aif.ru counter
Константин Кудряшов 15 46720

Кто крестил Русь? Почему греки были против канонизации князя Владимира

Юбилей легендарной Десятинной церкви в Киеве поднимает старый вопрос — чья роль в крещении Руси была определяющей и при чём здесь ирландцы?

«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896 г.
«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896 г. © / Public Domain

1020 лет назад, 12 мая 996 г., в Киеве была освящена Десятинная церковь. Первый каменный храм Древней Руси, воздвигнутый святым равноапостольным князем Владимиром. Дата почтенная и духоподъёмная — по этому поводу, наверное, стоит ожидать широких празднеств. Или нет?

Скорее нет. И причина проста. Само по себе существование Десятинной церкви крайне неудобно для многих и многих. Прежде всего, для тех, кто до сих пор разделяет устоявшуюся версию крещения Руси. Она известна, наверное, всем и каждому. Вот князь Владимир, выбирая новую веру, принимает послов от византийских православных, от римских католиков, от мусульман и от иудеев. Вот он склоняется к греческому варианту. Однако просто так менять веру не желает и добывает крещение, вроде как трофей. Для начала берёт один из важнейших городов Византии, Корсунь (Херсонес). Потом вынуждает братьев-императоров, Василия и Константина, выдать за себя их сестру Анну, угрожая в противном случае взять сам Константинополь. Получает согласие. И только тогда принимает крещение. Разумеется, из рук греческих священнослужителей. И склоняет к крещению всю Русь. Произошло это в 988 г.

«Первые христиане в Киеве». В. Г. Перов, 1880 г. Картина иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве.
«Первые христиане в Киеве». В. Г. Перов, 1880 г. Картина иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве. Источник: Public Domain

Слова не той системы

Стройная, интересная, красивая история. Вот только, к величайшему сожалению, не подтверждённая. Во всяком случае, византийскими источниками акт крещения Руси при Владимире не отмечен никак. Вообще. Как будто его и не было вовсе.

Есть любопытное наблюдение, на которое не раз обращали внимание и учёные, и те, кто просто интересуется историей Церкви. Теоретически, принятие христианства из рук греческих священнослужителей должно было идти полным пакетом. В него входят канон, обряды и терминология. А с последним у нас явные проблемы. Солидная часть отечественных церковных терминов, причём базовых, крайне далека от греческих. Зато весьма близка к западной традиции. Для сомневающихся можно привести ряд самых очевидных примеров. Навскидку:

Церковь

  • Русь — Церкы
  • Греки — Экклесия
  • Запад — Cyrica
«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х.
«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х. Источник: Public Domain

Крест

  • Русь — Крест
  • Греки — Ставрос
  • Запад — Crux

Священник

  • Русь — Попъ
  • Греки — Иерей
  • Запад — Pope

Алтарь

  • Русь — Алтарь
  • Греки — Бомос
  • Запад — Altarium

Язычник

  • Русь — Поганый
  • Греки — Этникос
  • Запад — Paganus

Неправильное крещение?

В принципе, это ещё цветочки. Ягодки начинаются, когда понимаешь, что творилось в церковных делах Руси спустя полвека после такой привычной даты крещения — 988 г.

На Русь прибывает митрополит Феопемпт. Грек, поставленный во главе русской митрополии Константинопольским патриархом. 1037 год. Первое, что делает Феопемпт, — заново освящает ту самую Десятинную церковь. Главный храм Руси. Кафедральный собор. Там был похоронен сам Владимир и его жена Анна. Туда были перенесены мощи княгини Ольги — первой из русских правителей, кто принял крещение. Иными словами, Десятинная церковь — центр святости всей русской земли.

И вдруг греческий митрополит её заново освящает. Такое допускается только в двух случаях. Либо храм был осквернён, либо изначально его освятили как-то неправильно. Однако про осквернение ничего не известно.

К слову, греческая церковь на протяжении своей более чем богатой церковной истории не знала церковной десятины как юридически утверждённой практики. А на Руси — внезапно — целый кафедральный собор, живущий по принципам десятины. И принципы эти установил сам князь Владимир.

Ещё к слову. Канонизация князя Владимира состоялась довольно поздно. Спустя 400 лет после того, как он крестил Русь. Яростнее всех прославлению Владимира в лике святых противился Константинополь.

Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г.
Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г. Источник: Public Domain

Риму — нет!

Впрочем, тем, кто решит, что изначально Русь крестили римские миссионеры, радоваться не стоит вообще. Во-первых, римские хроники также ничего не говорят и не знают о том, что это самое крещение состоялось при Владимире. Единственная миссия папских проповедников на Русь состоялась в 961–962 гг., при бабке Владимира, княгине Ольге. И окончилась она плачевно. Епископ Адальберт пробыл в Киеве всего ничего. Уехал посрамлённым: «Адальберт, посвящённый в епископы для руссов, не преуспел ни в чём, для чего был послан, и, видя труд свой тщетным, вернулся назад. Некоторые из его спутников были убиты, и сам он едва спасся».

И тут возникает парадокс. Князь Владимир принял крещение. Это факт. Вынудил к тому же своих подданных. Это ещё один факт. Ни Рим, ни Константинополь об этом ничего не знают либо не говорят. Это тоже факт.

Тем не менее строится и освящается Десятинная церковь. Идут службы. В богослужении и церковном обиходе используются термины частью греческие, частью германо-римские, западные. Жена князя Владимира, греческая принцесса Анна, в общем, не видит в этом ничего зазорного. Равно как и священнослужители. Но спустя полвека вся эта отлаженная система начинает шататься. Десятинную церковь освящают заново. И в качестве альтернативы строят Софийский собор. Два центра святости начинают увлекательную игру «кто тут главнее». Сыновей князя Владимира, мучеников Бориса и Глеба, пусть со скрипом, но канонизируют. А сам креститель Руси этой чести пока что не удостаивается. Что же он сделал неправильно? Почему выстроенную им систему по-своему исправляют новые греческие митрополиты?

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 г. (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками).
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 г. (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками). Источник: Public Domain

Третий путь

Есть вариант, который снимает почти все противоречия. Хотя сам он выглядит как отъявленная фантастика. Согласно ему, первичная христианизация Руси не обошлась без ирландского влияния.

Впрочем, не такая уж и фантастика. «В раннем Средневековье Ирландская церковь проповедовала православное христианство и стала поистине местной формой православной веры Константинополя…» — это общее место истории европейской Церкви. А о том, что такое ирландская проповедь и ирландский миссионер, красноречиво говорит один интересный факт — подавляющее большинство монастырей в Подунавье основано именно ирландцами. Прежде всего это касается Моравии. Одного из первых славянских государств. Одного из ранних очагов славянского христианства. Именно в этих землях ирландские монахи развернули свою миссионерскую деятельность. Именно там проповедовали впоследствии Кирилл и Мефодий. Именно оттуда шли волны славянской миграции в пределы Киевской Руси.

«Вместе с переселенцами на Русь попадали ирландские воззрения, которые отразились в самой первоначальной форме церковной организации. В связи с этим и сам институт десятины подвергался нападкам как западный», — это цитата из труда доктора философии, архимандрита Иеронима Тестина, которого трудно заподозрить в излишнем фантазировании.

Христианство, первоначально принятое князем Владимиром, было не римским и не греческим. Это было православие. Но особое. В создании его извода участвовали славяне, ирландцы и греки. Отсюда и «западные» термины. Отсюда и десятина. Отсюда же и ревность Константинополя, иерархи которого так стремились поправить князя Владимира и его ирландских учителей. Отсюда же и ненависть Рима. Кстати, папа Григорий VII в XI веке призвал «окончательно сокрушить ирландскую церковь». Одним из главных прибежищ её приверженцев стала Русь.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. TiT ШиШ
    |
    13:32
    12.05.2016
    2
    +
    -
    В пользу догадки о Ирландском следе могла быть упомянута сама предистория возведения Десятинной церкви на месте казни двух варягов - христяьн ( отца и сына на которого выпал жребий волхвов на принесение в жертву ) . Таким образом она была для Владимира покоянной . А те два первых мученика на Руси вполне могли быть именно ирландцами так как все , что нам известно о них это то что они были варягами и отец заступился за сына . Но для варягов свеев и Руси ( роутси) быть христианином означало быть дисквалифицированным из профессии . Именно поэтому Святослав отверг христианство . Таким образом можно предположить , что они были ирландскими христианами ибо если они были варягами роутси или свееи то на них жребий бы не бросали . В жертву приносили невольников или иноплеменников в первую очередь - кого. не жалко ! Тонкое обстоятельство в том что происходило это убийство на великокняжеском дворе рядом с теремом князя и видимо на его глазах и возможно по его приказу . Раскаяние могло заставить его обратиться именно к их единоверцам другим ирландцам если они там были . Возможно именно по их наущению он и стал искать крещения . Но факт то что церковь была построена после крещения Владимира в Корсуни и женитьбы на Анне и в соответсвии с византийским образцом для церквей и первый указанный настоятель этого храма был Грек Анастас из Корсуни вывезенный , что вместе с захоронением там византийской царевны Анны сильно умаляет ирландскую версию крещения .
  2. TiT ШиШ
    |
    01:44
    12.05.2016
    1
    +
    -
    Да , наверное, какое-то участие ирландцев как первоучителей христьянства очень даже возможно учитывая завязаность создания государства Русь на варягов и норманнов их обширные торговые связи в северной Атлантике ( вспомним , что Дублин -столица Ирландии основан норманнам и назван ими же как Берлин , Таллин , Котлин ) НО следует помнить выбор от кого принять крещение был чисто политическим , кстати именно на это указывает история о выборе между мусульманами , иудеями и христьянами . Иудаизм был отвергнут именно по политическим причинам , ибо за ним не стояло сильного государства . но тоже самое относится к Ирландии , которая никаким сильным государством не была и Крещение от них никаких преимуществ не давало . Торговля Киева была завязана на Херсонес и Константинополь . К тому же очень красноговорящим является факт выдачи сестры императоров за Владимира . А это не хухры мухры и приземлит все фантазии ! Выдать сестру за нехристя они не могли и то что Владимир принял именно греческое крещение чтобы на ней женится сомнений не вызывает , а значит мог крестить и дружину , потому что его эксперименты с язычеством до этого не кажутся просто выдумкой . Так что крещение Руси от греков однозначно , хотя возможно первые христьянские проповедники могли быть ирландцами . И я даже знаю почему . Факт захоронения греческой принцессы и жены Владимира в Десятинной церкви также свидетельствует за то что она была греческой , а не ирландской . Я думаю , она свой брак и прибывание на Руси рассматривала именно как миссионерскую и врядли бы согласилась с освещением Десятиной Церкви построеной на десятину собираемую Владимиром кем то кроме греков - тогда очень серьёзно к этому относились . Владимир греческой царевной очень дорожил . Наверное все таки церковь была переосвещена из-за чего то о чем стыдливо умолчали летописцы .
Комментарии (15)
  1. TiT ШиШ
    |
    01:44
    12.05.2016
    1
    +
    -
    Да , наверное, какое-то участие ирландцев как первоучителей христьянства очень даже возможно учитывая завязаность создания государства Русь на варягов и норманнов их обширные торговые связи в северной Атлантике ( вспомним , что Дублин -столица Ирландии основан норманнам и назван ими же как Берлин , Таллин , Котлин ) НО следует помнить выбор от кого принять крещение был чисто политическим , кстати именно на это указывает история о выборе между мусульманами , иудеями и христьянами . Иудаизм был отвергнут именно по политическим причинам , ибо за ним не стояло сильного государства . но тоже самое относится к Ирландии , которая никаким сильным государством не была и Крещение от них никаких преимуществ не давало . Торговля Киева была завязана на Херсонес и Константинополь . К тому же очень красноговорящим является факт выдачи сестры императоров за Владимира . А это не хухры мухры и приземлит все фантазии ! Выдать сестру за нехристя они не могли и то что Владимир принял именно греческое крещение чтобы на ней женится сомнений не вызывает , а значит мог крестить и дружину , потому что его эксперименты с язычеством до этого не кажутся просто выдумкой . Так что крещение Руси от греков однозначно , хотя возможно первые христьянские проповедники могли быть ирландцами . И я даже знаю почему . Факт захоронения греческой принцессы и жены Владимира в Десятинной церкви также свидетельствует за то что она была греческой , а не ирландской . Я думаю , она свой брак и прибывание на Руси рассматривала именно как миссионерскую и врядли бы согласилась с освещением Десятиной Церкви построеной на десятину собираемую Владимиром кем то кроме греков - тогда очень серьёзно к этому относились . Владимир греческой царевной очень дорожил . Наверное все таки церковь была переосвещена из-за чего то о чем стыдливо умолчали летописцы .
  2. TiT ШиШ
    |
    01:55
    12.05.2016
    0
    +
    -
    Причина по которой Греческая церковь умалчивала или отказывалась признавать заслуги Владимира требуют серьёзного исследования . А предположить на вскидку можно две : 1) Греки у себя записали крещение Руси проведённое ещё в 860 году каким то греком попом , а два крещения это уже слишком . 2) В случае с Владимиром то крестил Русь не грек святитель специально посланный как в 860 году , а князь язычник правда вместе с царевной греческой , но женщины не могли быть свещениками и в православной церкви не крестит . То есть прав у него таких не было . Крестить Русь должен был благославленный на это патриархом свещеник
    • TiT ШиШ
      |
      13:40
      12.05.2016
      0
      +
      -
      выясняется , что у византийцев были свидетельства о посылки на Русь не просто священника , а специального епископа после 860 года для крещения . То есть это была специальная благословленная патриархом Фотием миссия . Поэтому византийцы не приняли идею второго крещения Руси без посланца патриарха и его благословления .
  3. TiT ШиШ
    |
    13:32
    12.05.2016
    2
    +
    -
    В пользу догадки о Ирландском следе могла быть упомянута сама предистория возведения Десятинной церкви на месте казни двух варягов - христяьн ( отца и сына на которого выпал жребий волхвов на принесение в жертву ) . Таким образом она была для Владимира покоянной . А те два первых мученика на Руси вполне могли быть именно ирландцами так как все , что нам известно о них это то что они были варягами и отец заступился за сына . Но для варягов свеев и Руси ( роутси) быть христианином означало быть дисквалифицированным из профессии . Именно поэтому Святослав отверг христианство . Таким образом можно предположить , что они были ирландскими христианами ибо если они были варягами роутси или свееи то на них жребий бы не бросали . В жертву приносили невольников или иноплеменников в первую очередь - кого. не жалко ! Тонкое обстоятельство в том что происходило это убийство на великокняжеском дворе рядом с теремом князя и видимо на его глазах и возможно по его приказу . Раскаяние могло заставить его обратиться именно к их единоверцам другим ирландцам если они там были . Возможно именно по их наущению он и стал искать крещения . Но факт то что церковь была построена после крещения Владимира в Корсуни и женитьбы на Анне и в соответсвии с византийским образцом для церквей и первый указанный настоятель этого храма был Грек Анастас из Корсуни вывезенный , что вместе с захоронением там византийской царевны Анны сильно умаляет ирландскую версию крещения .
  4. Сергей
    |
    18:10
    12.05.2016
    0
    +
    -
    Кевская Русь, это предок какой страны, тема не раскрыта?
  5. Рашит ханнанов
    |
    18:40
    12.05.2016
    -2
    +
    -
    Версия автора является очень интересной. Но он упускает из виду многие моменты. 1.Действительно, в христианстве к 10 веку было уже много различных течений. Однако, вряд ли, можно говорить о том, что , например, между православием и католицизмом на тот момент была проведена очень четкая разграничительная линия. Скорее всего, шла война между конкретными церковными иерархами внутри всего христианства в целом. 2. В Европе в то время еще были очень сильны и язычники, т.е. христианство хотя и играло доминирующую роль, но не было всеобъемлющим. 3. Какое бы христианство не было принято на Руси, в любом случае в течение первых веков основная масса населения еще очень долго оставалась языческой. 4-ое, и это самое важное. Это цель принятия политической элитой Руси христианства. Принимая христианство политическая элита искала не Бога-Творца. Нет. Политическая элита Руси решала в первую очередь вопрос собственного престижа. И в то же время она хотела сохранить свою самостоятельность. Ведь что такое 10-11 века. Бурный расцвет Арабского Халифата изумил европейцев. Рядовые жители Европы стали тянуться к Исламу. Уже привыкшая к гарантированным доходам (к десятине) церковная верхушка в Европе стала развивать активную контрпропаганду против Ислама. Естественно, они страшно боялись того, что Русь может принять Ислам. Ведь тогда это было очень реально. Поэтому в ход был пущен весь набор разнообразных средств, включая интриги, шантаж и обман. Однако языческое население Руси было очень мало готово к принятию Единобожия. Поэтому основной лозунг западных миссионеров свелся к тому, что если Русь не примет христианства, то она полностью потеряет самостоятельность и уважение со стороны западных стран. Конечно, все это было ложью, но это сыграло свою роль.Вот именно по этой причине политическая элита "приняла" христианство, в данном случае Православие, в такой своеобразной манере. Т.е. элита публично продекларировала!!!!, что Русь отныне является христианской страной. А сами каноны при этом не были соблюдены. Т.е. не было ни помазания, ни какой-то иной "передачи" святого духа и т.п. Таким образом, это не было принятием христианства в полном смысле этого слова. Это была полумера. Причем язычество прочно держалось на Руси вплоть до начала 18 века. И вера в Бога-Творца традиционно была самой слабой. Именно поэтому русский народ уже в начале 20 века самым первым из европейских народов массово отказался от Единобожия.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда Масленица в 2019 году?
  2. Помогут ли спущенные колеса ездить по рыхлому снегу и скользкому льду?
  3. Чем запомнился оператор Борис Соколов?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ