Андрей Сидорчик 57 146679

Когда 59 больше 352. Александр Покрышкин против Эриха Хартманна

Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

19 марта 1913 года родился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.

Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г.
Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г. © / РИА Новости

В советские годы имена лучших летчиков Великой Отечественной войны Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба были известны каждому. В том, что «сталинские соколы» были куда круче «асов Геринга», сомнений не возникало — в конце концов, кто победил в войне?

Магия больших цифр: как асы люфтваффе поразили воображение россиян

Но в начале 1990-х в нашей стране стала публиковаться статистика лучших пилотов люфтваффе, которая, прямо сказать, шокировала — 104 немецких летчика имели на своем счету 100 и более сбитых самолетов противника.

Лучший ас Германии Эрих Хартманн записал на свой счет 352 сбитых самолета, из которых 347 были советскими.

У лучшего из представителей авиации союзников Ивана Кожедуба на счету «лишь» 64 победы. У Александра Покрышкина — 59, но и это число некоторые считают преувеличенным.

После распада СССР более чем на десятилетие полки книжных магазинов заполнили воспоминания немецких асов, которые пользовались большой популярностью у российской публики.

О Покрышкине, наводившем ужас на гитлеровцев, вспоминали разве что с усмешкой, считая его продуктом «сталинского агитпропа».

Борьба за господство в воздухе

Однако, почему же «ударный труд» гитлеровских асов не помог Германии?

«Завалили трупами» — любят писать некоторые обличители. Вот только проделать это в воздухе довольно трудно.

Такой грубоватый термин еще мог бы подойти к событиям 1941-1942 годов, когда потери советской авиации действительно были очень большими. Однако в 1943 году ВВС РККА выиграли борьбу за господство в воздухе, и уже не отдали его до конца войны.

Но ведь и Эрих Хартманн, согласно его статистике, большинство своих воздушных побед одержал во второй половине войны. Например, только за январь — февраль 1944 года он сбил 50 советских самолетов. Правда, на обстановку на фронте это почему-то не очень повлияло.

Самым результативным годом Александра Покрышкина стала 1943-й. В воздушной битве за Кубань он лично сбил 22 самолета противника, а затем пополнял свой счет во время наступления советских войск в Донбассе, в битве за Днепр, при блокировании гитлеровцев в Крыму.

Разные цели, разные задачи

Но почему статистика Хартманна значительно выше?

Здесь существует принципиальная разница в подходах. Большую часть летной карьеры Покрышкин занимался обеспечением деятельности наземных войск — прикрытием переправ, защитой советских бомбардировщиков, отражением нападений бомбардировочной авиации противника.

Эрих Хартманн на протяжении всей войны был «свободным охотником», который искал «жертв», не будучи плотно привязан к действиям наземных сил.

Подобная тактика в советских ВВС стала применяться только с середины войны, когда Покрышкин стал совершать значительно меньше вылетов. Причина простая — еще в марте 1944 года советский летчик был назначен командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка. А в июне 1944-го он принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Для личного участия в боях возможностей почти не оставалось. Да это и не требовалось — от Покрышкина теперь нужны были навыки управления, а также обучения подчиненных.

Лучший ас Германии Эрих Хартманн.
Лучший ас Германии Эрих Хартманн. Источник: Public Domain

Лучший немецкий ас пал с небес 14 раз

Хартманн летал до последних дней войны, совершив в итоге 1404 боевых вылета, в которых провел 802 воздушных боя. Личная статистика Покрышкина — 650 боевых вылетов, 159 боев.

Если посмотреть на такой показатель, как коэффициент эффективности, то окажется, что у Хартманна он равен 0,43 сбитых самолета за один воздушный бой, а у Покрышкина — 0,37. Преимущество на стороне гитлеровца, но оно уже не поражает воображение.

Можно поговорить и о поражениях. Советский ас, воевавший с 1941 года, не был сбит ни разу (по другим данным такое случалось дважды), а Хартманн потерял 14 самолетов. Правда, сам он утверждал, что вынужден был спасаться на парашюте из-за осколков сбитых им же самолетов противника, но пусть это останется на совести самого Хартманна.

Казалось, сама логика войны вела двух асов ко встрече друг с другом. Но на самом деле ее не было и быть не могло.

Победитель сильнейших и охотник на слабейших

Александр Покрышкин так излагал свою тактику ведения боя: «Определить сильнейшего во вражеской группе. И наносить удар по нему, невзирая на риск. Это дезориентирует остальных».

Вот что писали о Покрышкине фронтовые корреспонденты Малышко и Верхолетов в очерке «Хозяин неба — Александр Покрышкин»: «Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное — атаку ведущего немецких групп».

Драться с равным и даже превосходящим противником для Покрышкина была нормой. А вот принять такой бой хватало духа не у каждого.

А что же Хартманн? Вот как он описывал свою тактику: «Если вы видите вражеский самолёт, вы совсем не обязаны тут же бросаться на него и атаковать. Подождите и используйте все свои выгоды. Оцените, какой строй и какую тактику использует враг. Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте именно его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись».

Самый результативный немецкий ас откровенно говорил, что в «собачьей свалке», то есть ближнем бою большого количества самолетов, участвовать не желает. Противостояние с истребителями противника Хартманн полагал пустой тратой времени. Он избегал даже атак на бомбардировщики, следующие на задание под плотным прикрытием.

Таким образом, Эрих Хартманн атаковал лишь откровенно слабо подготовленных пилотов, либо самолеты, которые заведомо не могли оказать ему достойного сопротивления. Это не воин, а самый настоящий стервятник.

Разумеется, такой стиль исключал встречу в небе с Покрышкиным. Но и добыть общую победу в войне таким путем было решительно невозможно. Пока «асы Геринга» пополняли личные счета, советская авиация обеспечивала приближение армий Жукова и Рокоссовского к столице Третьего Рейха. Окончательный итог всем известен.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Федот
    |
    09:49
    19.03.2018
    4
    +
    -
    При грубо прямолинейном сравнении результативности следует учитывать разницу в "железе"! Покрышкину приходилось воевать на капризной и малонадежной американке (Airacobra P-39), которая не только норовила сорваться в штопор при нарушении центровки, вызываемом опустошением в ходе боя патронных и снарядных контейнеров, но ещё и частенько самовозгоралась прямо в полете из-за протечки топлива в треснувших от вибрации алюминиевых трубках-топливопроводах (в дальнейшем уже в Союзе советские механики меняли алюминиевые топливопроводы на мягкие медные). В сравнение с покрышкинской "аэрокоброй" Bubi ("малыш") воевал на гораздо более надёжной и совершенной машине Bf-109, на которой ему удавалось крошить даже сверхсоврменные и супермощные по тому времени Мустанги P-51.
  2. вячеслав сахнов[odnoklassniki]
    |
    10:38
    19.03.2018
    4
    +
    -
    Народ ! Не забывайте . что пропаганда ,,рейха ,, была сильнее , чем у СССР ! У нас считалось победой подтвержденное свидетелями СБИТИЕ ! У люфтваффе победой считалось уничтожение на аэродроме и попадание в фотоприцел ! То есть поймал в прицел ,сфоткал и победитель !
Комментарии (55)
  1. Валерий Широков
    |
    06:03
    19.03.2018
    -1
    +
    -
    И Покрышкин ас и Хартманн ас!
  2. Ишак Матрос
    |
    10:08
    19.03.2018
    3
    +
    -
    Валерий Широков: Ага. Только асы они разные. Покрышкин – ас пиковый, а Хартманн – трефовый.
  3. Федот
    |
    09:49
    19.03.2018
    4
    +
    -
    При грубо прямолинейном сравнении результативности следует учитывать разницу в "железе"! Покрышкину приходилось воевать на капризной и малонадежной американке (Airacobra P-39), которая не только норовила сорваться в штопор при нарушении центровки, вызываемом опустошением в ходе боя патронных и снарядных контейнеров, но ещё и частенько самовозгоралась прямо в полете из-за протечки топлива в треснувших от вибрации алюминиевых трубках-топливопроводах (в дальнейшем уже в Союзе советские механики меняли алюминиевые топливопроводы на мягкие медные). В сравнение с покрышкинской "аэрокоброй" Bubi ("малыш") воевал на гораздо более надёжной и совершенной машине Bf-109, на которой ему удавалось крошить даже сверхсоврменные и супермощные по тому времени Мустанги P-51.
  4. Евсей Подковыров[mailru]
    |
    10:58
    19.03.2018
    -1
    +
    -
    Федот:Покрышкину приходилось воевать на капризной и малонадежной американке (Airacobra P-39) Странно, такая плохая машина и тем не менее Покрышкин и другой ас Речкалов воевали именно на этих самолётах! кому же верить? вам или Речкалову с Покрышкиным?
  5. Vladimir Mittelman[facebook]
    |
    11:17
    20.03.2018
    -1
    +
    -
    Федот: Противно вообще читать эти притянутые за уши разборки. "Советский боксёр не смог доказать своё преимущество." Классика жанра.
  6. Маке
    |
    21:19
    19.03.2018
    -1
    +
    -
    Федот: не ври! Покрышкин намерено воевал на "Айркобре", а когда его и его полк пытались пересадить на ЛаГ-7 он отбрыкивался, до последнего. Так он и довоевал всю войну на НАДЁЖНОМ и высокотехничном американце!
    • Serg Nik[googleplus]
      |
      00:31
      20.03.2018
      1
      +
      -
      Маке: Ну, на счет "надежном" - это как посмотреть. Отказы двигателей Allison V-1710 (и не только на P-39) стоили жизни многим летчикам. В советских ВВС ситуация еще больше усугублялась "не сертифицированными" ГСМ. А методику выхода из штопора специально разрабатывали в НИИ ВВС, причем при погибли несколько испытателей. Другое дело, что, благодаря цельнометаллической конструкции, P-39 существенно превосходил "Яки" по живучести, мощности вооружения, дальности и продолжительности полета. У Яковлева для улучшения любой одной из перечисленных характеристик создавалась своя модификация истребителя - тяжелый(с пушкой 37мм), дальний (с дополнительными НЕПРОТЕКТИРОВАННЫМИ баками) и т.п.
    • Serg Nik[googleplus]
      |
      01:16
      20.03.2018
      0
      +
      -
      Маке: Самолета ЛаГ-7 в природе не существовало. А вот на Ла-7 в соседнем полку в учебном полете погиб один из знакомых Покрышкина - что и повлияло на его решение продолжать держаться за "кобру". Другому подобную "вольность" едва ли бы разрешили. С другой стороны, слишком разные это были самолеты, что наверняка затянуло бы сроки переучивания.
    • ШилькаГрубый
      |
      16:02
      20.03.2018
      1
      +
      -
      Маке: Не ври, Покрышкин сначало войны воевал на советском самолёте МИГ-3.Потом на Яке. И только в 1943 сел на Аэрокобру.Закончил войну Покрышкин на Ла-5.
    • Виктор Климашевский[facebook]
      |
      17:56
      21.03.2018
      0
      +
      -
      Маке: Угум... Что Вам известно об ограничениях по оборотам двигателя Аллисон? Или Вы сравнивали скорострельность 37-мм орудия "кобры" с наше НС-37? А плоский штопор? А перевернутый плоский? А управляемость на малых высотах, как у Ил-2? А аварийное покидание самолета через боковую дверь с ударом стабилизатором по ногам?
    • Константин Богданов[odnoklassnik
      |
      04:45
      22.03.2018
      1
      +
      -
      Маке, Ваше утверждение ложное. Во-первых, Покрышкин воевал на том самолёте - Аэрокобре - который ему дали. Во-вторых, такого самолёта, как "Айркобра", не существовало. Возможно Вы её путаете с "Аэрокоброй". В-третьих, такого самолёта, как "ЛаГ-7", не существовало. Возможно Вы его путаете с "Ла-7". В-четвёртых, переходить с Аэрокобры на другой самолёт Покрышкин, хотя и понимал, что Аэрокобра радом не стояла с Ла-7 не хотел из-за того, что, как ни была Аэрокобра плоха, её пилотирование и боевое применение были отработаны до автоматизма и переход на любую другую машину снизил бы на время результативность. В-пятых, Иван Никитович Кожедуб с его 64 сбитыми самолётами против 59 сбытых Покрышкиным самолётов, войну заканчивал на Ла-7. Ла-7 Кожедуба сохранился до сих пор и его и сегодня можно увидеть в Центральном музее Военно-воздушных сил в Монине под Москвой. Рекомендую прочитать книги "Покрышкин" и "Кожедуб", выхожившие в серии ЖЗЛ.
  7. вячеслав сахнов[odnoklassniki]
    |
    10:38
    19.03.2018
    4
    +
    -
    Народ ! Не забывайте . что пропаганда ,,рейха ,, была сильнее , чем у СССР ! У нас считалось победой подтвержденное свидетелями СБИТИЕ ! У люфтваффе победой считалось уничтожение на аэродроме и попадание в фотоприцел ! То есть поймал в прицел ,сфоткал и победитель !
  8. Serg Nik[googleplus]
    |
    00:40
    20.03.2018
    1
    +
    -
    вячеслав сахнов[odnoklassniki]: Добавлю, что почти всю войну в ВВС РККА действовало правило, что при невыполнении боевого задания сбитые самолеты противника на "личный счет" не записывались, а учитывались как "групповые". А задания часто и в самом деле были невыполнимыми. Особенно, с учетом того, основной задачей советской авиации была поддержка и прикрытие сухопутных войск, которые располагали значительно более слабой артиллерией ПВО, чем части вермахта.
  9. Владимир Родичкин[vkontakte]
    |
    10:17
    19.04.2018
    0
    +
    -
    вячеслав сахнов[odnoklassniki]: В Красной Армии считался сбитый самолет противника когда шилдик сбитого самолета снимался и предоставлялся в соответствующие инстанции. Данная процедура была отработана в РККА после этого зачислялся сбитый самолет противника. У фашистов счет велся по другому сфотографировал наговорил и победа в кармане. Были случаи подбитые самолеты дотягивали до аэродромов или благополучно садились, но фото сделано дымящего или частично потерянного управления самолета РККА. Самое интересное что фашисты что в СССР за каждый сбитый самолет платили толь учет у нас был более жестким. На войне много было случаев когда сбитый самолет противника падал на территории противника, развет группы должны были добыть шилдик но не могли то победа над противникам не зачислялась (немцы об этом хорошо знали)устраивали засады, увозили сбитые самолеты, снимали шилдик. По этому все сбитые самолеты и так же асы фашистов это фейк.У фашистов не было мотивации лесть на ражен.
  10. Александр Зайцев[vkontakte]
    |
    11:37
    19.03.2018
    -1
    +
    -
    Кто лучший, решается только в личной схватке (да и то не всегда). Кто сбил больше - другой вопрос.По-видимому, наши историки это даже не оспаривают, больше сбил всё-таки немец.К тому же, не нужно забывать, что фактически он начал сбивать наши самолеты только в сорок третьем году ( за сорок второй год - только один или два).За тактику нельзя упрекать Хартманна. Это были просто разные подходы, а не то, что он боялся сильного противника. Кстати,в нашей армии победа над бомбардировщиком ценилась в прямом смысле дороже, чем над истребителем.( Тысяча двести и тысяча рублей).
  11. Ruslan Gateev[mailru]
    |
    18:52
    20.03.2018
    1
    +
    -
    Александр Зайцев[vkontakte]: почитай мой коммент - поймеш - оспаривают но эти доводы не признают - потому что получится что мы не заваливали мясом а очень не плохо воевали
    • Дмитрий Курилов[vkontakte]
      |
      23:01
      22.03.2018
      -1
      +
      -
      Ruslan Gateev[mailru]: дело в том, что на одного летчика-аса приходилась тысяча безымянных солдат, погибших в "гениальных" лобовых атаках на пулеметы, разминировавших ногами минные поля и прочее, прочее, прочее. Солдат ведь действительно много потеряли по глупости и откровенному пофигизму командования. А Покрышкин - герой, кто же с этим спорит. А Жуков - мясник. И с этим тоже спорить глупо.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли оформить загранпаспорт без военного билета?
  2. Что за скандал с утечкой данных о гиперзвуковом оружии?
  3. Как россияне будут отдыхать в 2019 году?




Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ