных депутатов СССР.

В марте 1990 года Ландсбергис был инициатором принятия Декларации о восстановлении независимости Литвы, а такжe был избран председателем Верховного Совета Литвы.

Односторонние действия Литвы, намеревавшейся выйти из состава СССР, нарушали все существующие нормы законодательства, однако разбушевавшегося музыковеда это не останавливало. С подачи Ландсбергиса на территории Литвы саботировалась деятельность государственных органов союзного подчинения, предпринимались попытки создания таможенных постов на границе Литвы с другими союзными республиками.

Война имени Ландсбергиса

Риторика Ландсбергиса в тот период была откровенно подстрекательской. Своего пика она достигла в январе 1991 года, когда в ответ на попытку союзных властей восстановить в республике конституционный порядок Ландсбергис в своём выступлении по литовскому телевидению заявил: «Мы находимся в состоянии войны с Советским Союзом».

Части Вооружённых сил СССР и спецподразделения КГБ СССР 11–13 января 1991 года предприняли операцию по взятию под контроль ключевых объектов в Вильнюсе.

При штурме вильнюсской телебашни погибли 13 человек и свыше 100 получили ранения. Среди погибших оказались гражданские лица и офицер группы специального назначения «Альфа».

Впоследствии в независимой Литве всю вину за гибель людей возложили на советских военных. По сей день власти республики ведут охоту на бывших офицеров группы «Альфа».

Снайперы в деле

За альтернативную версию событий января 1991 года нынешние литовские власти отправляют людей в тюрьму. Согласно этой версии, гибель людей на совести снайперов, ведших огонь как по военным, так и по гражданским лицам, собравшимся у телебашни.

Бывший начальник Департамента охраны края Литвы Буткявичус в 2000 году в интервью литовскому еженедельнику «Обзор» заявлял, что в январе 1991 года им и Ландсбергисом подготавливались провокации, они организовывали мирных жителей идти против войск для того, чтобы оплатить свободу Литвы «малой кровью».

Опубликованные данные судмедэкспертизы 1991 года свидетельствуют о том, что многие смертельные ранения у погибших прошли по траектории сверху-вниз, а значит, стреляли сверху, где не было советских военных. Эти данные подтверждают сведения об огне снайперов. Этот приём впоследствии применялся во многих гражданских конфликтах. Напомним, что именно от снайперского огня погибли многие украинские милиционеры и участники «Евромайдана» в феврале 2014 года.

Бывший председатель Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис (в центре) во время акции сторонников евроинтеграции на площади Независимости в Киеве
Бывший председатель Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис (в центре) во время акции сторонников евроинтеграции на площади Независимости в Киеве. Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

Защитник коллаборационистов

Избежав ответственности за деяния 1991 года, Ландсбергис продолжил свою политическую деятельность в независимой Литве. Так, он отметился инициативами по легитимизации так называемого «временного правительства Литвы» Юозаса Амбразявичуса — коллаборационистской структуры, сформированной 23 июня 1941 года и активно сотрудничавшей с гитлеровцами. Инициатива Ландсбергиса вызвала скандал даже в привычной ко всему Литве, поскольку известно, что «правительство» Амбразявичуса организовало в республике широкомасштабные этнические чистки евреев ещё до прихода немецких войск.

Также по инициативе Ландсбергиса был принят закон о компенсации ущерба, нанесённого Литве в результате «советской оккупации». Требования материальной компенсации от России испортили и без того непростые российско-литовские отношения.

Госсовет, которого нет

Намерение Генпрокуратуры РФ проверить законность признания независимости прибалтийских республик от СССР, вызвавшее недовольство Ландсбергиса и других литовских политиков, имеет под собой серьёзные основания.

В сентябре 1991 года признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии было оформлено решением Госсовета СССР — структуры, в которую входили президент СССР и 10 президентов союзных республик. Существование подобного органа, сформированного 5 сентября 1991 года в качестве временной структуры государственного управления, не было предусмотрено Конституцией СССР. Принятые им решения по признанию независимости Прибалтики вступали в противоречия с существовавшими на тот момент нормами советского законодательства.

В России всё легитимно

Что касается попыток Ландсбергиса обвинить Россию в нелегитимности, то они абсурдны.

Несмотря на распространённую формулировку «свержение монархии», отказ Николая II от престола был добровольным актом отречения. Этот шаг был сделан ввиду сложившихся обстоятельств, однако никто в этот момент не угрожал монарху оружием и не оказывал на него физического давления. Равным образом добровольным был и отказ от престола брата Николая, Михаила Романова, в пользу которого и было оформлено отречение.

Что же касается расстрела в доме Ипатьева, то не следует забывать, что на момент данных событий речь шла не о действующем главе государства, а о гражданине Николае Романове с семьёй. И как бы ни относиться к расстрелу семьи Романовых, эта история к вопросу легитимности Российского государства вообще не имеет никакого отношения.

Так что попытка Витаутаса Ландсбергиса оппонировать Генпрокуратуре РФ вышла крайне неудачной.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Pushkary
    |
    11:14
    01.07.2015
    6
    +
    -
    Можно вспомнить и о том, что папаша Витаутаса встречал гитлеровцев в 1941 году хлебом-солью.
  2. Turchas
    |
    10:31
    01.07.2015
    4
    +
    -
    КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ... Генпрокуратура России по инициативе депутатов Госдумы начала проверку законности признания независимости республик Прибалтики Госсоветом СССР в 1991 году. Экс-руководитель Литвы Витаутас Ландсбергис призвал не обращать на это внимания и припомнил России убийство царской семьи: "Русские вновь пытаются нас спровоцировать на какой-то спор. Наши политики, члены сейма могли бы обратиться в литовскую прокуратуру с запросом о законности России. Поскольку Россия скорее всего незаконна - она свергла царя, убила его с детьми, так какое же это государство?". Эй-эй, господин Ландсбергис, полегче на поворотах! - пожалуйста, немного фильтруйте свой вербальный базар. Или забыли, с какого века Литва стала частью Российской империи? И сколько ваших "большевичков" участвовало в свержении царского самодержавия и карательных акциях по всей России во времена гражданской войны и сталинского режима? А литовские коммунисты и агенты КГБ, включая нынешнего президента Далю Грибаускайте, - они что, с неба свалились или их родила не литовская мать? У вас, господа из Вильнюса, слишком короткая память, видимо, как раз под размер маленькой "литовской европки" и вашингтонско-натовского пособия для ничтожных вассалов. Когда у вашего народа - по примеру Греции и Донбасса - лопнет терпение, он напомнит вам о настоящей истории литовской нации и братской дружбе с российскими и советскими народами. Вообще, вся нынешняя прибалтийская политическая знать - это чистой воды низкопробный суррогат кадровой политики Вашингтона и маргинального национализма "лесных братьев", но никак не власть собственного, родного народа. Что же касается генпрокуратуры России, то, как говорится, на войне как на войне, - законы и логику информационной войны еше никто не отменял. Не мы первые начали, но честную сдачу получите все и по полной программе - чтобы впредь неповадно было...
Комментарии (19)
  1. Turchas
    |
    10:31
    01.07.2015
    4
    +
    -
    КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ... Генпрокуратура России по инициативе депутатов Госдумы начала проверку законности признания независимости республик Прибалтики Госсоветом СССР в 1991 году. Экс-руководитель Литвы Витаутас Ландсбергис призвал не обращать на это внимания и припомнил России убийство царской семьи: "Русские вновь пытаются нас спровоцировать на какой-то спор. Наши политики, члены сейма могли бы обратиться в литовскую прокуратуру с запросом о законности России. Поскольку Россия скорее всего незаконна - она свергла царя, убила его с детьми, так какое же это государство?". Эй-эй, господин Ландсбергис, полегче на поворотах! - пожалуйста, немного фильтруйте свой вербальный базар. Или забыли, с какого века Литва стала частью Российской империи? И сколько ваших "большевичков" участвовало в свержении царского самодержавия и карательных акциях по всей России во времена гражданской войны и сталинского режима? А литовские коммунисты и агенты КГБ, включая нынешнего президента Далю Грибаускайте, - они что, с неба свалились или их родила не литовская мать? У вас, господа из Вильнюса, слишком короткая память, видимо, как раз под размер маленькой "литовской европки" и вашингтонско-натовского пособия для ничтожных вассалов. Когда у вашего народа - по примеру Греции и Донбасса - лопнет терпение, он напомнит вам о настоящей истории литовской нации и братской дружбе с российскими и советскими народами. Вообще, вся нынешняя прибалтийская политическая знать - это чистой воды низкопробный суррогат кадровой политики Вашингтона и маргинального национализма "лесных братьев", но никак не власть собственного, родного народа. Что же касается генпрокуратуры России, то, как говорится, на войне как на войне, - законы и логику информационной войны еше никто не отменял. Не мы первые начали, но честную сдачу получите все и по полной программе - чтобы впредь неповадно было...
  2. Петров Александр
    |
    15:20
    01.07.2015
    2
    +
    -

    Turchas: Турчас, вы бы с такой горячностью лучше бы озаботились судьбой русских беженцев из Чечни,Узбекистана, Таджикистана.А то даст он ,как в Донбассе.Своих дел невпроворот.Не занимайтесь вы Литвой.Там русские живут, и имущество и квартиры у них не отнимали...

  3. С Шанова
    |
    15:42
    01.07.2015
    -2
    +
    -
    Turchas: Поддерживаю,так все емко и конкретно написано.Классно отбрили.
  4. Александр Умрихин
    |
    10:47
    01.07.2015
    2
    +
    -
    Тогда с Франции и Англии пусть начинают: те своим королям головы поотрубали публично и с кучей свидетелей. Вообще - любое государство, где произошла насильственная смена режима, в т.ч. Ирак, Ливия, Египет, да даже Турция не может быть вполне легитимно. И срока годности тут не может быть, а только исторический анализ всех обстоятельств правомерных действий режимов (любых) и их свергателей. В этом смысле Россия не есть исключение, с формальной точки зрения. Вернуть царское семейство Романовых было бы ходом в сторону репарации. Но избрать из них нового монарха нельзя по трем причинам: 1)тотальный мезальянс любой фигуры из вероятных претендентов - как в связи с происхождением, так и в связи с наличествующей супружеской связью - сплошь бастарды; 2)все предки и близкие родственники последнего императорского дома - сплошные участники, соучастники уничтожения монарха и монархии, равно как и отступники от носителя священной имперской власти: они каждый сами достойны исторического соборного изучения и суда, 3)даже если бы и нашелся хоть один худородный, самый завалящий из них - нет согласия нынешнего народа на таквого правление, даже если вторая власть посмеет поддержку выказать. Сама тогда суду и смерти будет повинна в лице своих архиереев сему сочувствующих. Как же быть? Россия не Эстония, ни Литва, ни вся Прибалтика. Нынешнюю Россию не упразнить. Но для вящей легитимизации выход один - учреждение института монархии с последующим выбором подобающего из новых претендентов: по подобию патриаршего синода - до времени без патриарха. Это в коротке моё персональное мнение. И совет к его реализации: не уповайте вы на бытоулучшительство и военные победы, а уповайте на спасение душ заблудших и обманываемых поныне и их последующее обережение. И, главное, ищите мира, возлюбите мир. А фундамент этому - смирение пред Высшей Волей. На сем и аминь
  5. С Шанова
    |
    15:45
    01.07.2015
    -2
    +
    -
    Александр Умрихин: Согласна на все сто процентов.Романовых выбрали и поставили на царство,после Смуты.
  6. Pushkary
    |
    11:14
    01.07.2015
    6
    +
    -
    Можно вспомнить и о том, что папаша Витаутаса встречал гитлеровцев в 1941 году хлебом-солью.
  7. Маке
    |
    12:28
    01.07.2015
    -8
    +
    -
    Pushkary: чему удивляться, немцы были для них освободители. За год они постигли, что такое советских рай. На Дону и Кубани немцев тоже встречали с цветами, не говоря о Западной Украине...
    • С Шанова
      |
      15:52
      01.07.2015
      2
      +
      -
      Маке: мои предки с Дона и Кубани,потомственные казаки-переселенцев из Запорожья.При царе-вполне зажиточные и вернувшиеся из Азербайджана перед войной.Так вот-немцев ненавидели и мой дед работал механиком в французской эскадрилии Нормандия.А бабка,никаких цветов немцам не таскала,а плевалась и называла их антихристами.Если несколько подхалимов и хитрецов встречали немцев хлебом и солью,то провода ли плевками и проклятиями.Они там здорово нагадили.
      • Маке
        |
        19:52
        01.07.2015
        -3
        +
        -
        С Шанова: а я в 70ых служил с казаками из Дона и Кубани, так у них столько ненависти было к совдепии, что вызывало опасение, не провокаторы ли? Так нет, отличные оказались ребята, они открыли глаза на казачество и их кооперацию с немцами (ваши бабушка, да дед не казаки видно были) Про антихриста, тут вы перегнули не знаючи! более 40.000 казаков с семьями ушли с Дона вместе с немцами, там барон (ставший казаком) был комдивом, его казнили после войны, а письмо генерала Краснова, советую прочитать! Не было больших антихристов чем российский быдляк, который взрывал и разрушал церкви на Руси! Немцы как известно, очень положительно относились к открытию церквей, на вскидку известно открытие церкви в г. Пскове, да и в Ростове вернули по назначению церковь превращённую совдепией в склад.
  8. Bao Bab[facebook]
    |
    13:06
    01.07.2015
    0
    +
    -
    Pushkary: в то время литовцы встречали бы и черта хлебом-солью, лишь бы освободить литву от оккупационных войск
    • Ирина
      |
      08:38
      02.07.2015
      0
      +
      -
      Bao Bab[facebook]: они будут встречать любого кто сегодня сильнее. Сегодня они любят пиндосов, вчера фашистов, а совсем недавно их нынешняя президент была Комсомолкой и тайным агентом КГБ. Куда ветер подует, туда и они. Тут главное для них надувать щеки и делать важное лицо
  9. Виктор Рыбаков
    |
    11:16
    01.07.2015
    0
    +
    -
    Ландсбергис обвинил Россию в нелегитимности!Получается,Литвы,как части этой "нелегитимной России",вообще нет!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие долги у вас могут удержать из зарплаты без приставов?
  2. Чем известен Олег Кононов, ставший главным тренером «Спартака»?
  3. Как атмосферное давление влияет на самочувствие?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ