aif.ru counter
Владимир Тихомиров 11203

Красноармейские дроны. Беспилотная техника в СССР появилась 90 лет назад

Российская армия скоро будет состоять из роботов и боевых беспилотных аппаратов - «умного оружия», управляемого человеком в сотрудничестве с искусственным интеллектом.

На базе тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 Туполев создал самолёт-беспилотник.
На базе тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 Туполев создал самолёт-беспилотник. © / Иван Шагин / РИА Новости

Между тем мало кто знает и помнит, что первые беспилотные боевые аппараты начали разрабатываться в конце 1920-х гг. Уже  тогда советские конструкторы в этой области были впереди планеты всей. 

Первую беспилотную боевую машину придумали в 1915 г. французы - инженеры Поль Обрио и Густав Габэ, назвавшие своё изобретение «Torpille Terrestre», «наземная торпеда». Это был гусеничный механизм с электромотором, который мог доставить к позиции противника 200 кг взрывчатки. Идею своей «торпеды» Обрио и Габэ подсмотрели у моряков, которые с древнейших времён использовали брандеры - корабли, набитые порохом, которые шли на таран вражеских плавсредств. 

Известие о Torpille Terrestre, опубликованное во французских научных журналах, произвело сенсацию в военных кругах. И больше всех идеей создания беспилотных боевых машин загорелся будущий маршал Михаил Тухачевский, занимавший тогда пост заместителя наркома по военным и морским делам. 

На горе всем буржуям

Тухачевский был уверен, что только боевые роботы помогут нашей стране выиграть грядущую войну и совершить мировую революцию. Дескать, Красной армии придётся воевать с капиталистической армией, состоящей преимущественно из рабочих и крестьян. И вот, увидев перед собой армаду танков-роботов с красными звёздами на башнях, столь зримо демонстрирующих могущество первой в мире коммунистической армии, западные пролетарии сами поднимут руки.

Для выполнения этой задачи Тухачевский приказал создать в Военной электротехнической академии (ВЭТА) ­РККА опытную радиоаппаратуру для оснащения лёгкого танка «Русский Рено». Испытания, состоявшиеся в 1927 г. под Москвой, прошли успешно: подчиняясь командам оператора, радиоуправляемый танк легко форсировал все преграды. В том же году Тухачевский сделал доклад об испытаниях телетанка на заседании Реввоенсовета и получил добро на дальнейшие работы, отдав их в ведение только что созданного Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения), которое возглавил Владимир Бекаури.

Изобретатель-бомбист 

Владимир Иванович Бекаури родился в семье бедного грузинского дворянина. В 1905 г. он закончил железнодорожное училище в Тифлисе, после чего пару лет проработал железнодорожным техником. В то же время он делал бомбы для грузинских революционеров и даже ухитрился соорудить для них самодельную пушку. 

В 1907 г. Бекаури по заданию партии переехал в Петербург. В столице он конструировал замки` для банковских сейфов и занимался изобретательской деятельностью. В 1910 г. получил свой первый патент - на аппарат для обозначения времени на движущейся телеграфной ленте. После Октября карьера Бекаури рванула вверх. В 1920 г. он встретился с Лениным и продемонстрировал тому несколько своих изобретений, после чего получил под своё начало Центральную научно-техническую лабораторию Генштаба, созданную ещё по указу императора Николая II для разработки передовых образцов вооружения. Бекаури двумя руками ухватился за идею командарма Тухачевского. В 1927 г. он получил 150 тыс. швейцарских франков - громадные деньги по тем временам, - на которые через агентов Разведупра закупил на Западе все новейшие образцы радиоуправляемой техники. Так, из Берлина ему привезли модель телеуправляемого катера «Havel 1», из Лондона - модели радиоуправляемых самолёто-торпед, предназначенных для атак с воздуха на корабли.

Вскоре основная часть Остех­бюро была переведена в Москву и переименована в Телемеханический институт № 20 (НИИ-20). Сам Бекаури обосновался в усадьбе мультимиллионера фон Дервиза в центре Москвы. 

Первый успех 

В 1932 г. Бекаури праздновал триумф, представив высокой комиссии Наркомата обороны первый в мире радиоуправляемый танк Т-26, оснащённый системой управления «Мост-1». Оператор передавал по радио шифрованные команды, они преобразовывались в команды для системы пневмоприводов, которые были закреплены на рычагах и педалях управления танка. После испытаний на Московском химполигоне был сформирован специальный танковый отряд № 4. Уже через год в распоряжение отряда поступил новый телетанк ТТ-18, который мог выполнять 16 команд: поворачиваться, менять скорость, стрелять из огнемёта и ставить дымовую завесу, сбрасывать радиоуправляемые мины или пускать отравляющие вещества из специальных баллонов и т. д. Также был разработан телетанк ТТ-26, управление которым велось не со стационарного пункта, а из башни обычного танка Т-26. Это был прорыв! 

Предполагалось, что вскоре к каждому обычному танку в Красной армии припишут по 2-3 танка-робота, которые и пойдут вперёд, расчищая путь перед атакой. Интересно, что радиостанции у них были ламповые, часть ламп имела металлические колбы, но большинст­во были всё же стеклянные. Как ни парадоксально, отказов не случалось! Вся конструкция крепилась на специальных пружинах-амортизаторах.

Была также предусмотрена и система защиты от врага. Например, в случае выхода телетанка из зоны досягаемости управляющего танка автоматически срабатывал тормоз - танк останавливался и ожидал очередной команды от оператора. Для предотвращения попытки захвата телетанка врагом в башне ТТ ставили мину весом в 1 кг тротила, срабатывавшую на открытие люка. 

Даёшь радио для армии!

Окрылённый успехом, Бекаури стал строить настоящую радиоуправляемую армию. Первым делом он занялся радиоуправляемыми дотами. При подходе противника к такому доту пулемёты автоматически начинали поливать свинцом заданный сектор. Также доты оборудовались огнемётами, снабжёнными огромными ёмкостями для огнесмеси - несколько тысяч литров!

Начали проектировать и радиоуправляемые паровозы, и радиоуправляемые самолёты. Специально для НИИ-20 авиаконструктор Андрей Туполев приступил к созданию тяжёлого бомбардировщика ТБ-3РТ3. Взлёт такого самолёта в воздух был сложной задачей, и поэтому первый советский самолёт-беспилотник взлетал под управлением человека, а затем пилот выбрасывался с парашютом. Далее бомбардировщик управлялся по радио с «ведущего» самолёта, а когда телеуправляемый борт достигал нужной цели, оператор посылал по радио сигнал на пикирование позиций врага.

Однако вскоре все работы в этой области были прерваны. В самом начале июня 1937 г., через две недели после ареста Тухачевского, на заседании Военного совета при наркоме обороны Владимира Бекаури обвинили во вредительстве и работе на германскую разведку. «Известно, что любимым занятием Тухачевского была его болтовня с авантюристами, которые шатались у него целыми стаями. Среди них два-три изобретателя нашлись, - заявил начальник Военно-морской академии РККА Иван Лудри. - Однако в смысле внедрения новых образцов оружия, поскольку это дело было у Тухачевского, я считаю, дело у нас обстояло, безусловно, вредительски. Сейчас уже выявлены вредители в этом Остехбюро». 8 сентября 1937 г. Бекаури был арестован в Ленинграде сотрудниками НКВД и в тот же день этапирован в Москву. На следст­вии он подписал все признательные протоколы, и в феврале 1938 г. был расстрелян. Ивана Лудри расстреляли ещё раньше - в 1937 г. 

Изобретения практического значения

Двухантенный вариант РУС-2 «Редут».
Двухантенный вариант РУС-2 «Редут». Фото: Public Domain

НИИ-20 после Бекаури возглавил Василий Захаров, выходец из чекистов, который перевёл исследования в более практическое русло. В частности, начались испытания первого в мире активного радиолокационного локатора «Редут» для раннего обнаружения самолётов противника в воздухе - сейчас такая система стоит на каждом самолёте. Были созданы и системы радиоуправляемых мин. Так, в ночь с 13 на 14 ноября 1941 г. в Харькове сработала разработанная В. Бекаури радиоуправляемая мина «Беми» (от фамилий конструкторов Бекаури - Миткевич). Шифрованная команда на взрыв была передана с Воронежской радиовещательной станции, в итоге в Харькове взрыв уничтожил здание штаба нацистов, погибли командир 68-й пехотной дивизии Браун и несколько десятков офицеров. В 1942 г. состоялись и боевые испытания первого радиоуправляемого самолёта ТБ-3РТ3 «Торпедо», гружённого 4 т тротила, который должен был спикировать на железнодорожный узел под Вязьмой. Однако при подлёте к цели антенна передатчика на «ведущем» самолёте ТБ-3 вышла из строя, и «Торпедо» не удалось навести на цель - самолёт взорвался в стороне от станции. Ещё один самолёт «Торпедо» был уничтожен в том же 1942 г. при налёте немцев на аэродром, после чего программа испытаний была свёрнута. 

Не забыл Захаров и про танки-беспилотники. В 1938 г. в НИИ-20 было изготовлено 28 телемеханических групп (всего 56 танков, включая «ведущие» с операторами). Боевое крещение радиоуправляемых танков состоялось во время Финской войны зимой 1939 г. Но попытки использовать эти машины для подрыва финских дотов успехом не увенчались: из-за слабой броневой защиты танков Т-26 противотанковые орудия противника расстреливали их ещё до подхода к цели. Командир танковой роты 217-го отдельного танкового батальона полковник Евгений Завьялов вспоминал: «Наш батальон получил задачу разведать огневые точки на участке линии Маннергейма по дороге на Выборг. С выходом на исходные позиции были пущены телетанки, ведущие огонь из огнемётов. Перед финскими дотами располагались гранитные надолбы, наполовину занесённые снегом и плохо просматриваемые. В итоге все телетанки сели днищем на надолбы и прекратили движение. Финны на наши танки не реагировали и огонь по ним не открывали... Под покровом ночи телетанки сняли с надолбов, но несколько машин было потеряно, так как снять их с надолбов не удалось...» Позже 217-й батальон получил задачу подорвать несколько дотов. «Финны заметили движение танков и открыли по ним огонь из противотанковых пушек. Телетанки успели подойти почти к цели, но первое попадание в телетанк вызвало взрыв колоссальной силы». Один дот был подорван, но были уничтожены и остальные телетанки.

Зато танкисты 7-й специальной роты с блеском выполнили задачу, уничтожив доты № 39 и № 35. «Эти доты были самыми страшными, но они были подорваны телетанками, - позже вспоминал командир 100-й стрелковой дивизии Аркадий Ермаков. - Телетанки работали неплохо, они себя оправдали, но мы не всегда их смогли применять в силу того, что местность имела большое количество воронок». 

В феврале 1940 г. на Кировском заводе в Ленинграде была выпущена телемеханическая группа «Подрывник», разработанная по проекту военинженера 2-го ранга Анатолия Кравцова. Это были уже многоразовые машины, под днищем которых была смонтирована система для сбрасывания мощных мин весом 700 кг. Взрыв такого заряда рушил самые страшные железобетонные доты на 4 этажа вниз. На минах был установлен взрыватель с задержкой 15 минут, срабатывавший от удара о землю, - за это время танк задним ходом требовалось отвести на безопасное расстояние. В марте 1940 г. группа «Подрывник» убыла на Карельский перешеек, но в боевых действиях принять участие уже не успела. 

Дорогие и ненужные?

Демонстрация советских телетанков произвела такое впечатление на западных инженеров, что во многих странах предприняли попытки сделать нечто похожее. В Германии были созданы радиоуправляемые минные тралы и минные транспортёры, а первое подразделение радиоуправляемых машин было создано в вермахте весной 1942 г. Его отправили на Восточный фронт, под Севастополь. Интересно, что под Севастополем состоялось и единственное сражение с участием советских телетанков за всю историю Великой Отечест­венной. 27 февраля 1942 г. на позиции наших войск севернее Любимовки были доставлены 6 старых машин Т-27: вооружение с танкеток сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила и комплект радиооборудования. Руководил работой будущий советский писатель-фантаст Александр Казанцев, тогда военный инженер 3-го ранга. В 6 утра телетанки пошли в атаку. Две танкетки были вскоре взорваны, но остальные достигли своей цели и уничтожили артиллерию немцев.

А вот 217-му батальону телетанков не повезло. Война застала танкистов на маневрах под Горьким. Телетанки долго не решались бросить в бой: оборудование было секретным. Пока батальон перебазировали, враг уже стоял под Москвой. Тогда командование, махнув рукой на секретность, приказало снять оборудование и посадить в телетанки Т-26 обычных танкистов. Под Москвой 217-й батальон и остался... Вторично это подразделение было создано уже заново в ноябре 1941 г. 

Берегли свои телетанки и немцы. Вместо дорогой радиоаппаратуры они стали использовать проводную связь, широко используя дешёвые мобильные мины Sd.Kfz.302 Goliath, которые управлялись по проводам. 

Созданием радиоуправляемых самолётов занимались и британцы, и японцы - последние хотели с их помощью таранить американские линкоры. Ничего путного из этой затеи не вышло - операторы так и не смогли научиться дистанционно наводить самолёты на цель. В конце концов внуки самураев отказались от дорогой радиоаппаратуры - ведь в стране было достаточно живых камикадзе, готовых покончить с собой ради выполнения боевой задачи.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем болела Элина Быстрицкая?
  2. Как считают пенсии при работе по двум трудовым книжкам?
  3. Насколько продлили срок перехода на цифровое телевидение?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ